Русская линия
Правда.Ru Андрей Падчин13.01.2004 

Загадочная русская душа

Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить её задачу и место в мире.
Н.А.Бердяев

Многие иностранцы пытаются понять Россию. Они проживут здесь несколько лет в Москве или Санкт-Петербурге, попутешествуют по Золотому кольцу, пообщаются с нашими чиновниками, швейцарами и официантами, переспят с нашими проститутками, и вот готов эксперт по России. А если к этому добавить всю ту мразь, которая представляет нашу страну за границей, то образ России в глазах иностранцев будет полный. Но соответствует ли он действительности?
Часто можно слышать о загадочной русской душе. Но что это такое? Чем русская душа отличается от других? Что такое душа? Попытаемся разобраться в этих вопросах. Почему русские отличаются от других народов? Древнегреческий историк Геродот утверждал, что развитие народа и ход исторических событий подчиняются природным условиям. Эту же мысль разделяли и видные русские историки Соловьёв и Ключевский. Условия, в которых формировался русский народ, являлись уникальными. Ни один народ в мире не развивался в таких тяжелых условиях и не создал при этом великого государства. Поэтому мы и отличаемся от других европейских народов. Мы не лучше и не хуже, мы- другие. Греческие и римские источники, говоря о древних славянах, причисляли их к развитым народам, потому что наши предки строили дома, вели оседлый образ жизни и воевали в пешем строю. Греков, ценителей красоты, восхищала стройность славян, их сила и ловкость. Славяне уделяли внимание крепости тела, но могли появиться на людях грязными и рваными. Внешность не имела для них значения. Они презрительно относились к роскоши, часто захваченные на войне украшения они просто зарывали в землю. В «Повести временных лет» упоминается случай, когда князь Святослав принимал греческих послов. Он презрел золото и принял с радостью оружие. Узрев это, греки не решились воевать с таким князем и согласились уплатить дань.
В бою древние славяне были храбры и стойки. Для них не имело значения количество врагов, они продолжали биться даже в безвыходном положении. Попав в плен, они стойко переносили мучения. Эти качества очень высоко ценились в то время, и древних славян охотно принимали на военную службу. Их можно было встретить даже среди викингов. Отмечалась и их жестокость на войне, но я не думаю, что другие народы на войне были менее жестокими. В то же время они очень хорошо обращались с рабами. Рабы питались с господами за одним столом, устанавливался срок рабства, после этого срока раб получал свободу и мог жить среди своих бывших владельцев.
Наши предки отличались исключительным гостеприимством. Гость для древних славян был священен. Оскорбить гостя значило оскорбить всё племя. В славянских землях практически не было разбойников, а среди славян- воровства, но если из-за бедности человек не мог хорошо принять гостя, то он мог пойти даже на воровство. Нравы наших предков это допускали. Торговцы любили посещать славянские земли. Они отмечали целомудрие славянских жён и преданность славянских мужей. Мать воспитывала из своих детей воинов, будущих защитников отечества. И это касалось не только мальчиков. Часто на поле боя находили тела славянских женщин, которые бились вместе с мужчинами. Но женщины не допускались к управлению племенем. В голодные годы мать имела право убить своих дочерей, но обязана была сохранить мальчиков. Я думаю, что причина этого была в том, что муж чаще всего выкупал свою жену, и она становилась его собственностью.
Славяне не знали грамоты, но знали счёт. Год они делили на 12 месяцев, столетие называли веком. Любили музыку, и инструменты брали с собой на войну. Волынка, гудок, дудка и гусли давно были известны нашим предкам. Славяне любили кулачный бой, борьбу, бег. Среди славян были развиты различные ремёсла.
Греков восхищала способность древних славян переносить тяготы, которые преподносила им природа. Они могли длительное время обходиться без пищи, найти пропитание там, где это не смог бы сделать никто, скрываться в болотах, реках, лесах. Они стойко переносили холод, жару, ненастье. Такими были наши предки, которые жили в районе Днепра, и от которых пошла русская земля.
Когда я употребляю слово «русский», то я понимаю под этим словом не национальность, а принадлежность к сообществу, которое сложилось на огромной территории, влючающей в себя Россию, Украину и Белоруссию. Это сообщество включает в себя множество национальностей, которых объединяет любовь к своей Родине и преданность русской земле.
Жизнь наших предков протекала в постоянной борьбе. Особенно доставалось древним славянам от кочевников. Именно они стали основной причиной миграции наших предков на северо-восток. Славянские племена постепенно заселили земли в области реки Оки и верхней Волги. Эти земли не были пустыми, в них жили финские племена: мурома, меря и весь. Ассимиляция проходила в основном мирно и дала миру великоросса.
Если условия жизни древних славян были более суровые, чем большинства европейских народов, то условия жизни великороссов были значительно суровее, чем у древних славян. Лес, болота, суглинок, суровый климат — всё это создало великоросса и его загадочную русскую душу. В.О.Ключевский писал: «В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого». Привыкнув к сюрпризам погоды, великоросс развил в себе наблюдательность и смекалку. Особенно ярко это проявилось в приметах, которые являются продуктом вековых наблюдений за погодой. Но природа часто смеётся над самыми осторожными расчетами великоросса. И вот тут появляется знаменитый русский авось. Когда положение становится практически безвыходным, когда исчерпаны все разумные способы решения проблемы, великоросс действует на авось и часто добивается успеха.
Природа заставляет великоросса смотреть в оба. Не суйся в воду, не поискав броду. Природа развила в нём ум, рассудительность и осторожность. Всякое решение любит рассуждения. Короткое лето приучает великоросса к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать. Ключевский писал: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии…»
Русский человек задним умом крепок. Умение подводить итоги, делать выводы, способствовало развитию русской смекалки и рассудительности. Ключевский отмечал, что великоросс мыслит и действует, как ходит. А что может быть кривее и извилистее великорусского просёлка? Но этот просёлок всегда приводит к цели. Князья, которые стали править в Великороссии, переняли все качества своих подданных. Первым был сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский. Затем были московские князья, потом- цари. И вот великороссы образовали великое государство, которое называлось Московским княжеством, Россией, Российской империей и Советским Союзом. Идеология великороссов стала общей для всех народов, населяющих это великое государство, и стала называться загадочной русской душой. Ключевский писал: «Ему (великороссу) легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своём величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума». Ему вторит Бердяев: «Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже- увы!- чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной руссификации». Великоросс способен на многое, но обстоятельства должны заставить его действовать. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Многие проблемы в России возникают из-за того, что те, кто приходит к власти в нашей стране, не понимают русской души, не имеют русской идеологии. Они стремятся насадить у нас европейские порядки, приглашают к нам иностранных экспертов, которые с умным видом излагают свои теории, но русский народ жил и будет жить своим умом, потому что пальмы у нас не растут, так как зима слишком суровая. Всякий поп по-своему поёт. Например: отношение русского человека к богатству и роскоши. От трудов праведных не поставишь палат каменных. Северная природа не даёт возможности производить много избыточного продукта. От труда не будешь богат, а будешь горбат. Издавна на Руси богатство было признаком бесчестия. В богатстве сыто брюхо, голодна душа. Жить в достатке за счет своего труда- это почетно, но богатства трудом не наживёшь. Где говорят деньги, там молчит совесть. А что нам пытаются навязать западники?
Мой прадед Данилов Андрей Данилович был типичным великороссом. Он родился 14 октября 1876 года, а умер 25 мая 1956 года. Его жизнь протекала от царствования Александра II до правления Никиты Хрущева. Это было самое «весёлое» время в истории России. Андрей Данилович родился в семье, корни которой уходили в Святогорский монастырь. Некоторые мои предки покоятся на территории этого монастыря. Может быть поэтому мой прадед очень не любил служителей культа. Богу слава, а попу кусок сала. Мама рассказывала мне, что он часто говорил, что попы — наши проводники в ад, они пойдут туда первыми и нас за собой потащат. Мой прадед отслужил в армии и женился на разорившейся дворянке Александре Владимировне Ташковой. Её имение было заложено в опекунство за долги отца, который был картежником и пьяницей, что было типично для дворянства того времени. Прадед получил разрешение на выкуп имения и копил деньги. К 1917 году нужная сумма была накоплена, но случилась революция, которая обесценила все накопления.
В период Гражданской войны он случайно попал под мобилизацию и был забран в обоз армии Юденича с конём и телегой (поехал в Прибалтику обменять зерно). В первую же ночь сбежал, оставив коня. В 1931 году началась коллективизация. Хотя прадед никогда не держал батраков, а даже наоборот, нанимался косить за часть покоса, так как земли было мало, а скота держали много; он оказался в списках на раскулачивание. Местная власть исправила эту несправедливость, помогла выправить документы и спасла семью прадеда от уничтожения. Он сдал всё в колхоз и уехал в Ленинград, где стал работать дворником (интересно, выиграла ли от этого советская власть?).
С началом войны в 1941 году мой прадед был мобилизован перегонять скот в глубь страны от наступающих немцев. В напарники ему достался человек, тоже пострадавший от советской власти. Он начал агитировать моего прадеда на переход к немцам. Прадед отказался, а тот ушёл. Скот был пригнан в Ивановскую область. Органы НКВД несколько раз вызывали моего прадеда и распрашивали его о напарнике, но он отговаривался незнанием. После войны он вернулся под Ленинград, где находилась его семья (точнее та часть семьи, которая пережила блокаду). За время войны в Ивановской области прадеду удалось скопить немного денег, и он собирался добавить и купить дом. Послевоенная денежная реформа положила конец этим надеждам. Только к 1955 году он сумел собрать средства и поставил дом, в котором пережил зиму и весной умер.
Почему я так подробно описываю судьбу своего прадеда, ведь она типична для того поколения? Потому что меня всегда удивляла та сила и та мудрость, которую продемонстрировал мой прадед. Живя в бешеное время, он сумел не испачкаться в крови. Трижды государство грабило его, а он ни разу не взялся за оружие. Каждый раз он умел подняться и начать всё сначала. На 80-м году жизни он затеял строительство дома, хотя ему лично этот дом был уже не нужен. Он не любил советскую власть, но часто хвалил её за то, что она заботится о простых людях. Я думаю, что секрет этой силы и мудрости кроется в особой русской идеологии.
Основу этой идеологии составляют, я считаю, три основных качества русского человека: ответственность, терпение и рассудительность. Благодаря этим качествам русским людям всегда был чужд экстремизм и терроризм. Вы можете себе представить ответственного, терпеливого и рассудительного террориста? Я не могу.
Чувство ответственности воспитывалось в русских крестьянах с детства. Ребёнок с малых лет приучался к труду и ответственности за результат своего труда. В России была принята круговая порука, когда община отвечала за каждого своего члена. В России были сильны родовые связи, когда старший в роду отвечал за младших. Но правильно и обратное: каждый член общины был ответственен перед общиной, каждый член рода был ответственен перед всем родом.
Терпение. Северная природа приучила русского человека к терпению. Терпение и труд всё перетрут. Многие иностранцы путают это качество русского человека с бессловесностью, забитостью, рабской покорностью. Но история России знает примеры, когда даже терпению русского человека приходил конец. Процитирую А.Н.Радищева: «Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклониться на жестокость». Конечно и среди русских людей появлялись склонные к насилию. В семье не без урода. Куда же девались эти уроды? Они становились разбойниками или казаками. Казачество, созданное из уродов земли русской, позволяло улучшать русскую породу и вывести особый терпеливый тип человека.
Рассудительность. Русский человек постоянно принимал решения в условиях ограниченной информации. Богу молись, а добра ума держись. Посеешь хлеб рано, всходы попадут под поздние заморозки. Опоздаешь с севом, уйдёт весенняя влага. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Большая территория и малочисленное население приучили русского человека надеяться только
на свои силы. Говори подумав, садись осмотревшись. Он был и земледелец, и плотник, и сапожник, и столяр, и кузнец, и гончар, и охотник. Произведения труда его были неказисты, но функциональны. Всё это приучило русского человека надеяться только на себя и свой ум, а это, в свою очередь, привело к развитию интеллекта. Всякий совет к разуму хорош.
Природа русского человека противится экстремизму и терроризму, но это не относится к русскому государству. Русский народ очень молод, и он не успел ещё создать стабильного общества. Этому мешала большая территория, которую он занимал. Трудно ощущать себя членом единого общества, живя на Чукотке. Этому мешали и внешние враги. Русский народ создал государство раньше, чем создал единое общество. Этим государством была Киевская Русь.
Киевскую Русь погубили князья. Они разделили единое государство на уделы и начали воевать за власть. Славяне начали убивать славян, славяне начали грабить славян. Государство не только не стало генератором в образовании единого общества, но привело к расколу этого нарождающегося общества. Силы государства не только не увеличивались, а наоборот, таяли. Киевская Русь прекратила своё существование под ударами кочевников. Тверская летопись говорит: «Но всё это случилось не из-за татар, а из-за гордости и высокомерия русских князей допустил бог такое».
Московское княжество уже создавалось великороссами. Но долго оно не просуществовало, его погубили бояре. Они, как и князья, не смогли поделить власть. Создание государства, борьба с ордой требовали от народа великого напряжения сил. Избежать этого напряжения можно было только с помощью государства или церкви. Получение государственной или церковной должности позволяло не думать о пропитании. Москва являлась столицей государства, поэтому здесь и обосновались государственные и церковные дармоеды. Страна напрягала все свои силы, а Москва жировала за счет этого напряжения (очень напоминает современное состояние РФ). Боярская зажравшаяся Москва и стала могильщиком государства. Бояре дошли до того, что склонились перед католическим польским королевичем, но не допустили к власти своих конкурентов. Русь была отдана на разграбление полякам. Слабостью государства воспользовались казаки, которые стали грабить русских крестьян. Кому только москвичи не целовали крест? Кого только они не предали? Предали сына Бориса Годунова, убили Лжедмитрия, продали полякам Василия Шуйского. Юродивый Архипыч говаривал: «Нам русским хлеб не надобен, мы друг друга едим и тем сытыми бываем». Даже поляки удивлялись безнравственности москвичей.
Государство спас русский народ, который пришёл в Москву и посадил на трон династию Романовых. Так началась Российская империя. Её погубило дворянство. Если князья и бояре завоевали своё право управлять страной на поле боя (бояре начинали как княжеские дружинники), то дворяне ведут свою родословную от княжеских холуёв. Радищев приводит пример становления одного из дворянских родов: основатель рода начал свою службу истопником, произведён был в лакеи, потом в камер-лакеи, потом стал мундшенком (виночерпием), в этой должности прослужил 15 лет, получил чин коллежского ассесора (VIII класс давал право на потомственное дворянство и покупку крепостных) и ушёл в отставку. Алексей Григорьевич Разумовский был из казаков. Его послали ко двору Елизаветы певчим. Пьяница и недалёкий человек через царскую постель стал графом и фельдмаршалом. Его брат из пастухов превратился в президента академии наук и гетмана Украины. Понятовский стал польским королём, Орлов- римским герцогом и графом. Потёмкин после первой ночи с Екатериной получил дворец и миллион рублей. Государство под руководством такого дворянства быстро деградировало. Народ, который спас это государство, стал бесправным быдлом. Дворяне сначала служили государству, но Екатерина Великая освободила их от этой обязанности. Дворяне стали паразитировать на русском народе, а государство действовало в интересах этих паразитов. Русский народ быстро разобрался в причинах всех своих бедствий: восставшие крестьяне убивали дворян, чиновников и священников. Государство довело самый терпеливый в мире народ до того, что он взял в руки оружие.
Несколько слов о церкви. Сейчас в воздухе витает идея, что русских может спасти православная идеология. Но нельзя забывать того, что церковь принесла на русскую землю террор. В первый раз церковь развернула террор против язычников. При этом была уничтожена древняя славянская культура. Благодаря православной церкви многие западные историки рисуют наших предков дикими и неразвитыми, потому что не осталось памятников культуры доцерковного периода. Во второй раз церковь применила террор против староверов. А когда дворянство развернуло крепостной террор против русского крестьянства, церковь встала не на сторону униженных и оскорблённых, а сама стала крупнейшим крепостником. Черносотенцы получали церковное благословление на свои погромы, а святой Николай II носил черносотенский значок. Всё это лишает церковь права на нравственное лидерство на русской земле. Приведу афоризм Ключевского: «На Западе церковь без бога, в России бог без церкви». Цитата того же автора: «Кому неизвестна русская привычка в весёлую минуту пошутить над церковными предметами, украсить праздное балагурство священным изречением? Известно также отношение народной легенды к духовенству и церковному обряду. В этом повинно само духовенство: строго требуя наружного исполнения церковного обряда, пастыри не умеют внушить должного к нему уважения, потому что сами недостаточно его уважают». Ключевский знал то, о чем он писал. Он родился в семье сельского священника, учился в приходском духовном училище, в уездном духовном училище и духовной семинарии. Будучи профессором, он преподавал в Духовной академии. Отношение такого человека к церкви является наиболее объективным.
Крепостной террор дворянства продолжался до Александра II. Александр освободил крестьян не только от крепостничества, но и от земли. Паразитирующее дворянство, которое уже не служило государству, стало собственником земли, которая, по мнению русских крестьян, принадлежала только богу. Крестьяне бунтовали, а государство их расстреливало. Если добавить ещё и Столыпинский террор, то картина будет полной.
В 1917 году Россия избавилась от террористического государства и уничтожила источник терроризма, которым являлось дворянство. Новое государство часто обвиняют в красном терроре. Напомню, что при штурме Зимнего дворца не погиб ни один из защитников правительства, а в Москве правительственные войска расстреляли из пулемётов несколько сотен безоружных солдат из-за их революционного настроя. Так кто развернул террор в России? Впервые появилась возможность создать народное государство, основанное на справедливости. Но появившееся государство быстро переродилось из народного в аппаратно-номенклатурное. Партийный аппарат, который должен был служить интересам государства рабочих и крестьян, подмял под себя это государство. Эта подмена понятий сопровождалась террором.
Но у Советского Союза была одна положительная сторона. Находясь во враждебном окружении, государство могло рассчитывать только на поддержку своего народа. Для этого государство должно было сплотить общество. Впервые государство в России должно было решать такую благородную задачу, и оно её решило. Государство сплотило общество вокруг общей идеологии, которую разделяло большинство населения страны. Но главная проблема состояла в том, что для партийных функционеров эта идеология была пустым звуком. Они погрязли в роскоши и воспринимали государство, как свою наследственную вотчину. Когда возникла угроза их благополучию, они легко пошли на уничтожение государства.
Партийные функционеры и номенклатура (а не коммунисты) погубили СССР. Советский Союз погиб, а новое государство ещё не образовалось. К власти приходят случайные люди с целью набить себе карманы и сбежать. Везде мы можем видеть проявления чуждой русскому человеку идеологии. Ситуация очень напоминает те, которые были в период княжеских раздоров, боярской вольности и польского нашествия, революции и гражданской войны. Русскому народу предстоит создать русское государство. Это должно быть ответственное, терпеливое и рассудительное государство. Объединение русского государства и русского народа позволит нам навсегда забыть об экстремизме и терроризме. А пока, как сказал Бердяев: «Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства…». В этой же плоскости лежит и различие между двумя понятиями: европейской свободой и русской волей.
И ещё несколько слов о богатстве и роскоши. Возьмём для примера обжорство. Нормальный человек, встав на путь чревоугодия, очень скоро теряет человеческий облик и становится рабом своего желудка. Избавиться от этой привычки очень просто: не объедаться на ночь, увеличить физические нагрузки и голодать один день в неделю. Но обжора уже не может себя ограничить. Он готов принимать сомнительные таблетки, делать сложные и дорогие операции, но он не откажется от обжорства.
А тот, кто плоть без меры насыщает,
Тучнея телом, разумом нищает!
Нормальный человек ест, чтобы жить; обжора живёт, чтобы есть. В голове уже нет места другим мыслям. А теперь не трудно представить, как себя поведёт обжора в условиях дефицита продуктов питания. Будет он думать о других? В мире не существует такого преступления, которого он не совершил бы для того, чтобы набить свою утробу. Многие государства проявляют склонность к обжорству. Страны Западной Европы и США потребляют явно больше, чем им необходимо. Большинство населения США страдает ожирением, сама страна потребляет около сорока процентов ресурсов всего мира. Защищая свой уровень потребления, США готовы уничтожить весь мир.
Богатство и роскошь, подобно обжорству, превращают человека в животное. Вступив на путь избыточного потребления, человек уже не может повернуть назад. Ельцин, идя во власть, не мог спокойно есть икру, когда за стеной плакал голодный ребёнок. Вкусив богатства и роскоши, он со своим семейством развернул такое воровство, что заставил голодать миллионы детей. Чиновник, когда он брал первую взятку, испытывал муки совести. Он пытался себя оправдать тем, что все берут; что он употребит эти деньги на благое дело; что он не будет больше брать. Но взятые деньги позволили ему перейти на более высокий уровень потребления, вкусить роскоши. Когда деньги кончились, чиновник уже не смог сократить свои потребности и начал вымогать взятки. Подъём по служебной лестнице он воспринимает не как возможность более полной самореализации, а как возможность получать больше взяток. Чиновник строго следует основному правилу российского чиновничества: не быть умнее своего начальника. Посмотрите внимательнее на наших министров и президентов…
Новый русский, начиная первичное накопление капитала, тоже считал, что он сможет остановиться, когда получит достаточно денег. Добывая эти деньги, он убивал, грабил, воровал, предавал. Когда сумма его удовлетворила, он обнаружил, что не имеет ничего кроме денег: друзья его покинули (или были преданы) и их заменили братки, любимых женщин заменили проститутки, в ближнем окружении нет ни одного человека, кому можно было бы доверять. Новый русский уже давно осознал, что потерял очень много, а получил очень мало, но обратного пути нет. Остался один путь- продолжать добывать деньги, убивая, грабя, воруя, предавая. Часто можно слышать о том, что богатство является критерием ума. Само существование новых русских опровергает этот тезис. Сократ, чей ум не вызывает сомнений, предпочитал вести нищенскую жизнь. Ему вторил Омар Хайям:
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть;
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Только очень наивный человек может считать, что из российского чиновника и нового русского может получиться нормальный человек, если изменятся внешние условия. Новое русское государство должно от них избавиться. Велик человек, который не изменяет себе ни в парче, ни в рубище. Только такие люди имеют право стать во главе общества и нового русского государства. Я не призываю к уравниловке, но считаю, что уровень потребления должен определяться размером полезного продукта, произведённого конкретным человеком. В современной России нет состояний, которые были бы накоплены трудом многих поколений. Все состояния являются результатом безнравственных действий их владельцев. Нельзя быть богатым и нравственным человеком в стране, где голодают старики и дети. Не может быть порядочным президент, имеющий гардероб в 0,5 миллиона долларов, в стране, где дети не ходят в школу из-за того, что им нечего одеть.
Когда я смотрю на современную Россию, то у меня возникает ощущение, что я нахожусь в государстве, захваченном террористами. Все эти чиновники, президенты, политики, новые русские захватили мою землю и терроризируют мой народ. Новое государство может быть построено только после уничтожения всех этих паразитов.
Закончу данную страницу цитатой из Н.А.Бердяева: «Наша любовь к русской земле, многострадальной и жертвенной, превышает все эпохи, все отношения и все идеологические построения. Душа России- не буржуазная душа, душа не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить её бесконечно. Россия дорога и любима в самих своих чудовищных противоречиях, в загадочной своей антиномичности, в своей таинственной стихийности».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru