Труд | А. Королев | 13.01.2004 |
Это церковное назидание, дошедшее до нас из первых веков христианства, особенно уместно вспомнить сегодня, когда на дворе — Святки, самое долгое в году православное празднество, которое продолжается 12 дней — от Рождества Христова до Крещенского сочельника (18 января). Эти дни названы Святыми потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (Крещения Господня). Во время Святок нет постных дней, нет коленопреклонения при богослужениях; весь этот период в храмах не совершается браковенчание. Казалось бы, сами эти правила предоставляют иным людям возможность как следует «расслабиться», предаться различным соблазнам, наслаждениям… В действительности же время Святок — это время молитвенного общения человека с Богом, чтения душеполезных книг, время для благотворительных дел, встреч и бесед со своими духовными наставниками.
Конечно, отчего же не дозволить себе в праздник приготовить лучший стол, выпить немного вина, развлечь себя благопристойными увеселениями и играми, объяснялась в старые времена Церковь с верующими по поводу празднования Святок. Это Бог нам не запрещает, и в праздничном веселии мы достойно можем славить Господа, дающего хлеб, вино и другие земные дары на пользу человека, для наслаждения и укрепления его. Но совершенно противно цели праздников и не богоугодно, когда люди проводят их в одном только телесном пресыщении и чувственных развлечениях… Какое безумие — святые дни праздников, назначенные Богом для нашего отдохновения от трудов и для душевного умиротворения, проводить в разгуле, гибельном для здоровья и душевредном!
Святки — праздник христианский, но к нему примешалось немало языческих обрядов, обычаев и увеселений, в том числе гулянья с переодеванием в шутовские наряды, возжигание огней, всевозможные гадания. Все эти «приложения» к Святым дням всегда строго осуждались Церковью, тем не менее люди нестойкие в вере именно в «приложении» видели смысл и «завлекательность» Святок. Стоит ли удивляться тому, что, бесчинно и разгульно празднуя Святки, такие люди нередко «впадали во многие беды, непоправимые на всю жизнь, подвергались болезням и увечьям… «
Особенно нетерпимо, следуя 61 правилу VI Вселенского Собора, Церковь относится к ворожбе и гадательству; оно, в частности, гласит: «Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыти… да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так называемых обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов…»
Труд N 004 за 13.01.2004