Труд | Владислав Бахревский | 06.01.2004 |
На Рождество в России морозы обычно крепкие, но и морозы — праздник. Само слово «рождество» — празднично, многоцветно. Уж такой он, русский язык. Какое счастье в детстве ждать звезды! Не потому что пост и до звезды съесть хоть бы сухарик — поста не выдержать. Первая звезда в Рождественскую ночь — звезда родившегося Бога. Теперь все будет хорошо, дождались Спасителя.
Я и до школы знал: Иисус Христос родился во времена Римской империи, в первом году нашей эры. До нашей эры годы шли на убыль, а как только Христос родился, начали прибывать и все прибывают.
Но такое вот чудо: в Рождественскую ночь Младенец Христос рождается вновь и вновь. В нашем сердце рождается. И все мы тоже рождаемся для самой хорошей жизни, для чистой, безгрешной — Бога радовать.
Рождественский вечер самый долгий в году. Сначала выбегаешь на улицу без шубы, без шапки — потемнело, нет? Лес как крепость, затворившая ворота! Зубчатая стена черная, а небо и не думает меркнуть. Светится!
Подождешь-подождешь — выскочишь: то же самое!
Строгая тетушка не вытерпит, рассердится:
— Не выстуживай избу!
За какое-нибудь дело приняться — но звезда из головы не идет! Одеваюсь — и на мороз. Превозмогая боязнь тьмы, иду к нашей корове. Красавка теплая. Даю сена, забираюсь в ясли. Ко мне подходят овцы. Я им тоже протягиваю клок сена, но они смотрят на меня, словно чего-то ждут. И я читаю им любимую молитву:
— «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…»
Слова я понимаю только сердцем. Господи! Какая музыка: возсия мирови свет разума.
Я дочитываю молитву и чувствую: лицо у меня мокрое от слез. Выбираюсь из яслей, обнимаю овечек, глажу Красавку и бегу искать звезду. А звезда, спокойная, тихосияющая — передо мной.
— Звезда! — объявляю домашним.
Все одеваются, выходят встретить звезду.
И вот оно — заслуженное застолье.
В награду за выдержанный пост и ради Вифлеемской звезды тетушка испекла из береженой муки лепешки на конопляном масле. Картошка тоже с конопляным маслом — праздник.
После ужина тетушка затепливает лампадку в своем чуланчике перед иконой Богородицы с Младенцем.
Икона с ладошку. Но она драгоценная, в серебряном окладе. Богородица лицом юная, очень красивая, а у Христа Младенца глаза строгие, но добрые.
Во время Великой Отечественной эта икона спасла моих тетушек и двоюродную сестрицу от смерти, когда немцы, заняв Воронеж, выгнали их из дома.
Читаем молитву «Рождество Твое, Христе Боже наш…», и тетушка дает мне просмотреть картину из старой книги. Пещера, ясли, в яслях Младенец Христос, над ним склонилась Богородица, Иосиф, подошли и смотрят волы и овцы.
И не случайно рождение Бога видели не кони, не быки или, скажем, львы, дивной красоты птицы. Вол — смиреннейший труженик, овцы — самое кроткое и одно из самых полезных для человека и мудрых животных. Да еще к тому же — мистическое. На иконе Троицы преподобного Андрея Рублева — в чаше Агнец заклания: пророчество о Голгофе Иисуса Христа.
В детстве мне очень хотелось, пусть во сне, но увидеть и волхвов, идущих за Вифлеемскою звездою, и пещеру, и Младенца в яслях. Засыпая, перебирал в памяти хорошее, что я сделал во время Рождественского поста. Набиралось немного. Отдал половину лепешки встречной собаке, отдал яблоко нищенке. Урок провел в нашем четвертом классе.
Еще какие добрые дела? Корову я пас летом, а зимой ходил по лесу пеньки рубить, дров у нас было мало…
…Уже взрослым человеком я удостоился дружбы митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда).
В одном своем Рождественском послании Владыка писал: «Христос родился на земле от Пресвятой Девы. Он нам принес Самого Себя. Что мы принесем Ему?»
Выходит, в детстве я не случайно огорчался малому числу своих добрых дел.
Пресвятой Деве — Матери — было открыто, Кого Она рождает и на какой подвиг. Она шла за сыном на Голгофу и была у Креста. И вот я думаю накануне Рождества: а кем стала для нас, сегодняшних, мать? Что в нынешней России — материнство?
Семьсот тысяч брошенных детей. Миллионы лишенных материнской и отцовской ласки, хоть и при отце, при матери.
Это худшее из отречений от Христа, от Богородицы, от имени человеческого, ибо поругание материнства самой матерью — есть поклонение смерти, сатане — ненавистнику Любви.
Так с чем, с каким дарами встречаем все мы Рождество Христово в 2004 году?
Государству Россия, считаю вместе со многими, недостает божественных целей, ибо власти нашего государства обещают одно: сделать народ богаче…
Христос пришел в Мир, чтобы с п, а с т и людей. У Него на каждого из нас Своя надежда и для каждого из времен Своя цель. Мы, грешные, молимся и просим Господа — восстановить в России Справедливость, возродить к жизни православный народ… Это наша общая надежда.
Если же власть стыдится высоких целей, мы, православные, помолимся Богу — вразумить начальников наших. Пусть сделают добросовестно хотя бы одно дело в нынешнем високосном году: спасут для жизни народа и для самого же государства брошенных детей, детей-бродяг. Их нынче собирают, подкармливают и… выставляют за дверь. А нужно всем сиротам дать достойную жизнь и достойное XXI столетия образование…
Рождество — праздник Любви. Любви к детям, к матерям. Праздник земли и неба. И семьи. Да будет свята на земле Русской — семья.