Известия | Ю. Сигов | 27.01.2004 |
— Как складываются сегодня отношения между Македонской и Русской православными церквами?
— Мы всегда были братьями с русскими — и по религии, и по языку. Ведь старославянский язык моей родины — это и ваш язык. Во время недавнего визита к нам митрополита Смоленского Кирилла он признался мне, что понимает македонский язык почти без перевода. Церковь в Македонии стала предвестником зарождения христианства на Руси. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в моменты, когда нам приходится трудно, нас всегда понимали и поддерживали именно русские люди и Русская православная церковь.
— Насколько влиятельна в Македонии православная церковь?
— Македонцы — очень религиозный народ. Религия — часть нашей жизни, а не просто дань моде. Когда празднуются Пасха, Рождество или Богоявление, то во время литургии прихожанами забиты все окрестные улицы вокруг собора в Скопье и даже мост через реку Вардар.
К тому же православная церковь играет у нас роль объединяющей структуры общества. Даже в те времена, когда в Македонии не было централизованного государства, его роль успешно выполняла православная церковь. Через македонскую диаспору за границей (только в канадском Торонто живет 150 тысяч македонцев, есть еще большие колонии македонцев в Австралии, США и Западной Европе) мы поддерживаем связь соотечественников с исторической родиной.
— В последнее время Македонская православная церковь все чаще обращается к России за помощью. С чем это связано?
— Так исторически сложилось, что сегодняшняя Македония граничит со всех сторон с …Македонией. В начале прошлого века в результате Балканских войн на мирной конференции в Бухаресте в 1913 году многие исконно македонские земли отошли нашим соседям — Албании, Греции, Болгарии и Сербии. Более того, сейчас сложилась такая ситуация, когда Сербская православная церковь создает в Македонии параллельную церковь, это может привести к разрушению автокефальности (то есть независимости) Македонской церкви и тем самым будет подорвана стабильность в стране. Я сам учился в свое время в Белграде, у меня хорошие отношения с сербами, но на высшем уровне, к сожалению, между Македонией и Сербией в области деятельности православных церквей существуют серьезные разногласия.
От имени Русской православной церкви митрополит Кирилл предложил посредничество Москвы в этом конфликте. Алексий II, Патриарх всея Руси, подтвердил это в беседе с премьер-министром Македонии Цервенковским во время его недавнего визита в Москву.
— В чем еще может помочь Македонии Русская православная церковь?
— Для нас очень важна подготовка религиозных кадров. Два наших кандидата уже приняты в духовную семинарию в России, а еще два македонских монаха живут у вас в Валаамском монастыре. Не надо забывать и о том, какое сильное влияние России было в Македонии после русско-турецкой войны 1828−29 годов. Тогда у нас было построено много церквей и монастырей, а литургия в некоторых из них велась на русском языке. Когда столицу Македонии Скопье в июле 1963 года постигло разрушительное землетрясение, тогдашний Патриарх всея Руси, Русская православная церковь оказали нам значительную материальную помощь.
Я убежден: Македония могла бы стать форпостом России на Балканах — в плане усиления влияния русской культуры, языка, православия. В то время как некоторые страны в нашем регионе от России в силу определенных причин отдаляются, Македония, напротив, стремится к активному сотрудничеству и дружбе с русскими.