Русская линия
Маяк Екатерина Некрасова26.01.2004 

Византийская музыка не подвластна времени

Сегодня исполняется 415 лет с тех пор, как на Руси было введено патриаршество. Произошло это в 1589 году, когда Византийская церковь подписала соответствующий документ с Ватиканом. В результате русская митрополия начала сама избирать своего первоиерарха.

Византийская музыка — мало кто в России знает, что это такое. А между тем, именно это пение считается истинно православным. Оно практически не изменилось с древнейших времен. Под сводами греческих церквей да и в обычных домах Греции эту музыку исполняют так же, как тысячу лет назад, бережно передавая традиции от учителя к ученику. На днях один из византийских хоров приехал в Москву. Выступлениями дело не ограничилось. Молодой регент собирается открыть первую в России школу византийского пения.

Это пение считают подлинно православным. Оно практически не изменилось с древности, в отличие, например, от славянской церковной музыки, которая в петровские времена была модернизирована на европейский манер. В русских храмах хор одновременно поет несколько разных мелодий, а византийская музыка монофонична, объясняет молодой регент греческого хора Константин Фотополос, для друзей — Костос.

КОСТОС: Поет ли один, поют ли многие, мелодия музыкальная линия является единой. Слышится один голос. Это открывает единство веры и то, о чем священник возглашает на божественной литургии: и дашь нам едиными усты, единым сердцем славить и воспевать всесвятое имя Твое.

Роль музыкальных инструментов выполняет часть хора, которая тянет одну мелодию — исон. Костос говорит, что в среднем исон надо выводить без передышки секунд 30, а то и дольше. Остальные в это время поют вековую древнегреческую молитву, которую, кстати, ни один певчий изменить не имеет права, так же, как и сочинить новую. Но бывает, что исполняют, в прямом смысле слова, тарабарщину, имеющую, однако, глубокий смысл.

КОСТОС: Особенностью византийской музыки является использование кратимы. Это так называемые не имеющие собственного смысла слова: тороро, теререм, тенена и другие. Эти кратимы прилагаются обычно в конце гимнов и символизируют неизреченное, невыразимое человеческими словами ангельское пение.

Вообще-то Костос и его друзья отнюдь не священники, а обычные парни. Живут, как говорится, в миру, учатся: кто на музыканта, кто на филолога. Но византийское пение с детства запало в душу, и с тех пор попсу или рок ухо уже не воспринимает, говорит Костос.

КОСТОС: Главная разница между современной музыкой и музыкой византийской заключается в цели. В то время как византийская музыка призвана возводить душу людей к Богу, лишь как побочный эффект услаждая их слух, современная европейская музыка имеет цель просто услаждение слуха, ну и уже на основании этого как-то взаимодействовать с душой человека. Но вообще когда наш хор поет византийскую музыку, то мы, как правило, всегда чувствуем присутствие Божее. Но если говорить о каком-то особом моменте, то я бы назвал «Достойно есть».

В Россию хор приехал из Афин не впервые, но на сей раз не только с концертами. Костос планирует остаться и открыть в Москве первую школу византийского пения. Хотя оно не запрещено в наших церквях, хоров таких в стране нет. Российские морозы афинского певчего не пугают.

КОСТОС: Вообще мы думали, что здесь будет гораздо холоднее. Поэтому сейчас у нас никаких проблем с этим нет, и горло пока в порядке.

Желающих обучиться, а их немало, настраивают на три года регулярных занятий. Достаточного одного взгляда на завитки и закорючки, которые называются греческими нотами, чтобы понять: три года — это минимум, тем более, что на самоучитель надеяться не стоит. Мастерство византийского пения на протяжении столетий передается от учителя к ученику, как великое таинство, которое помогает раскрыть смысл веры.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика