Российская газета | Маргарита Шиц | 30.01.2004 |
— Да, конечно, мы живем в стране, где есть иные религии, но именно православие — и это исторический факт, а не законодательное предпочтение — оказало и оказывает наибольшее воздействие на то, что можно назвать «русский эпос», то, что связано с понятием Россия. И в этом смысле изучение основ православной культуры будет полезно для становления гражданского общества. И даже для тех его членов, которые не являются воцерковленными, и даже не для христиан.
— Много говорят о том, что трудно будет обеспечить качество этого образования. А некачественное преподавание — это вульгаризация, спрямление, штампы, искажения.
— Мне кажется, дело будет зависеть от качества пособий, которые будут предложены. И вы знаете, для этого у нас достаточно квалифицированных кадров как в церковной, так и в светской науке. Есть прекрасный курс «Православие и русская литература» Михаила Дунаева. Только что вышел замечательный учебник по истории России для 6−7 классов Александра Орлова, профессора МГУ.
— Но это будут обыкновенные светские учителя, не обязательно верующие?
— Я думаю, что они должны с уважением относиться к православию как духовной традиции.
— Из чего все-таки будет состоять курс: в нем будут рассказывать об Андрее Рублеве или преподавать начала Закона Божьего?
— Это ни в коем случае не должно быть нечто вроде Закона Божьего. Основы Священного Писания будут изучаться, поскольку нельзя начать изучение истории Русской церкви и основ иконописания, не представляя к чему все это восходит.
Но различие очевидно: преподавание Закона Божьего предполагает внутреннее согласие, приятие ребенком, уже сознающим себя православным и воспитуемым в православной семье, того, что ему преподается. Преподавая знакомство со Священным Писанием в обычной средней школе, мы ни в коем случае не можем требовать от ребенка вероучительного согласия. Но знания — да.