Вёрсты | 13.01.2004 |
Ныне Автокефальная Польская Православная Церковь, объединяющая около 800 тысяч верующих, поддерживает связи со всеми Православными Церквами. Сей мудрый миротворческий курс проводит глава Церкви, Митрополит Варшавский и всея Польши Савва.
— Ваше Блаженство, многие православные страны, даже такие, как Греция и Кипр, перешли на новый, григорианский стиль летосчисления. Россия неукоснительно держится старого церковного стиля. А в вашей Церкви сочетают и тот и другой. Да и исторически сложилось так, что на востоке и юго-востоке Польши и в ее древних монастырях верующие придерживаются старого стиля. Не могли бы вы назвать и другие отличия православной церковной жизни в Польше?
— Польская Церковь соблюдает догматы и уставы святого православия. Но поскольку мы веками находились под влиянием западного мира, он действительно наложил свой отпечаток на жизнь Церкви, главным образом в больших городах.
Есть и подлинно народные традиции. Особенно это касается праздника Рождества Христова, это длительный период колядок, начиная от праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и кончая Сретеньем Господним. В России такого нет.
На Рождество мы приносим в свои дома зерно, сено и солому, то, что было в Вифлеемской пещере.
Есть у нас и вигилия: Рождественский Сочельник, но не такой, как у вас в России, — с очень строгим постом. У нас это просто постная вечеря, на которой должно быть тринадцать блюд: рыбных и постных, всё, кроме мяса. И мы всегда оставляем одно свободное место за столом для того, кто путешествует по свету и может к нам неожиданно зайти: для путника, странника.
Есть также обычаи, особенно в деревнях, когда в полночь верующие люди идут в хлев к своим животным и несут им всё, что остается от праздничного стола, особенно хлеб. Они верят, что в эту ночь звери тоже радуются священному событию — Рождеству Христову. После вечерни в первый день люди идут и колядуют от дома к дому. А хозяева дают им сладости, деньги.
Взрослые часто используют колядки для того, чтобы собрать пожертвования для строительства и ремонта своих храмов. Так было всегда в православной Польше, даже при коммунистах. В стране 99% верующих. Одной из особенностей православия в Польше является возрождение православных братств, которые существовали, когда в стране была ликвидирована вся церковная структура и иерархия. Тогда православные братства стоически защищали свою Церковь от посягательств католицизма и унии. Православные братства объединяют интеллигенцию по всей Польше. Их задачи — сохранять устои церкви, заниматься просвещением. Центром такой деятельности является Белосток. Когда я был там епископом, я организовал такое братство. Появилось у нас и молодежное братство, очень активное.
— Есть вопросы, которые всегда интересуют читателей. Это промысел Божий, чудесно влияющий на человеческую жизнь. Было ли в вашей жизни настоящее чудо?
— Самое большое чудо в моей жизни — это то, что я живой и сейчас сижу перед вами. Ведь я родом из Холмского края, где особенно жестоко уничтожали и преследовали православных. И меня, ребенка, били просто за то, что я православный. А я дожил до шестидесяти пяти лет, многим не дано дожить до этого возраста.
Однако в жизни Церкви это очень короткий срок. Именно Церковь и время, в котором мы живем, формируют человека. Но ничего случайного у Бога нет. И мы живем не в каких-то случайно доставшихся нам временах. Наши времена выбраны для нас Богом. Бог через историю формирует наши характеры, посылает нас на выполнение Им Самим намеченных заданий.
Что же касается чудес, у нас в Польше в православных монастырях и храмах есть святые мощи и десятки чудотворных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, святого мученика младенца Гавриила, святой Анны и преподобного Онуфрия в Яблечней. Есть особые чудотворные места, где были и происходят исцеления. В Гайновской Пуще над святым источником стоит часовня, там от целительной воды люди получают исцеление от многочисленных болезней. Много больных и недужных людей приходят к святому источнику в Крыночке. Всем известна икона Спасителя в монастыре Грабарка, которая уцелела во время страшного пожара. Всё вокруг сгорело, а она осталась. Там в монастыре тоже есть святой источник.
Господь сподобил, и в этом году мы провозгласили святыми мучениками тех, кто пострадал за православную веру в Холмско-Подляской земле. Спустя 60 лет после всех трудностей, гонений в Польше мы смогли провозгласить своих мучеников и святых.
— В России огромное значение имеет духовное водительство старцев, без них не решается ни один важный вопрос. Есть ли в Польше старцы?
— Старцев сейчас у нас нет. Когда я был в Сербии, в монастырях жаловались, что у них только старое поколение. А у меня — молодежь. Происходит активное возрождение монашества, в Польше сейчас около 80 монахов и монахинь. Для такой малой Церкви, как наша, это много. И конечно, молодежь должна иметь перед глазами пример старцев, а их нет. И это большая проблема нашей Церкви и монашества.
— Каковы отношения с другими Православными Церквами и с нашей Русской Православной Церковью?
— У меня евангельский принцип: «Аще се возможно, со всеми мир имей». И я стараюсь со всеми жить в мире. У нашей Церкви ни с кем нет войны. Нас уважают. Со всеми Православными Церквами отношения хорошие. А с Русской Православной Церковью — дружеские. Мы часто навещаем друг друга. Наши верующие ездят в паломничества в другие страны. Голос представителей Польской Православной Церкви слышен на всех конференциях, съездах и местных соборах. Мы поддерживаем активные контакты со всеми автокефальными Православными Церквами, участвуем в разрешении проблем, касающихся мирового православия, блага и мира всех людей.
№ 146