Русская линия
Страна.Ru Ксения Фокина30.01.2004 

Запрет на ношение религиозных атрибутов будет повсеместным — от школ до работы
Французские власти повели решительную борьбу с мусульманскими радикальными организациями

Ношение выделяющейся религиозной атрибутики, будь то мусульманский хиджаб, еврейская кипа или крупный христианский крест, в общественных школах Франции отныне должно караться законом. Такое решение принял в среду Совет министров Франции, прошедший под председательством президента страны Жака Ширака. Его намерению утвердить закрепленный в конституции принцип «светскости» не помешали ни протесты ряда мусульманских стран, ни критика католических иерархов, ни сопротивление оппозиции, ни акции радикальных исламистов на улицах Парижа.

Во Франции решили, что настал момент напомнить о принципах республики — свободе, равенстве и братстве. На предстоящей неделе законопроект о ношении религиозных атрибутов будет рассмотрен парламентом, но в его принятии уже никто не сомневается. С нового учебного года ношение мусульманских платков в школах — а именно эти религиозные атрибуты чаще других можно увидеть на французских учениках — станет незаконным.

Собственно, принцип светскости закреплен в первой статье французской конституции и, по словам Жака Ширака, который две недели назад выступил с программной речью по этому поводу, является «шансом для Франции». Президенту страны удалось убедить французов в том, что «именно нейтральность публичного пространства позволяет гармонично сосуществовать различным религиям». Поэтому принятие законопроекта одобрили большинство французов, в том числе и мусульманского вероисповедания. Правда, и прения по этому вопросу были весьма бурные. А как же свобода и демократия? «Как любая другая свобода, свобода вероисповедания может быть ограничена лишь свободой других людей и необходимостью соблюдения правил жизни в обществе», — заявил Жак Ширак. Поэтому, дабы не злоупотреблять свободой религии, «которую наша страна уважает и защищает», необходимо соблюдать принцип светскости. Только этот принцип, по мнению французского президента, обеспечивает «тонкое, бесценное и хрупкое равновесие» между убеждениями и правовыми нормами, «терпеливо создававшимися десятилетиями».

Необходимость принятия закона назревала уже давно. Дискуссия не утихала последние 10 лет. Однако на фоне увеличения числа мусульман и повышения активности исламских радикалов она стала еще более актуальной. По словам самих французов, с которыми удалось поговорить обозревателю Страны.Ru, негласный закон, по которому в школу не принято ходить в мусульманском платке или другой религиозной одежде, действовал всегда и никогда не вызывал протеста. Однако последнее время некоторые радикальные организации стали использовать это как повод привлечения внимания и чрезмерного муссирования темы исламизма во Франции.

Корреспондент газеты «Фигаро» Карим Тальби родился во Франции и живет там всю свою жизнь, а вот его отец эмигрировал из Алжира 30 лет назад. «Тогда не было таких проблем, как сейчас», — рассказал Карим обозревателю Страны.Ru. Сегодня же, по его словам, многие арабы чувствуют себя не принятыми французским обществом. Поэтому у них возникает желание религиозного самоутверждения, возврата к корням. А шум вокруг исламизации Европы подталкивает многих к демонстрации своих религиозных убеждений.

И еще одна особенность. Выходцы из арабских стран, эмигрировавшие во Францию, готовы принять любые условия, чтобы стать членами французского общества. Поэтому они не станут лезть на рожон и качать права, тем более выставлять напоказ свои религиозные убеждения. По словам Карима, демонстрации протеста устраивают те, кто уже укоренился во Франции. Поэтому их мотивы нередко носят провокационный характер.

«Были случаи, — рассказал Карим, — когда некоторые ученицы-мусульманки пытались прийти в школу в хиджабах, что не принято, и вокруг этого поднималось слишком много шума». По словам Карима, исламисты постоянно пытаются намеренно раздуть шум вокруг якобы имеющих место нарушений прав мусульман. Это при том, что во Франции действует Совет по делам мусульман — государственный орган, выносящий проблемы верующих на самый высокий уровень.

Как сказал Жак Ширак, ислам — хоть и «сравнительно новая религия на нашей территории — занимает свое полноправное место среди крупных религий, представленных в нашей стране». Более того, «подготовка французских имамов» и утверждение «ислама с французской культурной индивидуальностью» — одна из государственных задач. С другой стороны, Франция — одна из стран, наиболее успешно ведущих борьбу с исламским экстремизмом на своей территории. Французские спецслужбы то и дело проводят аресты членов террористических сетей и предотвращают теракты. Последняя такая операция была проведена буквально на днях — французским спецслужбам удалось предотвратить нападение исламистов на участников ралли Париж-Дакар.

При этом президент Франции постарался максимально четко расставить точки над «i». «Беспощадная борьба с ксенофобией, расизмом и, особенно, с антисемитизмом» — фундаментальная установка французского руководства.

Аргументация настолько четкая, а ссылки на историю и традиции Франции настолько убедительны, что сомнений в необходимости запрета практически не остается. Тем более, что есть и более практичное объяснение: например, хиджаб может помешать на занятиях физкультурой, во время лабораторных работ по химии или биологии. Он, в конце концов, может загореться и нанести увечья ребенку.

На университеты запрет не распространяется. Однако, как и в любых государственных общественных учреждениях, демонстрация принадлежности к тому или иному религиозному культу не приветствуется.

Франция показала пример того, как главенство общего закона может и должно ограничивать свободу, чтобы она не превращалась в анархию. А школа, как подчеркнул Жак Ширак, — это «республиканское святилище», «инструмент приобщения к республиканской идее». Есть права личности, но закон оказывается выше этих прав как залог равноправия всех граждан.

Оппоненты Ширака, в основном социалисты и «зеленые», упрекали его в том, что он выбрал не то направление для установления всеобщего равенства. По мнению представительницы партии «зеленых» Мирей Ферри, необходимо уделять больше внимания равноправию мужчин и женщин и борьбе с дискриминацией. Однако в этом плане у французского руководства тоже есть твердые намерения. Например, требования пациенток в больницах или поликлиниках (участившиеся в последнее время) о предоставлении врача соответствующего пола не будут удовлетворяться. В своем выступлении Жак Ширак дал понять, что «элементарные правила совместного проживания» одинаковы для всех. Поэтому «ничто, в принципе, не может оправдать отказ пациента от услуг врача другого пола».

Пока закон принят только относительно школ, однако соблюдение негласных норм светскости будет взято под контроль государства. Так, министерству труда Франции уже предложено, «если потребуется», внести в парламент законопроект, позволяющий руководителю предприятия регламентировать ношение религиозных отличительных знаков. Не исключено, что в скором времени, по задумке Жака Ширака, все служащие при вступлении в должность на госпредприятии будут получать «Кодекс светскости». А страх лишиться места вряд ли будет способствовать ношению религиозных отличий на работе. К тому же при премьер-министре создается так называемый Наблюдательный комитет по вопросам светскости, «в задачу которого будет входить оповещение французских граждан и органов государственной власти о любой угрозе отклонения от этого важнейшего принципа или посягательства на него».

Как сказал Жак Ширак, «наша цель — пробудить умы и раскрыть сердца». Во Франции это сделать позволили. В России же наблюдается обратный процесс — мусульманкам здесь, как известно, все-таки разрешили фотографироваться на паспорт в хиджабах.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика