Газета.Ru | Кирилл Лесников | 09.01.2004 |
Неужели древние разночтения между юлианским и григорианским календарями способны столь сокрушительно повлиять на экономику, безнадежно вынимая из рабочего графика страны драгоценные трудовые дни и ночи, ввергая общество в нудную череду утомительных «праздников»?
Насчет губительных последствий календарных разночтений возопил недавно со страниц газеты «Ведомости» жаждущий трезвости и трудовой дисциплины некий бизнесмен. Не побоялся прослыть еретиком. И слава Богу. Может быть, когда-нибудь его отметит в святцах будущая обновленная Церковь. Однако как быть с главным — языком богослужения, с доступностью ритуалов, с приближением объекта поклонения к тем, кто стремится напрямую поговорить с Отцом Небесным? И как сочетать хваленую «протестантскую этику» с ценностями нестяжательства?..
Разумеется, у меня нет желания встревать в вековые схизматические споры и призывать к реформации а-ля д-р Мартин Лютер на отечественной почве. В какой форме, в какой степени осуществится модернизация официального православия — это, несомненно, чисто внутрицерковное дело. Но и отреагировать на окружающую действительность иерархам РПЦ тоже было бы полезно. Хотя бы для будущего. Пока, как показывают социологические исследования, для позитивного будущего имеются основания: недавний опрос ИСПИ РАН показал, что молодежь в возрасте от 15 до 29 лет доверяет церкви всего на десяток процентов меньше, чем президенту Путину (соответственно, 48 и 57 процентов). Это неплохой результат для любой общественной институции, учитывая, что все остальные — далеко за чертой. Однако результаты опроса не уточняют — какая именно церковь удостоилась такого доверия молодого поколения. Скорее, речь идет о религии вообще и о Церкви как таковой. По крайней мере, по данным МВД, в православных рождественских праздниках (включая гуляния) приняло участие немногим более 3 миллионов человек (в Москве — около 120 тысяч). Даже если принимать в расчет граждан, охочих до всяческих гуляний, то получается около 2 процентов тех жителей страны, которые при недавней переписи записались русскими. А если учесть представителей других населяющих Россию традиционно православных этносов, например, 2 с лишним миллиона украинцев, то получается и того меньше.
Эти расчеты, конечно, весьма приблизительны: количество участвующих в исполнении обрядов не совпадает с числом приверженцев той или иной религии. В этом плане малоплодотворной представляется дискуссия, затеянная одним из лидеров мусульманского духовенства по поводу того, сколько в России так называемых «этнических мусульман» — то ли 20, то ли 14 миллионов. По итогам Всероссийской переписи населения численность народов Российской Федерации, которые в силу национальных традиций могут исповедовать ислам ну никак не выходит больше 14 миллионов человек. При этом вовсе не факт, что все они поголовно являются верующими. Тем более это относится и к людям, исповедующим другие верования — православным, католикам, лютеранам, буддистам, иудеям и многим другим. «Этнический иудей» вполне может оказаться православным, а «этнический буддист» — атеистом…
Впрочем, важнее этих дискуссий сегодня — сохранение конституционного принципа секулярного характера Российского государства, у которого куда больше забот, чем соблюдение идеократического имиджа власти.
И дело не только в том, каких официальных ценностей должна придерживаться власть постиндустриальной эпохи — «продуктивных» (по версии либералов) или «непродуктивных», но зато «нравственных» (по версии их оппонентов).
Мы не одни такие неуверенные: в день православного Рождества 7 января газета «Нью-Йорк таймс» посвятила подробный материал анализу «религиозного водораздела» между республиканцами и демократами на предстоящих в США президентских выборах. Массовые настроения, свидетельствует газета, сегодня на стороне более предрасположенных к религиозному восприятию мира республиканцев, чем относительно вольнодумных демократов. Однако, заключает автор комментария NYT Николас Кристоф, если уж мы вступаем в период религиозных войн, стоит напомнить, как Абрахам Линкольн достиг моральной чистоты, не опускаясь до морального лицемерия. И хотя Линкольна упрекали в недостатке религиозности, в его деятельности органически сочеталось соответствие моральным принципам в личном поведении (о чем заботятся консерваторы), и в стремлении к социальной справедливости (о чем пекутся либералы). В истинно американском понимании, приходит к выводу автор, одно без другого не существует…
О чем пекутся и о чем заботятся наши отечественные либералы и консерваторы (не в доморощенном, а цивилизованном понимании этих терминов) еще предстоит разобраться. Ясно одно: и «западнический» и «почвенный» мессиджи должны быть выражены по-русски. Без необходимости перевода.