-У меня есть кое-какие соображения по этому поводу прошедших выборов, но сразу оговорюсь, что они не являются точкой зрения Церкви. Это всего лишь мои рассуждения на тему… Мне видится, что сегодня общество наше не готово к тому, чтобы у нас была православная партия. Хотя попытки ее создания существуют. И в нынешних выборах участвовало несколько партий, декларирующих себя как православные, что еще не значит, что они по существу таковыми являются. Я сталкивался с несколькими политическими деятелями или функционерами партийных групп, которые объявляли себя православными, и убеждался, что даже если они и искренни в своей вере и в отношении к Православной Церкви, то сами или нецерковные, или малоцерковные, а потому в них очень много страстей. Политическая жизнь и политическая борьба — вещи сложные, и если твои страсти еще не умирились, я уж не говорю о безстрастии — это удел преподобных отцов, — то ты и будешь поступать страстно, а значит, будешь ошибаться. Я видел, как вполне добрые намерения оборачивались делами, которые трудно вяжутся с христианским образом жизни. Потому что политика начинена страстями, а вера у большинства — поверхностная. Сегодня я не вижу партии, которая была бы глубоко церковной, православной. Есть партии и общественно-политические движения — более-менее воцерковленные, но нужно смотреть на лидеров. Что делает, как ведет себя глава, — такова и партия. Наблюдал по телевидению двух политических деятелей, которые заявляли, что они православные. Оба показали себя совершенно необразованными в религиозном отношении людьми: не знали элементарных вещей, которые знает любой рядовой прихожанин. Вывод: если они и ходят в церковь, то просто постоять да свечку поставить. Вероятно, ввиду того, что они занимаются общественно-политической деятельностью, у них нет времени, чтобы серьезно помолиться и покаяться. А может быть, и не считают это необходимым, полагая, что достаточно того, что они признают веру и считают, что Россия должна быть православной страной. Но коль они внутри себя остаются людьми малоцерковными, то и говорить о создании православной партии — преждевременно. Еще один нюанс. Многие, отождествляя духовенство с Церковью, считают, что священноначалие, а стало быть, Церковь, должны участвовать в создании такой партии. Это неправильно. Церковь не должна вмешиваться в политику. Но Церковь — это не только Патриарх, епископы, священники и монахи. Церковь — это вся полнота церковная. И кого в ней больше? Мирян. Так вот, миряне могут заниматься созданием партий, брать благословение у своих духовников на политическую деятельность. А батюшки должны помогать советом, а главное — молиться об этих людях и стараться, чтобы те, уйдя в политику с головой, не потеряли духовную жизнь, чтобы они достойно представляли Православие. — Значит, реально, чтобы в Госдуме были православные депутаты? — Не только реально… Это необходимо! Если не будет у нас в Госдуме и правительстве православных людей, то наша Церковь опять попадет в атеистическое или еще худшее окружение, и мы вновь будем задвинуты на край общественной жизни, как это уже было при советской власти. Да, политической деятельностью православные люди обязаны заниматься, но это должны быть те, у кого на это есть разум, силы и талант, данный от Бога. При этом необходимо помнить, что политическая борьба не есть цель жизни. Один из зарубежных иерархов эмиграции середины XX века говорил, что земное Отечество — лишь подножие Небесного Отечества, поэтому опасно задержаться здесь, надо стремиться туда. А у нас как бывает? Радуемся, что вот у нас возрождается вера, что мы вернулись в Православную Церковь, заново открыли историю своего народа, мы любим его и любим свое Отечество, и… забываем про Бога. Получается, что Православие — это лишь религиозно-политическое движение, которое должно создать сильную могучую православную Россию. А Бог обязан нам в этом помогать. Ничего подобного! Для Бога никакая святыня не является самодавлеющей: Господь попустил, чтобы в православной России были сокрушены все святыни. Почему? Потому, что главная святыня для Бога — душа человека. А когда душа забывает Бога, тогда все остальные святыни — ничто. И чудотворные иконы, и святые мощи угодников Божиих — все это великие святыни, но они только для того даются нам Богом, чтобы душа наша спаслась. Ибо сказал Господь: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16,26). Поэтому когда православные русские люди, знающие свою историю, любящие свой народ, стремятся к тому, чтобы у нас было сильное православное государство, с тем, чтобы оно внушало уважение другим народам и через это уважение наша вера остановилась примером для подражания, но при этом стремятся и к Царствию Небесному — тогда все нормально. Но если про Бога и Царство Небесное забывают — ничего не по- лучится. Вспомним конец XIX — начало XX века. В России расцвет — политический, экономический, культурный, готова реформа об общем образовании… могучая Россия. И что?.. Могущество вселяло уверенность в свои силы, и люди отошли от Бога, забыли веру… Сегодня большинство находится в весьма юном духовном возрасте. Поэтому всякие хитрецы пытаются эксплуатировать православную идею в корыстных целях, спекулируя на религиозных и духовно-нравственных национальных ценностях народа. И православный, церковный народ превращается во мнении такого человека в электорат, слово-то какое безобразное, нерусское. Однако у нас, слава Богу, много талантливых людей, которые потихоньку, но воцерковляются. И в нынешнем правительстве есть православные люди, или такие, что стараются жить по-православному. Другое дело, что немало людей, не искушенных в политике, имеющих поверхностное представление о том, чем занимается государство и как им управлять, но повторяющих вслед за Жириновским, мол, сделайте меня президентом, и все будут иметь отдельную квартиру, машину и т. д. Но это же смешно! Так же смешно думать, что если во главе нашего государства встанет православный человек, он все изменит в мгновение ока. — Люди надеются, что такому президенту будет помогать Церковь. — Кто будет помогать? Патриарх, приходской батюшка, у которого он крестился, духовник?.. Люди уповают на помощь Церкви, но Церковь — это народ. Хорошо, допустим, произошло чудо — появилось православное правительство, а что делать с чиновниками, которые ныне находятся у власти, за кем стоит множество людей, избравших их? Все эти демократы, коммунисты, либералы… - это тоже часть нашего народа. В Церковь-то ходят хорошо если 10%. Допустим, они захватят власть… и что? Вводить диктатуру Православной Церкви? Получается, что у нас «новые большевики» будут, но уже в религиозном смысле… Готовы мы к этому? Конечно, православные должны участвовать в общественной и политической жизни… но главная задача Церкви — не социальная, общественная и политическая жизнь, а спасение душ. Ведь ;ли народ будет спасаться, если люди будут узнавать Христа, воцерковляться, — будет в лучшую сторону меняться общество и государство. А там, может быть, Господь действительно Своей милостию совершит чудо, и у нас будет православный правитель. Но нельзя принудительными действиями заставить общество стать лучше. Ведь и заповеди Христа обращены не к обществу, даже не к Церкви, они обращены к личности, к конкретному человеку — к вам, ко мне. И в этом отношении мне безразлично, в каком обществе я умру — рабовладельческом, феодальном, социалистическом, капиталистическом или в православной империи. Я могу неминуемо погибнуть, или благополучно спастись при любом строе, все будет зависеть от того, как я жил…Разве в советское время не было праведников? Полторы тысячи прославленных новомучеников и исповедников! А сколько их погибло на самом деле?! Каково было жить в атеистическом обществе и оставаться христианином? Любое общество может родить святого, если в нем есть христиане. И обидно видеть, когда искреннее желание правды, честности начинает принимать искаженные формы — политической борьбы, общественных противостояний. Христос нигде не декларировал требований изменения общества, и первые христиане не устраивали революций, чтобы освободиться и создать христианское государство. Ведь могли бы в той же Иудее, в Римской империи, или еще где-то собраться христиане и сказать: «Мы хотим христианской автономии. Мы будем устраивать жизнь по христианским правилам, не так, как вы живете, язычники проклятые…» Но этого не было. Господь говорит: «Вы соль земли». Соль. И задача наша не собраться вместе и лечь в пачку соли, а осолить общество, в котором находимся. Та же священная Римская империя стала христианским государством не сразу, а по мере того, как христианами становились ее жители. Со временем их стало достаточно много, и они жили свято, что и привлекало других- людей… Задача Церкви — помочь человеку стать христианином, чтобы он устремил ум свой в Царствие Небесное, а тогда он будет обустраивать и земную жизнь. А наша задача — учиться любить. Иоанн Богослов говорил, что, если ты не любишь людей, а говоришь, что любишь Бога, — ты лжец. Невозможно любить Бога, Которого ты не видишь, если ты видишь человека и не любишь его. А вот когда у нас появляется действительно Божественная любовь, мы уже не хотим уничтожения политических противников, ибо думаем о спасении души. Это не призыв к пассивности, я придерживаюсь мнения И. Ильина, высказанного в статье «О возможности противления злу силою». Но это — следствие христианского образа жизни, а не цель. Прежде, чем избавиться от не устраивающей власти, надо иметь, чем ее заменить. Готовы православные к такой ответственности перед Богом, людьми и страной — взять власть? В отношении же чаяния о православном государстве… Естественно желать всем блага, стремиться самому к Богоподобию и надеяться, что и другие будут к этому стремиться, но наивно думать, что все можно изменить уже сегодня, тем более насильственными мерами. Христос никого не заставлял, это — неправославно! Православная Церковь насильственно не крестила, не навязывала свою веру и заповеди. Она предлагала! Напомню историю воина-египтянина Пахомия Великого. Однажды египетское войско остановилось в одном селении. Войско — это всегда бедствие для населения, но Пахомий был поражен готовностью жителей послужить: они поили, кормили воинов, давали кров и ухаживали за ранеными. Он поинтересовался, почему они такие. Те ответили: «Мы христиане». И Пахомий принял решение:"Если останусь жив, вернусь и буду христианином". В дальнейшим он стал создателем многочисленных общежительных монастырей. Вот и мы должны жить и действовать так, чтобы, видя наши добрые дела, прославили Отца нашего, сущего на Небесах. Записала Ирина РУБЦОВА