Труд | Александр Богатырев | 22.01.2004 |
Прежде чем изложить «новую райскую гипотезу», коротко скажу о ее авторе. Александр Филиппов — диакон. Он служит в той самой петербургской церкви на Конюшенной площади, в которой отпевали Пушкина. Служение он совмещает с общественной работой по привлечению средств на благоукрашение Свято-Троицкой часовни, которую воздвигли к юбилею Петербурга. Стоит она на месте первого питерского храма. Столицу свою Петр I называл не иначе, как «Парадизом» — то есть раем.
Несмотря на удивительную красоту и великолепие града Святого Петра, эта монаршая греза мало кому покажется убедительной. Царь не искал рая, он его строил. Через три столетия о. Александр, зная, к чему приводят человеческие попытки устроения земного рая, задался более скромной целью — отыскать земную проекцию рая, созданного Творцом.
В Священном Писании (помимо Книги Бытия) диакон Александр Филиппов отыскал множество мест, которые при внимательном прочтении могут прикровенно поведать о топографии Эдема. Неожиданные «подсказки» были обнаружены у пророков Иезекииля, Амоса, Сираха и Ездры, в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия и даже в новозаветных апостольских посланиях.
О рае писали многие. Отец Александр долго колебался. Не дерзость ли — исследовать то, что принято считать неразгадываемой тайной? Но его вдохновило высказывание Иоанна Дамаскина о том, что «отыскивая древнее отечество, мы поклоняемся Богу».
Через некоторое время отдельные, казалось бы, не связанные между собой фрагменты Писания, стали складываться в стройную картину. У о. Александра не было ни сугубых исследовательских навыков, ни системного подхода, ни методологических приемов, которые бы облегчили ему работу. Он просто читал и молился. И те места, которые современный исследователь Библии пропускает как маловажные, оказались ключевыми в его поиске. Ну кто обращал внимание на сообщение о том, что одна из рек, омывавших рай, по имени Фисон, «обтекает землю Хавила, ту, где золото и золото той земли хорошее, там бдолах и камень оникс». Что за Хавила, и что за бдолах?
Но те, к кому обращался Боговидец Моисей, знали, о чем шла речь. Бдолах был благовонной смолой, которую привозили из Индии. Хавила и Офир тоже были известны древним иудеям. Из Офира, находившегося в восточной Индии, привозили золото для строительства Иерусалимского храма.
Моисей не случайно говорит о реках как основных приметах. Он обращается к отдаленным потомкам и указывает им на то, что наиболее постоянно на земле. Но как понимать пророка, перечислившего названия местностей, соседствовавших с раем, когда одно из них — Хавила в Индии, другое — земля Куш — в Африке, а Тигр и Евфрат на Аравийском полуострове? Иосиф Флавий утверждает, что река Фисон, омывавшая рай, — не что иное, как Ганг. (По-еврейски Эдем — Ган Эден). А река Геон — Нил. Иоанн Дамаскин также утверждает, что четыре библейские реки — это Тигр, Евфрат, Нил и Ганг. Более того, Инд и Нил были во времена библейского рая одной рекой. Это утверждение может показаться нелепой фантазией монаха, не знакомого с географией. Как могли быть одной рекой реки, находящиеся на разных континентах?
Но если посмотреть на эту проблему в свете теории дрейфа материков, то картина получится не такая уж нелепая. При наложении карты дрейфа материков, на которой изображен единый первоматерик, на современную географическую карту, можно произвести топографический анализ, который убедит нас в логичности утверждений Иоанна Дамаскина.
Современные ученые считают, что земная суша изначально была едина, но вследствие какого-то катаклизма разделилась на материки.
Диакон Александр Филиппов убежден, что этот катаклизм был вызван нарушением первыми людьми Божественной заповеди. Это было не просто непослушание, а катастрофа мирового порядка: земля раскололась на части, а вся тварь, по слову апостола Павла, «мучается и стенает доныне"…
Проведенный топографический анализ показал приблизительное место нахождения библейского рая. Подробное изучение священных текстов и географии междуречья Ганга и Нила позволило о. Александру вплотную приблизиться к цели поиска.
Вместе с друзьями диакон отправился в Индию, чтобы найти место, которое он определил по книгам. То, что он увидел, поразило его и убедило в правильности проделанного исследования. Местность эта очень подходила под описание Парадиза. (Парадиз в переводе с персидского означает «каменный вал, окружающий сад».)
Он увидел живописную долину с удивительными растениями, животными и птицами. Она действительно имела границу в виде подковообразной горной гряды. Река Сон, вытекавшая из долины, тоже имела явную границу в виде ровной линии порогов. За порогами даже цвет воды был иным. Многое позволяло говорить о неотмирности этого пейзажа. У слияния двух рек находились каменные врата, подле которых стояло изображение огромного существа с мечом. Как тут не вспомнить о Херувиме с огненным мечом, поставленном охранять врата рая…
Неподалеку росло дерево с изваяниями трех кобр. Оно было огорожено и украшено цветами и бусами. А в глубине долины находилось дерево с изваянием огромного змея, обвивавшим его ствол. Точно так же изобразил древо и змея на известной гравюре Дюрер.
Православные паломники имеют обыкновение привозить из святых мест землю. Отец Александр тоже взял с собой несколько пригоршней из предполагаемого рая. В Петербурге попросил сделать микробиологический анализ этой почвы. Результат был ошеломляющим: в Индии, где все кишит бактериями, оказывается, есть место с почвой чистой, без каких бы то ни было патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.
Когда я спросил о. Александра, для чего современному человеку, который и в Бога-то зачастую не верует, знать о рае, он ответил:
— Быть может, узнав о том, что рай действительно существовал, человек задумается и попытается остановить тех, кто планомерно превращает жизнь на Земле в ад?..
Комментирует преподаватель библейской истории с.-петербургской духовной академии кандидат богословия Игорь Миронович
— Диакон Александр Филиппов в своей «Гипотезе о местонахождении рая в свете теории дрейфа материков» затронул проблему, которую никто из современных богословов не дерзает рассматривать. Общепризнанным является то, что:
1. Первые главы Книги Бытия, в том числе и повествование о рае, надо понимать строго исторически, а не аллегорически.
2. После катаклизмов, вызванных, в частности, и грехопадением людей, лик Земли изменился настолько, что указать местоположение рая практически невозможно. Принято считать, что это район Персидского залива.
3. Очень трудно перечислить все различные толкования библейских стихов о рае. Его находили и на Дальнем Востоке, и на Северном полюсе и вообще за пределами Земли.
4. Имеются трудности и с идентификацией рек Фисон и Гихон.
Но все это не смущает отца Александра. Его поездка в Индию лишь убедила его в правоте сделанных им заключений о земном местонахождении рая.
Отец Александр приводит цитаты из текстов Священного Писания, из работ Иоанна Дамаскина и святителя Филарета Московского, которые выглядят довольно убедительно. И мне импонирует укорененность автора в Священном Писании, как в Слове Божием, являющемся абсолютной Истиной. Он стремится понимать его через святоотеческое наследие, а это — самый правильный критерий, ибо святые отцы, имея облагодатствованный разум, навсегда остаются для нас правилом веры в истолковании священных текстов.
Автору нужно было иметь большое мужество, чтобы свои библейские изыскания в такой сложной теме, как местонахождения первозданного рая, соединить с естественнонаучными данными и спроецировать найденное им место на современную географическую карту.
Не могу судить о правильности выбранного им метода с точки зрения современной географической науки, но как богослов желаю диакону Александру Филиппову дальнейших успехов в его изысканиях.
Санкт-Петербург.