Русская линия
Аргументы и факты Алексей Баринов09.01.2004 

В море — дома, на берегу — в гостях.
155 лет со дня рождения Степана МАКАРОВА

Степан Осипович МАКАРОВ родился 27 декабря 1848 года (по новому стилю — 8 января 1849-го) в городе Николаеве в простой многодетной семье. Его отец — выслужившийся из нижних чинов прапорщик флота. Мать — дочь отставного унтер-офицера. Крестный отец — тоже офицер флота. Даже крестная мать и та — дочь офицера. Так что, можно сказать, маленькому Степе на роду было написано стать офицером.

Сделал себя сам
КОГДА Степану исполнилось девять лет, отца перевели служить на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. Там находилось морское штурманское училище, и Осип Федорович выхлопотал место для младшего сына.

Преподаватели училища жалованья за свою работу не получали, потому, наверное, и учили соответственно: как вздумается и когда вздумается.

Но если остальных курсантов, представителей так называемой «белой кости», это нисколько не заботило, выходец из низов Макаров прекрасно понимал, что рассчитывать может только на себя.

И Степан занялся самоподготовкой: прилежно изучал математику, английский язык. Очень много читал. Подобное рвение не осталось незамеченным. Слух о не по годам серьезном и вдумчивом кадете дошел до военного губернатора Приморской области контр-адмирала П. Козакевича, который пожелал лично встретиться с юным Макаровым. Достаточно было непродолжительной беседы, чтобы адмирал понял — перед ним действительно незаурядный юноша.

В 1865 году, в возрасте 16 лет, Степан Макаров первым по успеваемости окончил училище и по личному ходатайству Козакевича был произведен не в штурманы, как прочие курсанты, а в гардемарины.

Первое изобретение
ВРЯД ЛИ название броненосной лодки «Русалка» осталось бы в истории русского флота, если бы не Макаров. В 1869 году недалеко от берегов Финляндии «Русалка» села на мель и едва не затонула. Степан Макаров не только выявил грубые просчеты в конструкции «Русалки», но и внес ряд новаторских идей по улучшению плавучести судов: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках и главное — использовании специальных пластырей для заделывания пробоин.

Предложения молодого мичмана одобрили многие видные специалисты-кораблестроители, а изобретенный им пластырь, получивший название «пластырь мичмана Макарова», был рекомендован всем судам русского флота.

Однако, вместо того чтобы создать изобретателю условия для работы в области непотопляемости судов, его отправляют на Дальний Восток офицером. по хозяйственной части.

Дедушка минного флота
ВСПОМНИЛИ об энергичном офицере накануне войны с Турцией. В 1876 году Макаров был переведен на Черноморский флот. И тут же он представил командующему Черноморским флотом адмиралу Н. Аркасу проект переоборудования быстроходных паровых кораблей. Пароход, имеющий на борту несколько небольших катеров-миноносцев, незаметно ночью подходит к неприятелю, спускает на воду катера, те внезапно атакуют противника, после чего возвращаются обратно на борт парохода и судно на полном ходу уходит в свой порт.

Поначалу идея Макарова не находит поддержки у военных чиновников. Но Степан Осипович не сдается: одна докладная записка следует за другой. И в конце концов лейтенант Макаров получает под свое командование пароход «Великий князь Константин». За несколько месяцев он переоборудовал обычное торговое судно в боевой корабль, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров.

К началу Русско-турецкой войны в апреле 1877 г. пароход встал в боевой строй и вскоре начал крейсерские действия у турецких анатолийских берегов. Макаров осуществил несколько успешных атак турецких кораблей спускаемыми на воду катерами, использовал шестовые мины, впервые в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. Менее чем за год он получил шесть наград: золотое оружие, ордена святого Владимира 4-й степени и святого Георгия 4-й степени, чин капитан-лейтенанта, капитана 2-го ранга, звание флигель-адъютанта. «Дедушке минного флота», как впоследствии стали называть Макарова, в то время не исполнилось еще и тридцати лет.

После окончания войны Макаров занимался эвакуацией войск, а в 1880 — 1881 гг. был привлечен генералом М. Скобелевым к участию в среднеазиатской Ахалтекинской экспедиции. На новом театре военных действий он организовал водную доставку грузов и припасов из Астрахани в Красноводск. Знаменитый Скобелев был чрезвычайно доволен своим помощником по морской части, и в знак взаимного расположения они обменялись Георгиевскими крестами (со скобелевским Георгием Макаров не расставался до последнего дня своей жизни).

Помни войну
В 1890 ГОДУ 41-летний Макаров, произведенный в контр-адмиралы, стал младшим флагманом на Балтийском флоте, в следующем году — главным инспектором морской артиллерии. Сочетая инспекторскую работу с научной деятельностью, он изобрел бронебойные наконечники к артиллерийским снарядам, которые впоследствии успешно использовались в Русско-японской войне. С 1894 г. Степан Осипович командовал эскадрой в Средиземном море, держа флаг на броненосце «Николай I», затем с эскадрой перешел в Тихий океан. В связи с агрессией Японии против Китая (1894 — 1895 гг.) он предложил командующему Тихоокеанской эскадрой адмиралу Тыртову ряд мер по укреплению флота на случай войны. В отличие от многих высших петербургских сановников и военно-морских чинов Макаров предвидел возможность столкновения с Японией и отчетливо представлял трудности этой войны. Результатом его раздумий над проблемой боевой готовности русского флота стал капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», эпиграфом к которому взяты слова «Помни войну». В «Рассуждениях..» Макаров изложил основы ведения эскадренного боя кораблями броненосного флота. Свои мысли о подготовке к войне вице-адмирал (этот чин Макаров получил в 1896 г.) отстаивал в комиссиях по обсуждению судостроительной программы и вооружению приморских крепостей. Он настаивал на разработке плана ведения возможной войны на Дальнем Востоке, на скорейшем укреплении Порт-Артура и Владивостока, но Военное и Морское министерства действовали очень медленно, не поручая энергичному адмиралу ни новых дел, ни новых постов. В конце 90-х годов Макаров переключил свою энергию на арктические исследования, и плодом его деятельности стал первый в России ледокол «Ермак». Самый мощный в мире ледокол строился в Ньюкасле по его инициативе и под его наблюдением. В марте 1899 г. он перешел на этом ледоколе из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель (Таллин).

«Ермак» пережил своего создателя на шестьдесят лет и явился родоначальником целой серии более современных ледоколов.

Его опять позвали в трудную минуту
В КОНЦЕ января 1904 г. грянула война с Японией, и сразу же Макаров обратился к морскому министру с письмом, где высказал свои опасения по поводу судьбы Тихоокеанской эскадры и Порт-Артура. Первые дни войны подтвердили опасения мудрого моряка: русский флот был атакован японцами, понес ощутимые потери и, отступив в Порт-Артурскую гавань, оказался в сложном положении. В феврале высочайшим повелением Макарова назначают командующим флотом на Тихом океане.

Прибыв в Порт-Артур 24 февраля и на месте ознакомившись с ситуацией, Макаров начал энергично действовать. Командующий организовал регулярные выходы эскадры в море для производства маневрирования и стрельб, ведение тщательной разведки действий противника, постановку минных и других заграждений в Порт-Артурской гавани, траление мин противника на внешнем рейде. Благодаря усилиям командующего Тихоокеанский флот оживал. Дважды Макарову удалось предотвратить попытки японского флота под командованием адмирала Того запереть русскую тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде и заблокировать Порт-Артур.

30 марта (12 апреля) 1904 г. Степан Осипович выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а на следующее утро, узнав, что один из миноносцев («Страшный») расстреливается японцами в море, выслал ему на выручку крейсер «Баян», затем и сам вышел в море, держа флаг на броненосце «Петропавловск». Отогнав неприятеля и преследуя его, Макаров встретил главные силы японского флота и повернул назад, в Порт-Артурскую гавань. В 2,5 милях от берега «Петропавловск» подорвался на японской якорной мине, от взрыва которой произошла детонация боезапаса в носовом артиллерийском погребе, и в результате нового мощного взрыва корабль быстро затонул.

«В море — дома, на берегу — в гостях», — любил повторять Степан Осипович Макаров. И действительно, вечным домом для адмирала, ученого, патриота стало море, которое он любил больше всего на свете.
АиФ Долгожитель


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика