Русская линия
Аргументы и факты Е. Петрова09.01.2004 

Воскресить веру в человека

Рождество — единственный церковный праздник, который государство объявило нерабочим днем, так что отмечает его вся страна. Нельзя сказать, что народ делает это по-церковному и что мы такие уж верующие, но для некоторых Рождество уже стало важнее Нового года.

Накануне праздника мы беседовали с отцом Богданом — настоятелем Николо-Богоявленского морского кафедрального собора, называемого в народе церковью Николы Морского.

Оставь обиды
— Отец Богдан, Рождество — главный праздник?

— В Православной Церкви главный праздник — Пасха, но есть еще и «двунадесятые» (по числу 12), посвященные Господу и Божьей Матери, в том числе Рождество. Иногда оно действительно представляется людям самым главным, а еще считается детским праздником — из-за елки и подарков.

— Как по-церковному лучше всего провести праздник?

— Накануне Рождества и Крещения, в сочельник, придерживаются строгого поста. В церкви богослужение в честь праздника начинается накануне, поэтому нужно прийти на вечернюю службу, а на следующее утро — на литургию, причаститься святых Христовых таинств. Причастников становится все больше, значит, люди думают о своем внутреннем состоянии, о совести.

…Самое страшное, что произошло в России в ХХ веке, — потеря веры в Бога и в человека. Как человек относится к человеку, так он относится и к Богу. Поэтому Спаситель назвал две самые совершенные заповеди: любите ближнего и любите Бога. Часто мы обращаемся с мольбой о здоровье, благополучии в семье, а сами внутри таим обиду на родителей, детей, близких. Если ты что-то просишь у Бога, то должен оставить неправду и грех. Для верующего все возможно. В нашем соборе не бывает дня, когда бы человек не получил какой-то милости и помощи Божьей. Но без воскресения веры в человека, без духовного преобразования мы не сможем построить нормальное общество. А если будем жить по-Божески, сможем ощутить новое отношение к человеку: видеть в ближнем не врага, а друга, которому можно доверять.

— У нас не очень-то принято верить друг другу, обман и даже воровство не считаются такими уж большими грехами.

— Не может быть нормального государства, если мы не будем устраивать жизнь так, чтобы она была духовной, религиозно-нравственной. Конечно, есть и неверующие, но много делающие для благоустройства общества и государства. Однако чаще всего безверие ведет к безнравственности и в экономике, и в политике, и в любой другой сфере. Самые тяжелые времена мы пережили, но нельзя изменить человека и общество мгновенно.

Покровительство армии и флоту
— Верующих стало больше?

— Если говорить об отношении к церкви, то более свободного времени в России не было, никто не спрашивает, ходит или нет человек в храм, молится ли. Люди сами хотят приобщиться к церковной жизни, ее правилам. Вот пример: в храм заходит группа курсантов. На паперти они сняли фуражки и совершили крестное знамя. Только один знал, что нужно перекреститься трижды, остальные увидели и повторили за ним, а потом уже вошли. И потом я видел их благоговейное поведение в храме.

В тот же день я был в Суворовском училище, где прекрасно отреставрирована и скоро будет освящена церковь в честь Рождества Пророка Иоанна Предтечи. Еще несколько лет назад суворовцев приводил в наш храм воспитатель. Если крестился он, тогда и они. Теперь ребята приходят не из-под палки, а по внутреннему убеждению.

Храм покровительствует не только армии и флоту, но и культуре, науке. Часто приходят писатели, профессора, академики. К примеру, знаменитый конструктор Игорь Дмитриевич Спасский. В книге о «Курске» он, человек, воспитанный в атеистическое время, написал, какую важную роль сыграло церковное присутствие в подъеме лодки. Он почувствовал, что молитвами церкви многое Господь посылает. Даже обращает внимание, что в это время года нельзя было ожидать хорошей погоды, но она стояла все дни, пока поднимали «Курск».
Звездные прихожане
— Я знаю, что в ваш храм часто приходят артисты Мариинского театра. Наверное, их волнуют успех и слава?

— Неправда, артисты в первую очередь думают о духовном воплощении образа. Ульяна Лопаткина — наша прихожанка, Анастасия Волочкова училась в нашей воскресной школе, она не может без храма. Вот Юлия Махалина давно не заходила. Андрис Лиепа, его жена Екатерина, Илзе Лиепа обращаются за благословением каждый раз, когда им нужно что-то решить, например, поставить ли спектакль до поездки в отпуск. Я о них молюсь как о моих чадах.

Духовник через Интернет?
— Слышала по телевизору, что у президента есть духовник. А простой человек имеет право на духовника?

— Каждый человек имеет право. Когда говорят о духовнике высокопоставленного лица, подчеркивают этим принадлежность к православной вере и христианским традициям. Любой священник, к которому приходят на исповедь, становится духовным отцом. Но если человек постоянно обращается к одному и тому же священнику, старается советоваться по самым разным вопросам, вплоть до обмена квартиры или устройства на работу, значит, он видит в нем своего духовника. За просимое Господь человеку воздает.

— Некоторые находят духовника в Интернете, это грех?

— Заочное общение — давняя традиция. Мне вот пишут из тюрем, из других городов, из-за рубежа. В Финляндии есть большая, но не очень благополучная семья. Муж — финн, она — русская, из Петербурга. Ей тяжело привыкнуть к чужим нравам и обычаям, священник должен дать наставление.

— И вы пишете?

— Конечно. Так что духовник в Интернете — в этом ничего страшного нет, страшно другое: если у человека появляется зависимость, если он не может от Интернета оторваться, найти время на Бога и самого себя, обратить внимание на состояние своей души.

…Я хотел бы поздравить с Рождеством читателей газеты «Аргументы и факты», которую регулярно читаю. Желаю всем проявить свой религиозный дух и настроение, чтобы не было на душе тяжкого груза, чтобы вы просветлели и почувствовали радость
АиФ Петербург
№ 1 (542) от 6 января 2004 г


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru