Русская линия
Александр Солдатов,
Владимир Черкасов-Георгиевский
26.12.2003 

О русском и церковном патриотизме
По поводу Открытых писем читателя А. Кузнецова и гл. редактора сайта «Портал-Кредо. Ру» А. Солдатова

По хронологии получения 15 декабря 2003 г. начнем с письма-отклика «Патриот Российской Федерации» на публикацию моего сайта «Меч и Трость» (МИТ): Владимир Черкасов-Георгиевский. «ИНОСТРАННЫЕ КРИТИКИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ОСКВЕРНИТЕЛИ» (Открытое письмо в ответ на статью о поездке в Россию Джона Галепено) — 14. 11. 2003 , — адресованного в мой адрес и другого сайта РПЦЗ (В), от москвича Антона Кузнецова. Такого человека я не знаю, однако для публицистики персона человека не главное, важнее его взгляды, мировоззрение, которые послужили мне в этой статье поводом для широких обобщений, как и полученное сегодня письмо А. Солдатова.

Отклик А. Кузнецова, где синим цветом выделены мои цитаты из «Иностранных критиков и отечественных очернителей», а красным — из «Путешествия» Д. Галепено, кончается таким образом:

«Нет никакого ни уважения, ни сострадания у г-на Черкасова-Георгиевского и к России. Он — патриот Российской Федерации; нападки на неё он воспринимает как личное оскорбление, а до России, которая в «виде (?) РФ уходит в бездну, как и положено (??) былому Православному Царству» ему по большому счету дела нет.

Свой праведный гнев г-н Черкасов-Георгиевский обрушивает почему-то не на власти РФ, доведшие страну да такого позора, а на заезжего американца Дж. Галлепено, который при всей своей подслеповатости сумел увидеть главное:

«Россия… лежит опрокинутая в придорожной канаве. Никто уже и не верит, что она поднимется».

Ничего этого г-н Черкасов-Георгиевский не видит в упор. Он спешит поделиться радостью, что «мы, русские и россиянцы, истинно-православные и МПшные (вали всех в кучу), еще не выродились (ой-ли?) как НАРОД» (sic!), и «мы (кто именно?), как майор Володя, несмотря ни на что, в грохочущей вокруг свистопляске, привычно удерживаем лайнер» с именем «Россия» (или РФ, пойди тут разберись!), который почему-то, несмотря на все усилия «удерживающих», «неотвратимо падает с огромной высоты Святой Руси».

«Даст Бог», — театрально заканчивает г-н Черкасов-Георгиевский, — «выпрыгнем в Русское Бессмертие».

Что тут сказать? С такими пилотами — едва ли".

Приходится повторять то, что я неоднократно заявлял в своих книгах, публикациях на МИТ и в образной форме запечатлел так же в цитируемым А. Кузнецовым финале ответа американцу. Моя точка зрения очень сходна с трактовкой судьбы нашей Родины протоиереем РПЦЗ Львом Лебедевым в его основном труде «Великороссия: исторический путь». Была Святая Русь, развившаяся в Русское Православное Царство, потом — в Российскую Православную Империю, выполнявшие духовную миссию Третьего Рима. Всё то было наследственным, традиционным по православности и монархичности державным образованием под общим именем «Россия». В этом ключе понятия «русский», «русскость» связаны ПРЕЖДЕ ВСЕГО не с национальным происхождением по крови, а с принадлежностью к исконному Православию. То есть, например, иной еврей — истинный член Русской Православной Церкви может быть гораздо более РУССКИМ, нежели русский по крови безбожник или либерально, гуманистически, агностицистически, теплохладно настроенный человек.

В 1917 г. Россия из-за отступничества большинства ее народа от Христовых и святоотеческих заветов пала в историческом, духовном, православном отношении, превратившись дополнительными усилиями февралистов и коммунистов-богоборцев в антирусский СССР. Подвиги новомучеников и других жертв советского режима ярким отблеском продемонстрировали былую Святую Русь, Россию, резко сокращая остаток РУССКИХ в быстро складывающемся СОВЕТСКОМ населении. Об особенностях советских великий ученый И. П. Павлов в 1930-е годы сказывал, что эти люди по слабости их внутреннего и умственного содержания больше верят словам, а не делам. Вполне разделяю это мнение и согласен по временным отрезкам с о. Л. Лебедевым, что многие, почти все, возможно, из остатка русских людей сошли на нет в организованном большевиками голоде, в тогдашем ГУЛАГе и потом на фронтах Второй мировой войны.

В СССР хрущевско-брежневского образца Россия в образе, опять-таки по-лебедевски говоря, «вкраплений» выживших русских все-таки смогла «поить» общины Катакомбной Церкви, поднимать духовно ревнителей из паствы Московской патриархии. А и не перевелись в то время РУССКИЕ, даже не воцерковленные, но свято, пассионарно, харизматически живущие из-за генов и воспитания не согнувшихся под красное ярмо, в советскую обыденщину родителей, разных «спонтанных» мирских наставников, дворян, бывших Белых воинов, узников ГУЛАГа — отчаянных маргиналов самых разных толков и жизненных, судьбоносных обстоятельств. Благодаря этой соли, закваске старой великорусской нации не выродился тогда и поныне НАРОД В ОБЩЕМ, проживающий теперь на территории РФ, о чем я написал Д. Галепено и что так не понравилось А. Кузнецову. Другое дело, что, как я тоже расшифровывал, подавляющее большинство нашего народа это лишь подобие русских — россияне, россиянцы, то есть, люди как бы без ДУХОВНОГО рода-племени.

В этом смысле «лайнер» моей Родины, бывший и Святой Русью, и Императорской Россией, и СССР, теперь в виде государственного устройства Российской Федерации, вошедший в «штопор» из-за его «пилотов» и «пассажиров», несется к земле, о которую обязательно разобьется вместе со всем этим миром Последних времен, что обозначено в Евангелии. «Выпрыгнуть» из сего «самолета» — спасти свою душу имеют шанс только неподдельные РУССКИЕ люди, удерживающие своими молитвами, исповедничеством «полет» нашей страны вместе с не подозревающими об этом, не желающими это осознавать россиянцами, которые, благодаря их примеру, подвижничеству, могут, истинно воцерковившись, тоже стать РУССКИМИ. В этом и ПАТРИОТИЧЕСКАЯ задача русских истинно-православных христиан, о чем, например, недавно на МИТ говорил новый епископ РПЦЗ (В) Виктор.

Вот в ЭТОМ СМЫСЛЕ А. Кузнецов прав, называя меня «патриотом Российской Федерации». Я — безусловный патриот своей Родины, ее земли, свято пропитанной кровью новомучеников и других русских жертв, пусть она временно называется то СССР, то РФ, но ведь была же и Царством, и Империей, и еще будет Православным Царством, как утверждают святоотеческие пророки, прозорливцы! Это, например, только США почти всю свою недолгую двухсотлетнюю историю — федерация и наверняка ею останутся. Из-за сатанинских проекций таких «общемировых федераций» нашему Православному Царству и «положено» было пасть ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИ.

Слово «патриотизм» происходит от греческого «patriotes» — «соотечественник», «patris» — «родина», «отечество», это любовь к Родине, Отечеству, у РУССКИХ — к Святому Отечеству, к Святой Руси. Но я люблю своих соотечественников и из ОКРУЖАЮЩЕГО меня народа в нынешней Российской Федерации, потому что я один из него, из них, как бы его большинство не заблуждалось или боролось в СССР с моими святынями, а в РФ — плевало на мои идеи. Люблю эту землю и ее людей, а не «власти РФ, доведшие страну да такого позора». Печально, что слово «патриотизм» скомпрометировано, о чем я восклицаю вслед за А. И. Солженицыным:

«А где же были в России русские патриоты? О, горе: нынешнее патриотическое движение безнадежно переплелось с коммунизмом, и, видимо, им не расплестись».

Однако это не значит, что по-прежнему ПАТРИОТИЧЕСКИ нельзя любить свою страну и защищать ее перед иностранцами воински и писательски.

Мне, русскому, жутко такое заявление А. Кузнецова:

«…Дж. Галлепено, который при всей своей подслеповатости сумел увидеть главное:

«Россия… лежит опрокинутая в придорожной канаве. Никто уже и не верит, что она поднимется».

Да уж пробовали веками безуспешно «опрокинуть» в «придорожную канаву» хазары, монголы, шведы, поляки, литовцы, французы, немцы, наконец — интернационалисты, пропади они пропадом! Считаю, «не верить», что Россия «поднимется», может сказать ТОЛЬКО НЕРУССКИЙ человек, какую бы фамилию он не носил, вплоть до очень распространенной у нас Кузнецов. Как это можно констатировать, то есть, созерцать, что твой Отец (Отечество) валяется в канаве и быть омерзительно уверенным, что Ему никак не подняться? Если ты Его СЫН, а не библейский Хам, то не смотри, а ПОДНИМИ! Из последних сил, всевозможных ухваток, а напрягайся, укрепляйся, чтобы ПОДНИМАТЬ. От американца такое гнусное «усматривание» и «судейство» еще понятно, но сыну этой земли-Матушки со всеми Ее канавами, тюрьмами, зловонными закутами эдак чувствовать — грех так грех.

Оно и видно, что писал мне вряд ли даже пасынок России, хоть исторической, хоть эрэфовской. Такой больше похож на выродка. Я-то, в отличие от него, ВСі ВИЖУ, НО ВЕРЮ, ЧТО РОССИЯ ПОДНИМЕТСЯ. Не надо передергивать, подменять понятия, г-н Кузнецов, — намеренно путать патриотизм к РФ и РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ к родной земле.


+ + +

Письмо от гл. редактора сайта «Портал-Кредо. Ру» Александра Солдатова я получил сегодня в связи с тем, что вчера опубликовал на МИТ перепечатку комментария с «Портала» «Лишние люди» о судьбе членов РПЦз (Л) в РФ и, дабы читатель сориентировался в идеологически-духовном «профиле» его издателей, подписал: «Комментарий сайта Портал-Credo.Ru — издания прихожан РПАЦ вл. Валентина Суздальского». Вот что написал мне по этой причине А. Солдатов:

«Уважаемый Владимир!

Очевидно, по недоразумению Вы назвали наш Портал «изданием прихожан РПАЦ». Прошу Вас опровергнуть эту ложную информацию. «Портал-Credo.Ru» является светским и независимым информационно-аналитическим интернет-изданием о религии, учрежденным тремя частными лицами, в том числе Вашим покорным слугой. Это подтверждает Свидетельство о регистрации, выданное нашему изданию Министерством РФ по делам печати и средств массовой коммуникации. В Портале работают и с ним сотрудничают последователи самых разных религиозных традиций, а также неверующие; принципы нашей редакционной политики и «идеологии» изложены в редакционной статье «Наше Кредо» на титульном листе Портала. Никоим образом наш Портал не выражает позицию РПАЦ или какой-либо иной религиозной организации.

Распространение слухов о причастности нашего Портала к РПАЦ — плод недобросовестной пропаганды как моих личных недоброжелателей, так и некоторых изданий, стремящихся таким образом умалить значение и авторитетность нашего издания. Очень жаль, что Ваш сайт стал жертвой этой недобросовестной пропаганды.

А из факта моей собственной конфессиональной принадлежности, который, кстати, является составной частью моей частной жизни, вмешательство в которую по меньшей мере нетактично, ровно настолько же вытекает «конфессиональная принадлежность» нашего Портала, как, например, из факта «православности» президента РФ вытекает то, что РФ является Православной Империей.

Прошу Вас исправить допущенную ошибку.
С уважением, Александр Солдатов, гл. редактор «Портала-Credo.Ru».

Приношу извинения Александру, раз он считает, что я «вмешался» в его «частную жизнь». Но и постараюсь объяснить, отчего так происходит не только в его случае, а и в связи с моим сайтом МИТ. Тут вкупе с вышеприведенными моими суждениями о русском патриотизме есть весьма злободневное поле для меня порассуждать о, так сказать, невольно спаянным с ним патриотизмом церковным.

Однако прежде всего требуется отметить, что, во-первых, подпись на МИТ под перепечаткой с «Портала» не является «информацией», а констатацией конфессии его издателя, гл. редактора, которая не «ложная» хотя бы потому, что в тот же день на МИТ появилась и другая перепечатка с другого сайта — «Романитас»: «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МИТРОПОЛИТ СУЗДАЛЬСКИЙ ВАЛЕНТИН ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫМ ЕПИСКОПОМ?» (О главе РПАЦ) — 24. 12. 2003, где написано:

«Митрополит Валентин Суздальский благословил своему ближайшему окружению, иером. Григорию (Лурье), А. Солдатову, О. Митрениной, Е. Холмогорову, А. Муравьеву, прот.М.Ардову и ряду других лиц участие в создании государственно-экуменического Портала Credo.Ru, осуществленному при поддержке принятого Митрополитом Валентином в РПАЦ кремлевского политтехнолога Глеба Павловского».

Свидетельство надежное — издатель «Романитаса» Антон Тер-Григорян до своего изгнания из РПАЦ годами был ее прихожанином, таким же приближенным к вл. Валентину, как перечисленные им лица. Из его же публикаций можно узнать, что и знаменитый пиарщик Г. Павловский является членом РПАЦ. А так как на «Портале» «в редакционной статье „Наше Кредо“ на титульном листе», указанной А. Солдатовым, ни о каких других лицах, кроме подписавшего ее самого Александра, нет речи, а вышеупомянутые «Романитасом» фамилии ПОСТОЯННО мелькают на страницах «Портала», очевидно, что главный костяк его сотрудников, учредителей, издателей — из прихожан РПАЦ.

Поясню на другом примере. Так, издатель «Романитаса» заявляет на своем титуле, что его альманах стоит: «На нравственных и экклесиологических позициях Митр. Иосифа Петроградского и всех Св. Новомучеников Российских». А я подписал перепечатку с него: «С сайта „Романитас“ — издания, близкого к позиции греков-старостильников». Как и в «клеймении» «Портала»,я ТАКОЙ считаю позицию «Романитаса», пишу сие в СВОЕМ издании, и гл. редактор «Романитаса», подобно А. Солдатову, не в праве рассчитывать, что я возьмусь «исправлять допущенную ошибку».

Уважаемый Александр, стоит ли Вам вообще настаивать в адрес МИТ, исповедующего идеи РПЦЗ (В), «опровергнуть эту ложную информацию»? Месяц назад клирик нашей Церкви из Франции дважды обращался к Вам из-за того, что «Портал» опубликовал неправдивые сведения, якобы новопреставленный Архиепископ РПЦЗ Брюссельский и Западно-Европейский Серафим «был одним из самых убеждённых сторонников объединения РПЦЗ (Л) с РПЦ МП.» Несмотря на это, Ваша редакция так и не исправила допущенной дезинформации. Да, в Вашей редакционной статье имен учредителей «Портала» я не нашел, но обнаружил следующую фразу: «Не намерены мы и лицемерно скрывать собственные религиозные взгляды…» Так отчегоВаша патетика в мой адрес о «факте» Вашей «собственной конфессиональной принадлежности, который, кстати, является составной частью моей частной жизни, вмешательство в которую по меньшей мере нетактично»?

Мне как «виталибану» дурнопахнуща и Ваша ассоциация в отношении «например, факта „православности“ президента РФ». Но даже ежели бы В. Путин и оказался вдруг подлинно православным человеком, почему же может проецироваться, так сказать, «Православная Империя РФ»? Православнейшими были, например, и февралисты — потом вожди Белого Движения генералы Алексеев, Корнилов, Деникин, но они не собирались восстанавливать Российскую Империю, а представляли себе на будущее нашей страны в тумане «непредрешенства» что-то вроде того, чем в гособразовании руководит президент Путин в олигархическом компрадорском режиме.


+ + +

Тем не менее, попытка оправдать независимость своего сайта А. Солдатовым вызывает у меня полное понимание и сочувствие. Я ведь сам со своим сайтом МИТ в последнее время все чаще оказываюсь в таком же положении, настаивая перед критиками, что мое издание не имеет отношения ни к какой конфессии, а является (см. заголовок каждой страницы!) всего лишь АВТОРСКИМ сайтом ПИСАТЕЛЯ! Однако это не убеждает, из среды РПЦЗ (В), прихожанином которой я являюсь (что с полной ответственностью огласил на Главной странице МИТ), мне твердят, будто я пытаюсь говорить от имени Церкви, превышаю «компетенцию мирянина» и так далее. Особенно, понятно, такое происходит, когда я пишу не о противниках РПЦЗ (В), а о ее клириках и их проблемах, ориентированно только на позицию СО СТОРОНЫ независимого писателя самим «отстраненным» названием рубрики МИТ (где всего десять (!) рубрик) «Дела и проблемы РПЦЗ (В)».

Как, очевидно, А. Солдатову, так и мне, когда я анализирую Церковную обстановку, очень важно выглядеть ПОЛНОСТЬЮ объективным, не пристрастным к какой-то стороне, даже — к «своей» конфессии, а лишь православно — к одной правде Христовой, профессионально же — к одной достоверности. И опять-таки по последствиям не выходит! Как только накапливаются мои «задевания» каких-то должностных церковных лиц, из их кругов следует окрик, резкое напоминание, что «в Церкви нет свободы слова», а то — и наказание. И всё это растет, накатывается по мере всё большей посещаемости, популярности МИТ… Что же делать? Как суметь ОРГАНИЧНО скрестить патриотизм русский и церковный?

У меня нет на это внятного ответа, хотя понятно, что тут лучше всего может вразумить Господь Бог, на ниве Которого я пытаюсь писательски, журналистски, публицистически работать, берясь за церковные темы. Моя кажущаяся безвыходность прежде всего упирается в аксиому, которую знает любой пишущий человек: если заиметь над собой цензора, в данном случае — встать под строгое послушание священнику или какому-то другому ответственному от Церкви лицу, -то вслед диктуемой сдержанности сдерживается, пропадает вдохновение. Писать и все время думать: каково-то сие будет на взгляд цензора? — мне ненавистно с советских времен. А «поймать» самому золотую середину Царского пути порой не удается.

Поэтому я взволнованно думаю, как, например, так же надрывно рассуждает в ключе этой темы мой современник, российский академик, талантливый словесник и философ В. Бибихин в статье «Розанов, Леонтьев и монастырь» (сайт «Религия в России», рубрика «Культурные традиции» <http://religion.russ.ru/culture/20 020 404-bibihin.html>;), где разбивка на абзацы и выделения мои:

«…В той же переписке продолжается та же тема жорж-зандовского христианства Достоевского. Леонтьев говорит, что безжизненно-всепрощающий Христос в легенде о великом инквизиторе, Христос, который молчаливо целует инквизитора в «бескровные уста», тоже сочинен Достоевским; истинный Христос другой, как и настоящий инквизитор тоже другой, верующий; он, Леонтьев, спрашивал обо всем этом у монахов и они «подтвердили мое мнение». Примечание Розанова к этому месту (Филиппов, 68): «Едва ли Леонтьев не наивничал, обращаясь к ним (монахам) за «разъяснением»».

И дальше следует пассаж о «нас», мирских людях, и о «них», монахах: они и мы разные, отдельные, они от нас далеко и нас не понимают, отошли в свое, отгородились от наших бед, стряхнули с себя нас, наш крест потерянного, загнанного доброго человека, который в мирском душегубительстве, в перемалывающей фабрике будней хочет сохранить веру, надежду, любовь; монах его мирские беды, его кричащую плачущую литературу слышать не хочет, но настоящий-то крест, неотесанный, не прилаженный к силам, рискованный как раз здесь и настоящая выделка человека среди всесторонней необеспеченности, на всех сквозняках идет здесь, где человек говорит не поставленным голосом.

Из незащищенности этого существования мыслящей соломинки, жальче и невесомее которой уже ничего нет, но зато и которая уже над бездной зависла так окончательно, что добрела до последних вещей и вспомнила что может петь, Розанов с сочувствием и сожалением говорит: «Бедную и несчастную сторону нашего духовенства составляет то, что они зачастую не только не знают (иначе как формально, школьно, схоластически) литературы и философии, волнующих „внешний (для духовенства) мир“, но их решительно невозможно и ввести в дух этих недоумений, в настоящие и кровные его мотивы. Только приходя в соприкосновение с духовенством понимаешь, как много значит школа и история личного образования, личных знакомых, встреч, прочитываемых книг. Духовное лицо прикасается только к духовным же; и они все слежались в ком твердый и непроницаемый. У них есть свои сомнения, но не наши, своя боль — и тоже не наша. Нашей боли и наших сомнений они никогда не почувствуют, и в глубочайшем, в душевном смысле — мы, просто, не существуем для них, как в значительной степени — и они для нас. Печально, но истинно» (Филиппов, 68).

Розанов говорит — «истинно». Правда, в которую он падает здесь как в яму, захватывает его так, что он не успевает правильно назвать вещи, о которых говорит. Грань между «ими» и «нами» проходит не там где он назвал, не между духовенством и мирянами. Всякий из нас знает по крайней мере одного православного проповедника, который всегда с нами, знает нашу беду и несет наш крест.

И наоборот, один преподаватель нового курса культуры в Московской духовной академии, когда еще вовсе не был духовным лицом, совсем успокоившимся голосом говорил мне: «Светская литература, понимаете ли, вся затронута соблазнами, и Достоевский тоже ведь в сущности соблазнительный писатель, то ли дело святоотеческое слово».

Я испугался и сказал: «Когда вы видите человека, или, может быть, своего ребенка, который кричит, плачет, горюет, зовет о помощи, то даже если вы знаете, что причина его плача — с высоты вашего духовного опыта — иллюзорная, он должен был встать на молитву и отложить житейское попечение, то все равно ведь слеза и крик настоящие, неужели вы пройдете мимо? Литература, надрываясь, кричит о человеке, хотя бы из сочувствия к боли, пусть вы уже научились такого терзания избегать, неужели не подойдете, не вслушаетесь, не попробуете понять?»

И чего я достиг своей тирадой? Она была длиннее, чем я сейчас сказал. Этот еще не диакон и, семейный, не монах, но человек уже устроившийся там, среди них, отвечал на мои нервы: «Ну что же, возможно, отношение между христианством и светской культурой в каких-то аспектах еще подлежит осмыслению». Это была снисходительная уступка мне".

Все же в условиях нашего Последнего Господнего Лейб-Гвардии Полка РПЦЗ (В) приходится ВСЕМ сплачиваться и сотрудничать. Это ведь не махина МП, где в массе духовенства, наверное, проще отыскать «православного проповедника, который всегда с нами, знает нашу беду и несет наш крест». В наших претендующих на истинную православность немногочисленных, как и должно быть накануне Последних времен, конфессиях Бог, очевидно, судит не ВЫБИРАТЬ батюшек, а идти и трудиться вместе с теми пастырями, клириками, которых Он тебе жалует, «дает» для вразумления или наказания. Здесь не до лицеприятий.

Мне особенно важно писать эти строки о путях прорыва к церковно-русскому патриотизму, называющемуся также исповедничеством, в преддверии приближающегося Рождества Христова 2004 года. Ныне уже как раз два года исполнилось нашей структуре Русской Православной Церкви Заграницей под омофором Митрополита Виталия. Она устояла, окрепла и насчитывает сегодня восемь архиереев, причем, впервые за всю историю РПЦЗ русские истинно-православные на территории Европейской части РФ обрели наконец подлинно своего Правящего Епископа Виктора Славянского и Южно-Российского. Единственным Правящим в наших пенатах архиереем был некоторое время в начале 1990-х годов нынешний Архиепископ РПЦЗ (В) Каннский и Западно-Европейский Варнава, приехавший из Франции и располагавшийся в Москве. А потом лишь курировали наши приходы заезжавшие в столицу время от времени владыки из Канады и Сибири.

Теперь мы с огромным воодушевлением, надеждой стоим под рукой «местного» во всех отношениях его Преосвященства Епископа Виктора (Пивоварова): уроженца России с Кубани, духовного сына катакомбника, автора житийных, публицистических, экклезиологических, богословских произведений, прекрасно образованного в Духовной семинарии и Духовной академии МП, но получившего священство от Епископа РПЦЗ — Владыки Варнавы.

Подвигает на многое и то обстоятельство, что теперь только в Москве шесть приходов РПЦЗ (В), которые окормляют полтора десятка священников, других клириков. И это промыслительно в то время, когда предали доблестную историю РПЦЗ ее лавровская, лазаревская, суздальская раскольные группировки. Год назад я писал о нашей Горсточке, как пророчески называл РПЦЗ (В) чудотворец святитель Иоанн Шанхайский, сравнивал Ее путь с Ледяным походом Белой Гвардии при основании Добровольческой Армии — Первом Кубанском, когда рыцари тернового венца шли брать красный Екатеринодар. Как славно, что в этом продолжающемся Христовом походе нас ведет именно Кубанский Епископ, седовласый воевода, хорошо знающий по своему долгому жизненному и духовному опыту сию политую геройской кровью и украшенную духовными коронами дорогу.

12/25 декабря 2003 г. Преподобного Германа Аляскинского, Святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца


Ответ г-на Солдатова

Уважаемый Владимир!

Весьма сожалею, что Вы не согласились вполне с моей просьбой, а решили начать полемику. Полноценно участвовать в этой полемике я по разным причинам не смогу, поэтому ограничусь опровержением ложной информации о нашем Портале, вновь распространенной Вами.

1. Если Вы считаете Ваше сообщение о «конфессиональной принадлежности» нашего Портала не «информацией», а «констатацией», то это не меняет сути дела. Таковая «констатация» все равно является ложной, поскольку наш Портал — не «конфессиональной издание», а светское.

2. Цитируемое Вами сообщение Антона Тер-Григоряна также не соответствует действительности, поскольку я не получал ни от кого никаких благословений на свою деятельность в Портале. Часть лиц, перечисленных в том же сообщении, вовсе с нашим Порталом не сотрудничает. Официальная позиция священноначалия РПАЦ по поводу нашего Портала мне неизвестна — надо запрашивать об этом само священноначалие. Но не думаю, что она как-то отличается от отношения ко множеству других светских изданий, по определению находящихся вне церковной юрисдикции. Антон Тер-Григорян нигде не ссылается на источники своей «информации», поэтому нет оснований воспринимать ее всерьез.

3. Не думаю, что на нашем Портале есть некий «главный костяк». У нас работают штатные сотрудники и с нами сотрудничают внештатные авторы. Как среди штатных сотрудников, так и среди внештатных авторов есть представители самых разных религиозных традиций, в том числе неправославные, нехристиане и даже неверующие. Начиная с кем-либо сотрудничать, мы не интересуемся его конфессиональной принадлежностью, для нас имеет значение лишь профессиональный уровень.

4. Издателем нашего СМИ является коллектив редакции, который, как я уже многократно указывал, состоит из представителей разных религиозных традиций.

5. Ошибка, на которую указал протод. Герман Иванов-Тринадцатый, на нашем Портале была исправлена на следующий же день после получения его письма. Советую Вам прочитать соответствующее сообщение на Портале, чтобы лично в этом удостовериться.

6. «Параллель» с Путиным, конечно, не стоит понимать прямо — я написал об этом с определенной долей иронии. Просто в данном случае вывод и посылка отстоят так же далеко друг от друга, как и в случае с моей личной конфессиональной принадлежностью и несуществующей «конфессиональной принадлежностью» нашего Портала. Хорошо, приведу пример попроще. Скажем, если Вы станете директором овощной базы, будете профессионально выполнять свою работу и наберете сотрудников, даже не интересуясь их религиозными взглядами, вряд ли эту овощную базу будет корректно называть «витальевской» или «принадлежащей прихожанам РПЦЗ (В)».

Мне непонятна Ваша настойчивость в отстаивании ошибочного и недобросовестного взгляда на наш Портал, не основанного на фактах и официальных документах. По закону, наш Портал имеет право защищать свое честное имя не только с помощью нашей личной переписки, но мне очень не хочется «угрожать» Вам судами. Поэтому я надеюсь, что все возникшие недоразумения постепенно разрешатся «в рабочем порядке».

С уважением, Александр Солдатов, гл. редактор «Портала-Credo.Ru»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика