Вечерний Новосибирск | Александр Штильмарк | 22.01.2004 |
Сговор и обыск
Сговор на венчание совершался, как правило, сватами жениха в доме будущей невесты в присутствии родителей и невесты, и жениха. После успешного сговора и родительского благословения на брак в церкви в течение трех недель трижды публично оглашали о желании жениха и невесты вступить в законный брак. Делалось это для того, чтобы кто-нибудь из прихожан, знающий какие-либо препятствия к венчанию этих молодых людей, мог об этом заявить священнику, в обязанностях которого было проведение брачного обыска. Проводился обыск тщательно, так как ответственность за незаконный брак целиком лежала на священнике. Как писал святитель Тихон Задонский в составленной им «Инструкции о свершении браков», «поп, венчавший незаконный брак, яко преступник святых правил… Страшного суда Божия не избежит». А канонических запретов на вступление в брак существует немало: физиологическая и психическая неспособность к браку, близкие родственные отношения, недостижение законного возраста, незаконность, с церковной точки зрения, расторжения предыдущего брака одного из венчающихся и другие.
Идиоты и сумасшедшие не венчаются
Указом Петра Первого от 6 апреля 1722 года было запрещено вступать в брак идиотам и сумасшедшим. Если один из брачующихся скрыл свой недуг и венчание все же было совершено, то впоследствии такой брак считался недействительным. Однако если один из супругов сходил с ума после совместного проживания, то это не являлось (и не является до сих пор) поводом для расторжения брака: другому супругу предписывалось нести свой крест до конца. Такие же правила распространяются и на физическую неспособность к исполнению супружеского долга. В дореволюционной России брачный возраст наступал в 18 лет. И только офицерам, находящимся на действительной службе, разрешалось вступать в брак лишь по достижении 23 лет. Но особо тщательно Церковь следила за недопустимостью венчания родственников. Существовала строгая система учета родства: кровного, через свойство и духовного.
Кровь родная — не водица
В кровном родстве состоят люди, имеющие одних предков по восходящей линии, свойство возникает между лицами, породнившимися через брак. Степень родства между кровными родственниками считается по генеалогической цепочке. Например, между родителями и детьми существует первая степень родства, между внуком и дедом, братьями и сестрами — вторая, между дядей и племянницей — третья, между двоюродными братьями и сестрами — четвертая и т. д. Поскольку при вступлении в брак муж и жена становятся «одной плотью», то вся их родня вступает в родственные отношения между собой по свойству. В том и другом случае запрещается брак до четырех степеней включительно. Поэтому, к примеру, брат не может жениться на сестре жены своего брата, так как она ему близкая родня. Не благословляются также браки между людьми, ставшими близкими в результате кумовства.
Кумовство — не баловство
Несколько месяцев назад на интернетовский православный форум дьякона Андрея Кураева обратился молодой человек с просьбой помочь ему разобраться с возникшей проблемой. Одна его знакомая, мать-одиночка, попросила молодого человека стать крестным для своего сына. Он согласился и довольно добросовестно отнесся к своим обязанностям крестного: ходил в гости, помогал воспитывать мальчишку и постепенно влюбился в свою куму, и любовь, как выяснилось, оказалась взаимной. Однако, к великой скорби влюбленных, они узнали, что во избежание греха кровосмешения жениться им нельзя, так как по церковным правилам их духовное родство приравнивается к родству кровному. Такое же родство возникает между крестными, если они принимали участие в крещении одного ребенка. Поэтому если у вас виды на кого-нибудь, то к кумовству нужно относиться очень осторожно. Однако справедливости ради стоит отметить, что и в таких ситуациях бывают свои особенности и исключения, для разрешения которых следует обращаться к правящему архиерею.
Сколько раз можно венчаться?
Церковь разрешает венчаться одному лицу до трех раз, хотя второбрачие не одобряет: «первый брак — закон, второй — слабости ради человеческой, третий — законопреступление, четвертый — нечестие, понеже свинское есть житие». В российской истории известен лишь один случай «свинского жития», в которое впал царь Иоанн Грозный. Когда царь обратился к Церкви с просьбой повенчать его в третий раз, причина у него была действительно исключительной: первые две жены царя скончались. Но так случилось, что третья жена Грозного Марфа Собакина умерла через 15 дней после свадьбы девственницей, так и не разделив с мужем супружеского ложа. Церковь, учтя особый случай, благословила Иоанна на четвертый брак, наложив при этом на него суровую епитимью — царя отлучили от причастия, а в помещении церкви сделали боковой вход, куда он входил уже не по царскому чину, а как простой мирянин. Однако четвертая жена Анна Колтовская быстро надоела Иоанну, через три года он отправил ее в монастырь и женился в пятый раз на Марии Нагой. Никто из историков до сих пор не может дать вразумительного ответа, каким образом Грозному удалось, поправ все церковные каноны, повенчаться в пятый раз. Но, учитывая то, что при правлении необузданного в гневе царя попасть на кол было очень даже просто, вопрос отпадает сам собой.
Для чего люди венчаются?
При венчании молодожены испрашивают у Бога благословения на свой союз, молятся о том, чтобы Божия благодать снизошла на их брак и помогала им во всех трудностях семейной жизни. При этом сами дают клятву Богу о чистоте супружеского ложа, о верности и любви, о преданности друг другу до гробовой доски. Но для современных женихов и невест венчание лишь некий пункт из обязательного списка предсвадебных ритуалов: к памятнику Ленина цветы положить, бутылку шампанского выпить, в церковь заехать повенчаться, поворожить на счастье и т. д. И во время венчания, не очень-то вникая в суть происходящего, клятву о верности и преданности дают машинально, вскоре о ней забывая. Стоит ли удивляться, что Бог зачастую отворачивается от клятвопреступников. Недаром в епархиальном управлении стопками лежат заявления с просьбой благословить расторжение церковного брака. Как говорят старые люди: уж лучше бы не венчались и не топтали венец напрасно.
Вот поэтому священник первым делом выясняет, исповедуют ли будущие молодожены православную веру, а сами они перед таинством венчания должны исповедаться и причаститься. Как веруют современные женихи и невесты, выстраивающиеся в очередь на венчание, свидетельствует реальный случай, свидетелем которого автор странички был в одном из новосибирских храмов. «На вас крестик есть?» — спрашивают в церковной лавке жениха, оформляющего бумаги перед венчанием. — «Нет». — «Возьмите». Жених, собирающийся через несколько минут просить у Бога благословения на семейную жизнь, вертит в руке нательный крестик и недоуменно спрашивает: «А что с ним делать?»