Известия | Ильшат Гайнуллин | 30.01.2004 |
— Недавно на пленуме ЦДУМ России вы заявили, что вы прекращаете через СМИ полемизировать с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. С чем это связано? Ведь у вашей организации непростые взаимоотношения с Советом муфтиев и его председателем…
— В декабре прошлого года я был приглашен, как и другие представители религиозных конфессий России, на прием в Кремль по случаю Дня Конституции. Помимо меня, в приеме участвовали председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. У нас состоялся разговор о взаимоотношениях различных мусульманских общин внутри России, о недопустимости противостояния и раскола среди мусульман, о нормализации отношений между различными духовными центрами мусульман России.
— В чем причина раскола мусульман России?
— Как такового раскола среди мусульман России не было. Но в конце 80-х и в начале 90-х годов, да и сейчас, были и есть попытки вторжения различных тоталитарных сект и течений в духовное пространство нашей страны. Некоторые зарубежные «духовные» центры, в том числе и исламские, потеряв надежду обратить в свое лоно традиционные духовные центры мусульман России, воспользовались чрезмерной либеральностью нового законодательства о религии и свободе совести и стали создавать параллельные структуры, не имея при этом никаких общин, прихожан. Поэтому можно сказать, что в эти годы был не раскол среди мусульман России, а противостояние проникновению в нашу страну ваххабизма и религиозного экстремизма.
— В ушедшем году Владимир Путин озвучил идею о возможности вступления России в Организацию Исламская конференция. Каковы реальные шансы стать хотя бы наблюдателем ОИК?
— ОИК — своего рода ООН исламского мира. И шансы для вступления у России в ОИК есть, и немалые. Еще в начале 90-х годов были предприняты попытки вступления отдельных республик в ОИК. В частности, Татарстана и Башкортостана. И это делалось по согласованию с МИД СССР. Но так как федеральная власть никак не была представлена в данной организации, попытки вступления не увенчались успехом.
— Многие религиозные эксперты заявляют, что у России практически нет шансов для членства в ОИК, поскольку необходимы два условия — глава государства должен быть мусульманином, а большинство населения — исповедовать ислам.
— В России проживает в два раза больше мусульман, чем в Саудовской Аравии, и этот факт невозможно игнорировать. И членом — наблюдателем ОИК может стать страна, имеющая хотя бы часть мусульманского населения. Более того, совсем не обязательно, чтобы главой государства был мусульманин.
— Как у ЦДУМ складываются отношения с Саудовской Аравией?
— Саудовская Аравия имеет большой вес и влияние во всем мире. С королем Саудовской Аравии Фахд ибан Абдуль-Азизом мне приходилось встречаться неоднократно, впрочем, как и с другими членами руководства королевства. На этих встречах постоянно обсуждались вопросы сотрудничества между религиозными организациями наших стран. Кроме того, ЦДУМ России способствовало сближению наших стран и восстановлению дипломатических отношений в начале 90-х годов. В 1990 году, когда я возглавил ЦДУМ, впервые с 1917 года в Саудовскую Аравию отправились около полутора тысяч паломников. До этого паломничества совершали не более 15−18 человек в год. Король Саудовской Аравии издал указ о принятии паломников из СССР, а затем и из России, в котором было указано, что все они — его гости. Это означало, что питание, проживание, передвижение на транспорте для паломников из нашей страны обеспечивалось за счет средств королевства. Указ действовал три года.
— Оказывают ли религиозные институты Саудовской Аравии и других мусульманских стран финансовую помощь ЦДУМ России?
— Нет. Мы не финансируемся ни одним духовным центром из-за рубежа. В начале 90-х годов наша организация подписала договор с Исламским банком развития ОИК о содействии в строительстве духовных учебных заведений на сумму 1,4 миллиона долларов. Из них ЦДУМ России получило 410 тысяч долларов, которые были потрачены на строительство учебных заведений в Москве, Казани, Альметьевске, Октябрьске, Уфе. Других сумм или субсидий не поступало. ЦДУМ России существует за счет пожертвований российских верующих.
Уфа