Известия | Ольга Тимофеева | 28.01.2004 |
Еще несколько дней назад представитель Министерства образования заявил, что в российских школах нужно изучать православие. Чем скорее, тем лучше. А во вторник этому посвятили целую конференцию в министерстве. Выступающие наперебой говорили, что без православия не воспитать нормального, честного, трудолюбивого человека, благодарили церковь и власть, крестились, славили Бога.
Быть православным стало модно. Сегодня две трети россиян называют себя православными. Но под православием они понимают скорее некую культурную общность, чем набожность.
— Объем знаний о религии в общих курсах недостаточен, ребенок воспринимает искаженную информацию, — заявил с кафедры архиепископ Калужский и Боровский Климент. — Система изучения православной культуры поможет ребенку в его религиозных поисках.
Но с каких пор гражданин России обязан определять себя по религиозной принадлежности? До последних лет воспитание и образование в России носили светский характер. Хотя заместитель министра образования Леонид Гребнев убежден, что это не так:
— Поиски смысла жизни — это религиозные поиски. Когда ребенок думает о смысле жизни, надо, чтобы школа ему говорила: наука вам никогда не ответит, не ищите ответа в учебниках, есть другие, священные, тексты и люди, которые давно этим живут.
Вслед за этим чиновник Гребнев пустился в поиски этимологические и доказал, что русские — народ глубоко религиозный, в отличие от западного человека, который живет ради денег, забыв о церкви. А у нас каждая неделя заканчивается Воскресением. Перед ним идет суббота — от священного еврейского «шабат». Да и слово «счастье» — однокоренное с Причастием, а жить по совести — значит, сообразно Благой Вести. Честно говоря, не мешало бы господину Гребневу перед выступлением заглянуть в этимологический словарь!
Но деятель образования этого не сделал — он пошел дальше. Оказывается, огромный вред России принесли два зловредных вопроса русской интеллигенции «Кто виноват?» и «Что делать?» Они греховны по сути — ведь искать виноватого православный должен в себе: «Кто вопрошает „Что делать?“, тот не читал, наверное, Нового Завета. Иисус сказал, что делать, — начинать с себя!» — восклицал замминистра, забыв, наверное, что стоит не на церковном амвоне, а за трибуной министерства — трофеем советских времен.
И все смешалось! Разбавляя партийные штампы псевдорелигиозным пафосом, начала свое выступление начальник управления образования Дмитровского района Московской области, и, как из щедринского Органчика, посыпались на головы собравшихся «дискретность… духовность… формирование комплекса нормативно-правового… информационно-методическое обеспечение школ… Бог помогает!»
Уходя на обеденный перерыв, собрание постановило: если ввести православную культуру в программу, то те директора школ, которые будут против этого предмета, ответят перед законом. В проекте итогового документа конференции предлагается «пересмотреть и доработать содержание государственных образовательных стандартов, программ дошкольного, общего и профессионального образования с целью включения в них знаний о ценностях и традициях отечественной духовной культуры, в том числе истории и культуры православия». Предлагается включить разделы о православном христианстве в программы по литературе, русскому языку, истории, обществознанию, изобразительному искусству, музыке.
Школьные учителя из регионов идут дальше декларируемых намерений.
— Школа должна подвести детей к храму, а священнослужители — ввести внутрь, — говорит преподаватель из Смоленска. — Мы же не спрашиваем у ребенка: «Мальчик, ты хочешь болеть туберкулезом?» А просто делаем ему прививку!
«Изучать Священное Писание надо тогда, когда ребенок верит каждому слову учителя — в начальной школе», — говорит другая учительница и, смущаясь, заканчивает свое выступление «Спаси, Господи!»
А как же понятие светскости — ведь и государство, и образование в России по закону отделены от церкви?
— В Советской России был закон о вероисповедании, по которому предметы религиозного и философского характера, не сопровождающиеся исполнением обрядов, могут быть частью государственной программы. Сейчас нет этой статьи, отсюда большая путаница. Если нет обрядов, это уже светскость! — считает Гребнев.
У священнослужителей свои резоны:
— В Москве четыре государственные иудейские школы. Открываются частные мусульманские школы, кругом строятся мечети, мусульмане добиваются своих прав. Школа и церковь должны быть вместе! Мы не призываем к безобразиям, мы призываем к восстановлению прав русских, не каких-то меньшинств — иудеев, мусульман и других! — высказывания протоиерея Владимира попахивают национализмом, но в этом зале некому его остановить.
— Есть мнение, что Россия — страна многоконфессиональная, — заключает заместитель министра образования Леонид Гребнев, — и нельзя выделять одну религию, даже если она имеет очень большие заслуги. Однако если русский язык обязателен для всех, то и с православными ценностями мы должны знакомить всех, независимо от того, какой религии они придерживаются.