Волховъ | Виктория Катаева | 05.01.2004 |
И сегодня, спустя почти полтора века, места эти — и восстановленная могила монахини Веры Молчальницы, и окрестности Сырковского монастыря считаются священными. Каждые выходные сюда приезжают десятки паломников, чтобы поклониться святой могиле, загадать самое заветное желание и (если дело происходит весной, летом или осенью) сорвать с могильного куста небольшой цветок — маргаритку. Говорят, в минуту отчаяния стоит взять цветок в ладонь, как охватывает покой и блаженство.
Второе чудо — цветы эти в теплое время года на могиле есть всегда — сколько не рви. Ну, а зимой со «святой могилы» достаточно взять прутик на утешение.
— Сюда я перебралась из Казахстана восемь лет назад, — рассказывает жительница поселка Сырково Евдокия Злыднева. — Почему именно в Сырково? Место позвало. Около трех лет перед отъездом с родины я постоянно видела во сне женщину в темных одеждах, она как будто хотела что-то сказать мне, куда-то звала. И вот я случайно попала сюда. Сразу же почувствовала какую-то умиротворенность. С чего бы это, думаю. А через пару дней после приезда решила прогуляться по поселку и увидела могилу.
Евдокия Григорьевна купила комнату в общежитии, расположенном метрах в двадцати от монастыря. На могилу она приходит каждый день. Убирает упавшие листья, вытирает пыль. И молится — за родных и близких, знакомых и не очень, за всех людей, живущих на Земле.
— Больше всего Вера родителям помогает, которые за своих детей молятся, — продолжает моя собеседница. — У меня сын в Чечне служил, целый месяц от него никаких вестей не было. Я ждать уже устала. Как-то ночью просыпаюсь, на сердце тревожно — сил нет. Встала я, халат накинула и к могиле пошла. Встала на колени, плачу. Часа полтора прорыдала. На следующий день письмо от сына получила, все в порядке, мол, жив-здоров. И у приятельницы моей подобный случай был. Сын из армии писал, жаловался, что в часть совсем нехорошую попал — «деды» житья не дают. Она пришла на могилу, помолилась — через неделю сына ее в другую часть перевели, нормальную.
А ученые из Санкт-Петербурга в Сырково приезжали не случайно. Историк Людмила Белозерова, исследующая жизнь Александра I, проанализировав ряд исторических фактов, пришла к выводу, что «умершая» Елизавета и Молчальница Вера — одно и то же лицо.
— Что же касается самих жителей деревни, то они все, как один твердо убеждены, что так оно и есть. А некоторые старожилы говорят, мол, открытие (или гипотеза?) петербуржцев для них самих — и не открытие вовсе. Они и без ученых об этом знали — слышали от своих бабушек и дедушек.
Сейчас жители деревни ищут деньги на восстановление бывшего Сырковского монастыря. Негоже, мол, праху императрицы рядом с полуразрушенным храмом лежать. Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев заверил сырковчан, что монастырь внесен в список исторических памятников, подлежащих реконструкции. Но денег на его восстановление пока нет. И даже молитвы, возносимые сырковчанами к Вере Молчальнице (или царице Елизавете) ничем не могут помочь.
24 декабря 2003 г.