Соотечественники | 22.01.2004 |
Православные храмы играли в жизни беженцев огромную роль. «Для русской эмиграции от большевиков, — писал сын умершей в США известной деятельницы кадетской партии А.В. Тырковой-Вильямс, — церковь превратилась в часть России, в какой-то степени она заменила Россию. Придя в церковь, помолившись и очистив душу, они после службы обменивались новостями, воспоминаниями, а окружавшее звучание русского языка помогало и на чужбине чувствовать себя русскими».
Эта церковь — небольшая, опрятная, с голубыми луковичками куполов — до сих пор является единственным православным храмом в Перу. Она была освящена как Свято-Троицкая 16 октября 1955 г. епископом Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) Леонтием, возглавлявшим Чилийско-Перуанскую епархию. С первого дня и вплоть до своей кончины службы вел глубоко почитаемый всеми прихожанами русский священник иеромонах Серафим (Фетисов).
В конце 50-х годов (предположительно в 1958 г.) православный приход в Перу сменил свое подчинение. В результате конфликта с Синодом РПЦЗ (суть конфликта неясна) настоятель Свято-Троицкой церкви обратился к руководству Американской православной церкви (АПЦ) с просьбой о принятии прихода под ее юрисдикцию. Это церковь, ведущая свою историю от дореволюционной Американской миссии Русской православной церкви, имела в то время особый статус под условной эгидой Московского Патриархата. Перуанский приход был принят в АПЦ (ставшей в 1970 г. автокефальной Православной церковью Америки) и находился там до конца 90-х годов.
1998 год стал поистине черным в истории храма. В этом году скончались и его основатель отец Серафим, и многолетний церковный староста граф Сергей Николаевич Коновницын — энергичный и незаурядный человек. Вскоре после этих утрат уже многонациональная церковная община обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой принять ее под свою юрисдикцию.
Сегодня эту церковь уже нельзя назвать русской. Большинство прихожан — греки и арабы, а службу ведет на испанском языке прибывший в августе 1999 г. из Бразилии новый настоятель архимандрит Хосе (де Оливера).
83-летняя Татьяна Евгеньевна фон Лигнау осталась последней из основателей храма, и все немногочисленные православные Лимы относятся к ней с подчеркнутым уважением. С этой церковью тесно связаны важнейшие события перуанского периода жизни (в этой стране она обосновалась, эмигрировав из послевоенной Европы). Здесь она венчалась с Георгием Лигнау (эмигрантом первой волны, прибалтийским бароном), здесь же навеки прощалась с ним. Внутри церкви находятся маленькая часовня, на стенах которой располагаются многочисленные поминальные таблички с именами людей, которые ее построили и являлись ее прихожанами в течение многих лет.
После смерти мужа Татьяна Евгеньевна почти 20 лет работала медсестрой в муниципальной клинике. Сейчас получает небольшую государственную пенсию, которой ей хватает, чтобы чувствовать себя материально независимой. Она живет скромно, но никогда не забывает о том, что является русской дворянкой. Она до сих пор красива и элегантна, ее русская речь безукоризненна и поначалу весьма непривычна для современного слушателя.
Она внимательно следит за происходящим в России и остро переживает все наши трагедии и проблемы. В 2000 г. Татьяна Евгеньевна получила приглашение от посла России в Перу В.М. Богомазова и, ужасно волнуясь, впервые переступила порог нашего посольства, но и была обрадована, и очень растрогана радушным приемом. Вскоре после этого она побывала на новогоднем спектакле, показанном учащимися школы при посольстве, с удовольствием общалась с российскими школьниками и говорила им на прощание (ободренная огромным вниманием) о нашей великой России, куда они, счастливцы, в скором времени вернутся.
По материалам: А.В. Фомичев «Судьба русской эмигрантки» // «Латинская Америка», 2003, N8