Русская линия
Русская линия Александр Рожинцев20.01.2004 

Десница Святого Иоанна Крестителя
520-летию освобождения десницы Святого Прока, Предтечи и Крестителя Иоанна от пленения магометанами и 205-летию прибытия в Россию в числе других Святынь посвящается

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете»
Святое Евангелие от Иоанна Богослова (Ин. I, 6−8)

«…ты бо сподобился еси коснутися веху Царя Христа, вземлющяго грехи мира, Агнца Божия…»
Из молитвы Святому Пророку и крестителю Господню Иоанну

«Та святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды».
боярин Борис Петрович Шереметев, специальный посланник Царя Петра I Алексеевича

Промыслу Божию угодно было засвидетельствовать истинность Православия множеством нетленных мощей Святых угодников Божиих. Мы ведаем, что Святые прославляются Создателем чудесным образом в различной мере. Тела Святых и угодников Божиих, пребывающие в нетлении, укрепляют нас в истинности христианского учения о воскресении мертвых и жизни будущего века.

Видя пред собою святые останки почивающих среди нас Святых, мы чувствуем, что они помогают нести наше земное бытие, и видимо посредствуют между нами и Творцом. И силой Божией совершаются от них чудеса непрестанно там, где есть горячая молитва в их заступничество, слезное молитвенное воздыхание и упование на милосердие Владыки.

Нетленные тела — милость Божия, пребывающая с нами до скончания века. Бог дивно являет мощи угодников Своих и первого из них — Ангела пустыни, Святого Пророка, Предтечи Господня Иоанна Крестителя. Нам трудного объять человеческим умом ту милость, которую Всемилостивый Бог даровал нам по Своему Вознесению — лицезреть и получать великое число исцелений от той самой правой кисти первейшего и чистейшего из когда-либо живших на земле людей, коей он коснулся главы Спасителя в тот самый миг Богоявления и Крещения в водах Иорданских Агнца Божия. Вот какую радость, какое утешение, какое свидетельство и надежду на спасение оставил нам Господь! Возможно ли умолчать о такой Святыни в день торжества Собора Святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна? А потому — слушайте и внимайте повествованию о честных останках первого по благодати мученика Христова.

Обретение и спасение

Честные мощи Предтечи и Крестителя Господня, погребенные учениками его близ Севастии (древняя Самария — столица Израильского царства, построеная Ахавом на горе Саморон, купленной царем Амврием, разрушенная ассирийским царем Салманассаром и востановленая Иродом Великим под именем Севастии), вскоре прославлены были многими чудесами и стали предметом благоговейного чествования по всей Палестине. Однажды пришел в Севастию, проповедуя Святое Евангелие, Святой евангелист Лука и пожелал было взять тело Крестителя на родину свою. Но жители Севастии решительно воспротивились сему и только десную руку Предтечи, руку, крестившую Господа, Святой Лука мог взять с собою и перенести в Антиохию, где она хранилась благоговейно, подавая верующим благодатную помощь.

Между тем, в Севастии, уже в начале II века, над гробом Предтечи, был сооружен небольшой храм, в котором верующие собирались прославлять Пророков честнейшаго, пострадавшаго за Истину.

Впоследствии Святым Императором Константином Великим в Севастии был воздвигнут обширный и великолепный храм, на подобие иерусалимского храма Воскресения Христова, над гробами Святых Пророков Авдия и Елисея. В их погребальную пещеру перенесены были и мощи Крестителя, положенные с великими почестями среди пророческих гробниц посередине этой усыпальницы. Но враг и здесь преследовал того, более которого нет среди рожденных женами.

Одержимый племянник Святого Императора Константина Великого — Юлиан богоотступник (в 361−363 гг. Император Римский), воцарившийся по кончине равноапостольного защитника Христианства, не только живых христиан гнал и убивал, но и кости Святых выбрасывал из гробов и предавал огню.

Когда пришлось ему быть в Антиохи (столица Сирии — родина имени Христиан), он всячески искал в ней руки Крестителя, чтобы сжечь ее. Но христиане сумели ее скрыть внутри городского столба. Тогда, как рассказывает предание, богоотступник послал в Севастию язычников и иудеев, своих верных слуг, чтобы все тело Крестителя, кроме главы и десницы, и храм и гроб его сжечь и развеять. Однако благочестивые иноки иерусалимского монастыря, узнав о нечестивом повелении, переоделись и, вмешавшись в толпу иудеев и язычников — исполнителей воли отступника, успели спасти часть драгоценных мощей великого Пророка, даже пепел от костра, и передали все это Святителю Афанасию, Патриарху Александрийскому (память (18) 31 января и (2) 15 мая). Однако предание, будто Иулиан Отступник сжег мощи Пророка Иоанна Крестителя, не имеет прочного основания (См. «Иерусалим и Синай, А.С.Норова, Санкт-Петербург, 1878 г.).

Некогда спасенная десница того, кто шел пред лицом Господа уготовать пути Его, в 956 году, когда магометане овладели Антиохией, была перенесена в Халхидон — город при входе в Босфор Фракийский (ныне Турция). Позднее в X веке десницу Святого Пророка торжественно перенесли в Константинополь, где безценное сокровище и пребывало более пяти столетий. Здесь установлен был праздник в воспоминание этого события, совершавшийся в день Собора Предтечи, на другой день Богоявления (7) 20 января.

По свидетельству русского паломника Антония в 1200 году, десная рука Предтечи находилась в Царьграде, в Царских палатах.

В 1263 году по взятии и разграблении Царьграда крестоносцами, плечевая часть мощей Крестителя поступила в аббатство во Францию. В XIV и XV веках правую кисть Крестителя русские паломники видели в Царьграде, а левую в Иордане.

По взятии после длительной осады и штурма 29 мая 1453 года войсками турецкого султана Мехмеда II Константинополя, Святыня оказалась в плену у магометан. По воле султана все мощи и святыни, находившиеся в Царьграде, были собраны и хранились в Царской сокровищнице за печатью. Однако не долго пребывали Христианские святыни в руках нечестивцев.

В 1484 году по смерти второго Александра Македонского, как называли Мехмеда II Завоевателя в Европе, появилась надежда возвратить святыни Вселенской Православной Церкви.

Сын Мехмеда (Магомета) II Завоевателя султан Баязид II (султан в 1481—1512 гг.) в то время искал мира с рыцарями и не желал ссориться с великим магистром ордена Пьером д-Обюссоном, ибо у него в то время находился его младший брат принц Зизим — конкурент и претендент на турецкий престол. По той лишь причине Баязед II был вынужден передать величайшую Святыню Христианства — десницу Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна в дар родосским рыцарям — Мальтийскому Ордену, коим остров Родос был завоеван у турок и сарацин в XIV веке. Однако и после этого события жертвователь не переставал воевать с христианами, ведя войны с Венецией и Венгрией. Его единоверцы продолжали теснить христианские царства.

Так, в конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове, где пребывала десница Святого Предтечи, и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. В обороне участвовали и женщины.

20 декабря 1522 года (здесь и далее с. ст.) над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, в том числе говорилось:

«…чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы… за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова».

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят десницу и другие Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.

24 марта 1530 года Император Священной Римской Империи Карл V (1519−1556 гг.) передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. 26 октября того же года Святыни вместе с великим магистром ордена и советом прибыли на остров Мальта.

Под защитой рыцарей

По воле Божией, десница Предтечева и чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы обретают новую родину и надежное укрытие от грабителей, иудеев, язычников и магометан. Местом хранения Святынь сделался форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила — главная резиденция Мальтийского Ордена.

По молитвам к Заступнице Небесной и Святому Пророку Иоанну была разбита тридцатитысячная турецкая армия султана Сулеймана, под командованием сераскера Мустафы-паши, высадившаяся 19 мая 1565 года в юго-восточной части острова.

С 21 августа 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Матери Божией Победной.

15 марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город. Здесь в столице Державного Мальтийского Ордена Иоанна Иерусалимского городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарем и поместили чудотворный образ, писанный Святым Евангелистом Лукой.

С тех пор икона стала именоваться Филермской. Более двух столетий святыня не покидала острова, оставаясь вместе с другими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, стражем Богоустроенного порядка и мира.

Персты Иоанна

Известно, что на нетленной Святой кисти Пророка отсутствует два пальца — малый и средний. Предыстория оного разделения десницы такова.

Мизинец от Святой кисти находился с 1200 года в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре Царьграда у берега Мраморного моря в храме во имя Святого Пророка Иоанна Крестителя (давно обращенном в мечеть). Отсюда нетленный мизинец был перенесен в град Константинополь (ныне Стамбул), где и хранится до сего дня не в стенах православного храма, а в нечистой темнице — Оттоманском музее.

До 1222 года средний перст Святого Иоанна Крестителя был принесен Святителем Саввой, Архиепископом Сербским (память (12) 25 января) Цареградскому Патриарху Герману II и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204 — 1222 г.), и был положен в Жичском монастыре в Сербии, что в 5-ти верстах от г. Кароновца, в древней Печской епархии. В течение многих десятилетий Святыня хранилась здесь, в месте пребывания Патриархов и коронования Царей Сербских. Но и здесь враг рода человеческого стремился погубить Святыню.

В 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское Царство, Елена, супруга Чурчева — сына деспота (владетеля Греческого Княжества и потомка Византийского Императора) Лазаря Баранковича, с величайшим трепетом торжественно перенесла ковчег со Святым перстом в Морею (южный полуостров Греции), к своему отцу деспоту Морейскому Фоме Палеологу, Августейшему брату последнего Византийского Императора Константина XI, убиенного магометанами при штурме Константинополя. Именно Фома Палеолог, спасаясь от нашествия турок и, действуя, поддавшись страху, перебрался в Рим, и передал Святыню в руки латинян — римскому папе Пию II (1458−1464 гг.). Оный глава католических отступников, поддавшись прелести духовной, вынашивал план обращения в католичество турецкого султана. С той целью папа предпринял безнадежные усилия по организации очередного Крестового похода с целью отвоевать у турок Константинополь. Так 14 (27) августа 1464 г. он тщетно ожидал появления союзнического флота крестоносцев, который он собирался лично возглавить и препроводить до Босфора. По легенде, когда же его известили о том, что ни один корабль не прибудет, папа умер от огорчения.

Пий II передал перст Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна в храм Святой Марии Сиенской, в свой родной город, где до избрания на папский престол он был епископом. Раз в году эта Святыня выносится для поклонения верующим, пребывающим в Сиену со всего мира.

Так, с 1458 года до известных событий (12) 25 октября 1799 г. все части нетленной десницы первейшего из Святых угодников Божиих Иоанна Крестителя, т. е. мизинец, перст и сама кисть пребывали вне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Ею владели магометане Оттоманской империи, родосские рыцари (Мальтийский орден) и Римский папа. Могло ли так продолжаться далее?

Другую часть десницы Предтечевой видел в 1845 году известный ученый Архимандрит Порфирий Успенский на Афоне, в монастыре Дионисиате, основанном искоренителем крымских иудеев-работорговцев Византийским Императором Алексием I Комниным (1081−1118 гг.) в 1118 году и возобновленном в 1375—1380 гг. Святым Дионисием. В том монастыре построен им и иждивением Царским соборный храм во имя Святого Пророка Иоанна, воссозданный в 1647 году господарем молдовлахийским Иоанном Петром. В нем и храниться доныне часть от локтя до кисти с перстами. Она усыпана по среброзлащенному окладу жемчугом и бриллиантами. Об этой Святыне тогдашний игумен Дионисиата рассказывал Архимандриту Порфирию, что она в 1810 году тайно была взята из сокровищницы нечестивого гонителя христиан султана Махмуда II драгоманом Порты Янакакием и передана в Дионисиат. Здесь даритель принял монашество и учредил общежитие монахов (См. «Первое путешествие Порфирия», ч. 1, отд. 2, Киев, 1877 г., стр. 117, 138 и 94−95).

Как будто еще частица правой руки Святого Предтечи показывается в Афонском монастыре Кутлумуше (Куртумуше), также построенном Императором Алексием I Комниным.

Вернемся к событиям трехвековой давности.

Духовная связь с Россией

Первым подданным Российской Империи, узревшим Мальтийские реликвии и прикоснувшимся к ним, был Православный христианин — боярин Борис Петрович Шереметев, будущий генерал-фельдмаршал Русских войск, а в то время специальный посланник Царя Петра I Алексеевича (1696−1725 гг.).

Произошло это событие 1 мая 1698 года, что и было засвидетельствовано в исторических записках о 9-дневном путешествии, опубликованных сыном фельдмаршала в Санкт-Петербурге в 1773 году:

«Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать». (И далее идет редчайшее описание десницы).

«Та святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды».

Спустя два месяца после ознакомительного визита 19 июля 1698 года боярина Бориса Петровича Шереметева, на остров Мальта, во время которой он впервые увидел и позднее описал в воспоминаниях десницу Святого Предтечи, на остров рыцарей Мальтийского ордена пребывает стольник, боярин Петр Андреевич Толстой.

Изучив укрепления самого города и фортов, он вместе с гроссмейстером Ордена осмотрел соборную церковь Святого Иоанна Предтечи, где пребывали в ту пору Мальтийские реликвии.

На том визиты православных к Святыне до времени прекратились. Однако с восшествием на Престол Государыни Императрицы Екатерины II (1763−1796 гг.) визиты русских паломников на Мальту возобновились.

С 1764 года по приказу Ея Императорского Величества к Христианским Святыням на поклонение отправляются многие русские офицеры и государственные деятели. По воле Божией, спустя 100 лет после первого визита в столицу Ордена русского паломника Б.П.Шереметева, десница Иоанна Крестителя, древнейшая Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы и часть древа Животворящего Креста Господня, составляющие Святыни Мальтийского ордена на протяжении многих веков, покидают Мальту, чтобы быть отныне и навсегда пребывать в лоне Православной Церкви.

Свершилось это по Промыслу Царя Небесного следующим образом.

Нашествие Наполеона

(10) 23 июня 1798 года остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен 40-тысячной армией французского тирана Наполеона. Двумя днями позднее на борту флагманского корабля «Орион» была подписана капитуляция, названная из уважения к прошлой славе Ордена, конвенцией.

В «благодарность» за не оказанное сопротивление французский диктатор присвоил себе все богатства рыцарей. Кафедральный собор рыцарей был разграблен полностью. Одних только редких книг с Мальты было вывезено 972 840 экземпляров, но все, стараниями иудеев, погибли на корабле близ Египта. Как указывали очевидцы: «Сокровища, взятые здесь ими, были безчисленны…» Но, по милости Божией, величайшие Христианские Святыни были спасены от уничтожения безбожным корсиканцем.

Покидая Мальту, по приказанию пораженного революцией французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собою Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Вместе с ними он вывез и символы Ордена — печать, корону и «кинжал чести».

Спасая Святыни от рук французских вольнодумцев, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр, как частное лицо, остановился, в надежде найти защиту в лице Австрийского императора.

Лишь по прошествии года, Гомпеш огласил свое решение добровольно отказаться от титула великого магистра Мальтийского ордена. О том он сообщил в письмах Австрийскому императору Франциску II (1792−1806 гг.) и Всероссийскому Государю Императору Павлу I (1796−1801 гг.). Так, будущее Святынь, по воле Божией, было предрешено.

(15) 28 августа 1798 годаоставшиеся верными клятве защищать Христианство кавалеры и сановники Ордена из России и Европы общим решением низложили магистра Гомпеша. Они обвинили его в «…глупейшей безпечности» — предательской сдаче Наполеону о. Мальта без боя. Рыцари сочли возможным назвать его соучастником измены, после чего обратились с нижайшей просьбой к Государю Императору Павлу I Петровичу принять Мальтийский Орден под свое Державство.

Однако, по тайному внушению свыше, Самодержец Всероссийский не спешил с принятием рыцарского титула.

Под защитой Русского Императора

Государь Всероссийский принял титул Великого Магистра Мальтийского ордена только 24 ноября (с. ст.) 1798 года.

Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный в помощи Российского Императора — единственного и истинного Христианского Государя, способного противостоять стремительно распространяющейся революции. Угроза агрессии возрастала день ото дня. Армия Наполеона скоро докатилась до папского государства, и подчинила его (1797 г.) власти Французской Директории.

Двумя годами позднее по приказу Наполеона генерал Бертье вывез Пия VI (1775−1799 гг.) в Сиену, во Флоренцию, а затем и далее на юго-восток Франции в крепость Валанс на реке Рона, где понтифик вскоре и умер.

Государь Император Павел I в Манифесте при восшествии на Престол Государства Российского объявил о своем желании всеми угодными Богу возможными средствами противиться «…неистовой Французской республики», угрожающей всей Европе «…совершенным истреблением закона, прав, имущества и благонравия». Государь не на словах, а на деле участвовал в противостоянии армии французского диктатора.

Известно, что Русский Самодержец дал Французскому королю Людовику XVII убежище в Митаве, а на Волыни и Подолии разместил 7-тысячный корпус, состоявший из 5 полков французов-эмигрантов, состоявших на русской службе, под командованием принца Конде. Т. о. на титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право, поскольку он самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить орден.

Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима.

Решение Государя Павла I Петровича получило признание у первого среди коронованных особ Европы — Императора Священной Римско-германской империи и Апостолического короля Венгрии Франциска II. Он был последним неправославным монархом, во владении которого находилась десница Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и другие Святыни Мальтийского Ордена.

Австрийский Император искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил фон Гомпеша к отречению, и приказал конфисковать у него священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии.

Святыни по приказу Австрийского Императора без промедления были отосланы специальной делегацией в новую резиденцию Ордена — Царствующий град Санкт-Петербург. Так в числе других Святынь, в лоно Православной Церкви и Державы вернулась десница великого угодника Божия Иоанна.

Прибытие в Россию

205 лет назад, величайшие для всего Христианского мира Святыни пересекли границу Православной Державы Российской.

С того дня и до сего времени мы веруем несомненно, что Промысел Божий привел эти Святыни на Русскую землю в утверждение, во свидетельство, в охранение истинности Православной веры.

В августе 1799 года депутация Мальтийских рыцарей была принята в Петергофе Всероссийским Императором Павлом I — 72-м Великим Магистром Державного Мальтийского Ордена. Рыцари просили Самодержца принять Святыни Ордена за оказанные Русским Императором благодеяния и заботу. Приняв дары, Государь повелел отметить это событие с особой торжественностью и увековечить в истории Русской Церкви.

В сентябре 1799 года Двор перебрался на осеннее время из Санкт-Петербурга в Гатчину, которая с 1783 года принадлежала Цесаревичу Павлу, будущему Императору. На 12 (25) октября1799 года были назначены два важнейших события.

Первое касалось Августейшей Семьи Государя — бракосочетание любимой старшей дочери Павла I Великой Княжны Александры Павловны (1789−1801 гг.). По воле Державного родителя она выходила замуж за эрцгерцога Австрийского, палатина Венгерского Иосифа (1776−1841 гг.). Союз великих Христианских Держав укреплял дружбу и оборону Империй пред угрозой Французского вторжения.

Второе и важнейшее для нашего Отечества событие навсегда вошло в Православный Церковный месяцеслов — торжества по случаю перенесения из Мальты в Россию десницы Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна и других Христианских Святынь, а также орденских реликвий.

Торжественное перенесение

В 10 часов утра из Гатчинского дворца выехал Императорский кортеж по направлению к Ингебургу, где находились представители Мальтийского ордена. После встречи депутации у Спасских ворот и краткого молебна Государь Император с Августейшей семьей, духовенством и многочисленной свитой отправились обратно во Дворец.

Торжественно во главе Крестного хода шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал граф Джулио Литта (1765−1839 гг.), везший на красной бархатной подушке золотой ковчег с десницей Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. За графом следовали Мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери Филермо и Крест из части древа Животворящего Креста Господня.

Рядом с каретой в парадном облачении Великого Магистра шел Государь Император Всероссийский Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей.

По прибытии во Дворец Павел I сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где Святыня и была положена на отведенное для нее место. Государь незамедлительно распорядился выделить свыше 7 фунтов (2,8665 кг) золота ювелиру Ф.К.Теремену на изготовление драгоценной ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями. Тогда же было изготовлено два ковчега — для десницы Святого Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста Господня.

Так, по милости Божией, Россия обрела три Великих Христианских Святыни.

В Императорском Дворце

В память великого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября празднование — перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Праздник торжественно отметили лишь однажды — в 1800 году, и после насильственной смерти от рук заговорщиков Государя Императора Павла I (1 (14) марта 1801 г.), праздник только значился в месяцеслове.

С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Так продолжалось четверть века, пока в декабре 1837 года не случился ужасный пожар, во время которого Святыни были спасены, но на время покинули резиденцию Русских Императоров.

По восстановлению Зимнего Дворца, 25 марта 1839 года Святитель земли Русской Митрополит Филарет (Дроздов) (память (19 ноября) 2 декабря) в присутствии Государя Императора Николая I Подвиголюбивого и Августейшей Семьи освятил обновленный собор, в котором Святыни заняли подобающее им место.

Промысел Божий

Некоторое время до сего события Августейший сын Государя Императора Павла I Великий Князь Николай Павлович, будучи предызбран промыслом Божиим Императором Всероссийским, не мог, как и многие его современники, объять всю мудрость и прозорливость убиенного отца своего. Отчего, будучи Русским Православным Государем, Павел I Петрович и пребывая неотлучно в царствующем граде Санкт-Петербурге, решился принять рыцарский титул? Отчего Всероссийский Самодержец был провозглашен гроссмейстером католического Ордена, зависимого от Рима и папы?

Но смущения эти имели место быть до тех пор, пока Сам Господь не открыл Императору Николаю I истину устами преданного ему и Престолу поданного. Им в числе немногих был «Нестор российской дипломатии» — русский посол в Лондоне (в 1840—1854, 1858−1874 гг.), барон и граф (с 1871 г.) Филипп Иоаннович Бруннов (1797−1875 гг.).

Сей умный и наблюдательный дипломат, отличавшийся умением усваивать и излагать особые мнения, как и убиенный Государь Император Павел I, до самой смерти оставался убежденным противником революций, особенно французских. Он первым откликнулся на масонский переворот во Франции в 1848 году, и объяснил Государю Николаю I Павловичу истинные причины, последствия и историческое значение свершившегося в 1799 году события — принятия благочестивым отцом Государя — Павлом I титула Великого Магистра Мальтийского ордена.

Этим шагом, по воле Божией, незабвенный Император Павел I готовился отразить нашествие безбожников на Русь и Европу, и, т. о. готовился собрать под знамена Мальтийского ордена все живые и способные к сражению Христианские силы старой Европы; материальные и моральные, военные и духовные, дабы повсюду установить Богом данный порядок и укрепить Христианскую цивилизацию, против кощунственных идей богоборческого разрушения, какие и породил демон Французской революции. Однако враги России и Православия не дали этому замыслу Императора Павла I сбыться. Он был подло убит англичанами-масонами вкупе с предателями — своими же поданными из ближайшего окружения Августейшего сына его. Ему — будущему Императору Александру I Павловичу и попустил Господь испытать многие скорби, в том числе известное нашествие «двадцати языков».

Отечественною войною 1812 года Император Александр I Павлович Благословенный (1801−1825 гг.) не только закалился духовно, но и впервые за многие столетия отразил очередную атаку на Святыни врага рода человеческого. Столь кровопролитной войною укрепился в вере и Русский народ. Так, Третий Рим принял на себя удар наполеоновской армии, как и прочие охотившейся за безценными сокровищами Христианской цивилизации в числе которых, без сомнения, мы называем десницу Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

Ограждая Династию

С собором Спаса Нерукотворного образа, где с 1799 года пребывала Святыня, связаны многие события в жизни Императорской Семьи: венчания, крестины, молебны и панихиды.

Члены Императорской Фамилии молились обычно в моленной за Алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались. Исключением был только престольный праздник. В этот день из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ.

Каждый год, 12 (25) октября, в праздник переноса Мальтийских Святынь, происходило торжественное Богослужение с поминанием убиенного Государя Императора Павла I Петровича. Такое же торжественное Богослужение в присутствии правящего Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 16 ноября (9 декабря), в Юрьев день.

Также известно, что с 1798 года настоятели собора Спаса Нерукотворного образа, из которых обычно выбирались Императорские духовники, именовались пресвитерами и возглавляли придворное духовенство.

Прошение народа

Тем временем, в 1852 году, в Гатчине завершилось шестилетнее строительство великолепного, величественного собора во имя Святого Апостола Павла. Его торжественное освящение проходило в присутствии Государя Императора Николая I Подвиголюбивого (1826−1855 гг.). В этот день прихожане и осмелились обратиться с прошением к Христолюбивому Императору, перенести Мальтийские Святыни в собор, носящий имя небесного покровителя убиенного отца его — Государя Мученика Павла I.

Сын Благочестивого Государя Император Николай I Павлович не дерзнул расстаться с реликвиями, поднесенными Державному отцу его и Православной Церкви, но отдал распоряжение ежегодно переносить Святыни в Гатчину для поклонения и лобызания их народом. Более того, уступая просьбам верующих, в том же 1852 году Государь Император распорядился:

«…поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большей церкви Зимнего дворца образа Пресвятой Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сделании к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того, как теперь имеется, доставить изготовленный образ в Гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое».

Высочайшее повеление было исполнено — список с чудотворной иконы Филерской был выполнен с особой любовью, и обрел свое место в Павловском соборе. Однако на том его история не закончилась.

С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оное свершалось всегда накануне праздника. Оттуда 12 (25) октября совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Они имели счастье, по милости Божией и своего Государя поклониться Святыням, и, конечно, же, помянуть добрую память убиенного Государя Мученика Павла I.

22 октября по с. ст. Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так бы происходило и теперь, если бы не свершились известные кровавые события 1917 года.

Охота за Святынями

На протяжении всей последней истории Мальтийский Орден, запрещенный в Российской Империи указами Государя Императора Александра I в 1810—1817 гг., не оставлял попыток любым способом возвратить себе Святыни.

Исполняя союзнический долг в Великой войне, и надеясь на помощь войск Италии, по распоряжению Государя Императора Святого Мученика Николая II (1894−1917 гг.), в 1915 году с чудотворной иконы Филермской Божией Матери, была сделана фотография. Она была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта господина Пулличино. Но через 10 лет Италия вероломно приобретет тот самый список, изготовленный по воле Императора Николая I, о чем и будет сказано далее. С 1917 года начинается новая, таинственная и трагичная история спасения Святынь из охваченной кровавым бунтом России.

В 1923 году Итальянское правительство, одно из первых признавшее преступный большевицкий режим, обратилось в Москву с просьбой вернуть, очевидно, за большое вознаграждение, реликвии Мальтийского Ордена. Однако, по милости Божией, исполнить оное до сего дня остается латинянам и масонам невозможно.

Тайный побег из России

О дальнейшей судьбе Святынь, в числе которых была и десница Иоанна Крестителя, мы узнаем от настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея отца Андрея Шотовского, написавшего в большевицкий Наркомат просвещения следующее:

«1919 года, января 6 дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены «…святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Крестителя и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божией Матери — риза и ларцы для мощей и Креста. После Богослужения, совершенного Петроградским Митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины…»

Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев (Министр народного просвещения в 1915—1916 гг.), «…с каким-то военным», и изъял Святыни.

Настоятель собора будущий Священномученик протоиерей Иоанн Богоявленский (память (11) 24 декабря) упаковал Святыни в футляр, и П.И.Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель (ныне Таллинн). Некоторое время они находились там, в соборе Святого благоверного Князя Александра Невского, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в вынужденном, трагическом изгнании Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна — супруга Самодержца Всероссийского Александра III и матерь убиенного богоборцами Святого Царя Мученика Николая II.

После кончины 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны ее Августейшие дочери Великие Княгини Ксения и Ольга Александровны передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию (Храповицкому) (1863−1936 гг.).

Некоторое время Святыни находились в православном соборе г. Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия от немцев, Епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал Святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу (1875−1934 гг.), который с особенным благоговением хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

На земле Югославии

В апреле 1941 года, с начала, оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил (Дожич) вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, Епископа Захолмского (память (29 апреля) 12 мая), где они тайно сохранялись.

До недавнего времени следы реликвий считались утраченными. Но в 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты — специальная служба «Удба» (югославский ОМОН). Они взяли Святыни и отвезли их в Титоград (ныне Подгорица). Прошло время, и богоборцы передали реликвии в руки таких же безбожников — в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о Святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и Епископу Даниилу. По особой милости Божией оным православным архиереям и удалось в 1993 году вызволить из многолетнего заточения десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня.

С этого времени и до сего дня Святыни пребывают в Цетинском мужском монастыре.

30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский Митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу, — что же скрывалось под скромным наименованием церковных «вещей», найденных в монастыре Святого Василия и переданных в Цетинский монастырь Святого Петра Митрополита Цетинского (Князь Петровия I Негош), память которого мы отмечаем в день Собора Петербургских Святых (3-я Неделя по Пятидесятнице).

Впервые о радостной вести узнали во время визита в Черногорию Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

После окончания Божественной Литургии Патриарх благословил десницей Святого Иоанна Предтечи народ Черногории, как потом оказалось пред трагическими событиями войны и раскола страны.

Новая угроза

Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в заточении в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить ее из плена до сих пор остаются безуспешными.

Война против Югославии 1999 года и государственный переворот 2000 года на неопределенное время отбросила надежду обрести чудотворную икону в стенах храма.

Радует и утешает христиан только одно — Святыня цела, невредима и находится на территории Православного государства братской Черногории.

Вызывает тревогу другое. Ватикан и суверенный Мальтийский Орден, который является вторым по численности католическим Орденом после ордена иезуитов, не оставляют попыток овладеть Христианскими Святынями и прежде всего десницы Святого Предтечи Иоанна. Известно, что и светская власть в Черногории теперь особенно благосклонна к Риму — источнику дохода от безчисленных (до войны) итальянских и иных туристов. Провоцируется преступный раскол в Сербской Православный Церкви — Черногорская Митрополия жаждет автономии и полного отделения.

Такими коварными мерами отпавший от Единой Соборной Апостольской Церкви Рим все ближе подбирается к деснице Святого Пророка Иоанна Крестителя и другим Мальтийским Святыням. Не оставляет преследований Святынь и Французская армия, которая три столетия воюет с ее хранителями — Православными Христианами. Так было на Мальте, в России, а теперь и на земле многострадальной Югославии (край Косово).

Война за Святыни продолжается

Сегодня у алчных политиков и авантюристов есть еще одна цель на Балканах — овладеть безценными рыцарскими реликвиями.

Нет уверенности в том, что их не попытаются выкупить, обменять или даже выкрасть с территории православной Черногории. Сделать это теперь Италии и ее союзникам по НАТО значительно легче. Все сказанное вводит в великий соблазн католиков, протестантов и что хуже масонов, все еще надеющихся обрести тайно или явно в третьем тысячелетии великие Христианские Святыни.

Попытки такого рода уже были; в 1925 году, когда по прошествии двух лет, по просьбе итальянского правительства послу Италии в СССР, в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был незаконно передан тот самый список с чудотворной Филермской иконы Божией Матери, который в 1852 году был выполнен, по распоряжению Государя Императора Николая I, для установления в Гатчинском Павловском соборе.

Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, она пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.

Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта — большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.

Надеясь на возвращение

Мы веруем, что Святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн охраняет десной рукой своею нашу Правую веру, наше благочестие, нашу праведность. Он утверждает Православие во всей Вселенной, ограждая нас и братьев славян — сербов, от ересей и расколов, испрашивая нам у Престола Господа помощь твердо стоять в вере и иметь силы исповедовать Христа!

Будем непрестанно и горячо молиться Пречистой и Преблагословенной Богородице о милости Божией, дабы не попал в руки еретиков-латинян перст Святого Пророка Божия Иоанна и другие Святыни.

Уверуем и не источим надежды на скорое, по воле Божией, возвращение великих Святынь в Россию, в наш Святой град Петра и Павла.

Молитвами Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

«Руку твою, прикоснувшуюся пречистому верху Владычню,
с нею же и перстом Того нам показал еси,
воздежи от нас к Нему, Крестителю, яко дерзновение имея много,
ибо болий всех пророк от Него свидетельствован еси;
оче же твои паки, Всесвятаго Духа видевшия, яко в виде голубине сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю,
и милостива нам соделай, и приди, стани с нами,
запечатай пение и предначинаяй торжество»
(Часы (6) 19 января)

Александр Рожинцев
20 января 2004 г.
Собор Предтечи и Крестителя Иоанна
г.Москва

В статье использовались материалы из книг: А. Андреев, В. Захарьев, И. Нестеренко «История Мальтийского ордена», Русская Панорама, 1999 г., протоиерей Симеон Вишняков, «Святый Великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, исторически-истолковательное изложение его жизни, служения и учения», Москва, Типо-Литография И. Ефимова, 1893 г., а также «Справочный богословский преимущественно церковно-исторический словарь», протоиерея Леонида Петрова, Санкт-Петербург, типография Департамента Уделов, 1889 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=1001196

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика