Труд | Евгений Мухтаров | 30.12.2003 |
Как повествует апостол Иоанн, воины, распинавшие Иисуса, разделили между собой его одежду. Спор вызвал только хитон, который «был не сшитый, а весь тканный сверху». Разрывать его на части было жалко. Тогда солдаты бросили жребий, и хитон достался одному из них — Элиосу. Это был наемник из Иверии, как называли тогда Грузию. Вскоре он вместе со своим трофеем вернулся на родину. Через три века Грузия приняла Православие, и Риза Господня оказалась в ее столице, городе Мцхета, где стала достопримечательностью патриаршего храма.
В 1617 году войска персидского шаха Аббаса I оккупировали Грузию и принялись грабить храмы. Подвергся разгрому и патриарший собор во имя Двенадцати апостолов, где располагалась святыня. Солдаты принесли ее шаху, который увез находку в Персию.
Вскоре грузины, спасаясь от персидского ига, попросили защиты у первого русского царя Михаила Федоровича Романова. Ссориться с ним Аббас I не хотел и решил задобрить православного соседа дорогим подарком — хитоном Христа.
В марте 1625 года на южной окраине Москвы произошла встреча персидского посла Урусамбека с русским государем и его отцом — Святейшим Патриархом Филаретом. Посланец шаха низко поклонился царю, после чего, как гласит летопись, поднес ему «украшенный драгоценными каменьями золотой ковчег с хитоном».
С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля, а сам раритет перенесли в Успенский собор Кремля.
Однако цельным куском материи одежда Иисуса пробыла очень недолго. Быстро появилась традиция отделять от нее частички. Одна оказалась в Софийском соборе Киева, другая — в костромском Ипатьевском монастыре, еще две — в храмах Санкт-Петербурга. Городом, удостоенном чести хранить кусочек одежды Иисуса, стал и Ярославль.
В 1650 году здесь завершилось строительство красивейшего храма во имя пророка Илии. Оно осуществлялось на деньги купцов Скрипиных, израсходовавших на это почти весь капитал. Государь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф по достоинству оценили это рвение и на открытие церкви прислали бесценный дар — частицу Ризы Господней. Ее поместили в особую рамку-панагию, а для хранения последней сделали серебряный с позолотой ковчег, стенки которого украсили сюжетами «Илья Пророк», «Покров Богоматери» и «Положение во гроб».
Дальнейшая судьба Ризы Господней и ее фрагментов трагична. После революции большевики принялись закрывать храмы и экспроприировать культовое имущество. В 1919 году из Успенского собора исчез хитон Иисуса — ныне в описях кремлевских музеев фигурируют только его отдельные фрагменты. А после 1922-го та же судьба постигла ярославскую частичку Ризы Господней…
И вот совсем недавно областной историко-архитектурный музей-заповедник приступил к формированию экспозиции «Сокровища ярославских ризниц». Перебирая экспонаты из фонда драгоценных металлов, его хранитель Елена Бурдакова заинтересовалась серебряным ларцом, по описи принадлежавшим некогда ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю. Здесь было чему удивиться: поскольку музей располагается в стенах этой самой обители, уж что-что, а перечень ее имущества работники изучили досконально. Ни про какой ковчег в старых монастырских бумагах не упоминалось. Более того: его стенки были украшены упомянутыми выше сюжетами — «Илья Пророк», «Покров Богоматери» и «Положение во гроб». Заинтригованная работница откинула крышку — и увидела панагию с желто-бурым кусочком ткани. После всесторонней экспертизы определили, что Ярославль вновь обрел частичку Ризы Господней.
Сейчас музейщики выдвинули гипотезу о том, как именно была спасена реликвия. Когда большевики формировали комиссию по изъятию ярославских церковных ценностей, то сделали ее руководителем «старорежимного» специалиста — краеведа Нила Григорьевича Первухина. Будучи православным, он, естественно, не мог допустить, чтобы сгинула частица Ризы. А потому пошел на «праведный подлог» и оформил реликвию из церкви Ильи Пророка под чужим именем — как имущество Спасо-Преображенского монастыря. Благодаря этому ковчег оказался в запасниках и благополучно пережил эпоху воинствующего атеизма.
«Невозможно переоценить важность находки, — заявил корреспонденту „Труда“ председатель миссионерского отдела Ярославской епархии, кандидат философских наук иеромонах Серапион. — Несомненно, эта святыня должна быть возвращена Церкви».
Что отрадно — работники музея не против. Инициативу передать находку Церкви проявило само руководство областного историко-архитектурного музея-заповедника. По словам заместителя директора Нины Грязновой, оформление документов можно провести буквально за квартал. Есть только одно условие. По закону старый серебряный ковчег считается национальным достоянием и должен остаться в Гохране, а потому Ярославской епархии предстоит изготовить для реликвии новый.
Ярославль