Русская линия
Lenta.ru Николай Дзись-Войнаровский23.12.2003 

Стихийное православие

Пока чиновники говорят о возрождении духовности, учителя спорят о введении религиоведения в школьную программу, церковные иерархи договариваются об объединении церквей, а политологи называют церковь опорой Путина, православие в России живет своей жизнью — отдельной от Путина, политики, а иногда даже от духовности. Икона семнадцати омоновцев

22 декабря 2003 года Моздокский городской суд на выездной сессии в Пресненском межмуниципальном суде Москвы приступил к повторному рассмотрению дела о гибели в Чечне весной 2001-го бойцов Сергиево-Посадского ОМОНа. В халатности, повлекшей гибель милиционеров, обвиняют высшее начальство — генерал-майора Бориса Фадеева, бывшего замначальника ГУВД Московской области, и полковника Михаила Левченко, бывшего руководителя группы Управления объединенной группировки войск от МВД в Чечне.

Любовь Маркелова, вдова командира отряда Дмитрия Маркелова, привезла на заседание икону: «Сия икона написана в память воинов, погибших в Ставропольском районе города Грозного 2 марта 2000 года». На ней изображены все 17 погибших бойцов в камуфляжной форме и традиционных мантиях. Икона была создана несколько месяцев назад в иконописных мастерских Троице-Сергиевой лавры с благословения настоятеля владыки Феогноста. Близкие погибших надеются, что она не поможет суду установить истину и убережет от ошибок.

Святой Евгений — рядовой Родионов

Женю Родионова призвали в армию в 1995 году. Зимой 1996 года после учебки он попал на заставу на границе Ингушетии и Чечни. 14 февраля он и еще трое молодых солдат остановили для досмотра подозрительный микроавтобус. Вышедшие из него дюжие боевики во главе с бригадным генералом Русланом Хайхороевым без труда одолели мальчишек. Офицеры и старослужащие как раз в это время праздновали День святого Валентина, поэтому шума не услышали, а когда обнаружили исчезновения ребят, чтобы избежать ответственности, обвинили их в дезертирстве. Боевики предложили рядовому Родионову выбор — принять ислам и влиться в ряды защитников независимой Ичкерии или умереть. Женя отказался. Хайхороев три месяца пытал его, а 23 мая — на 19-й день рождения Родионова — убил, отрезав ножом голову. Согласно поверью, в таком случае враг после смерти не явится за своим убийцей. За тело Жени боевики взяли с матери 4 тысячи долларов. Отец умер, узнав о смерти сына. В течение нескольких лет погибли и убийцы самого Родионова — кто в боях с федералами, кто от руки своих. История Родионова стала известной. Появились даже иконы, где он изображен в камуфляже и как святой с нимбом над головой. Такие изображения есть в разных частях России, на Украине и даже в Югославии, где русские и сербские воины просили заступничества у святого Евгения под натовскими бомбежками. Существует даже молитва в память Евгения Родионова (пока неофициальная): «Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче». На одной из алтайских погранзастав военнослужащие построили часовню во имя мученика Евгения и его тезоименитого небесного покровителя. 20 ноября 2002 года во время крестного ход в честь мученика Евгения его икона замироточила. Официальные лица православной церкви пока относятся к новому святому сдержанно. Дьякон Сергей, сотрудник отдела по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московской патриархии, сказал: «Рядовой Евгений Родионов принял мученическую смерть. Со временем этот факт может стать проявлением его святости. А пока продолжается сбор документов и свидетельств, касающихся его возможной канонизации. Ведь деятельность святого характеризуется по явным чудесам. То обстоятельство, что замироточили некоторые образы солдата, само по себе пока не может свидетельствовать о его святости».

Христос и «Кока-кола»

14 января 2003 года в московском Музее имени Андрея Сахарова открылась выставка «Осторожно, религия!» На ней были представлены работы 40 художников из России, Кубы, США, Японии, Грузии и Армении. Среди экспонатов: ·

Репродукция «Тайной вечери» с зеркалом вместо головы Христа, чтобы любой посетитель мог представить себя в роли Спасителя. ·

Икона во весь рост с прорезью на месте лика, куда желающие могли вставить свое лицо. ·
Картина с обнаженной женщиной на кресте. ·

Лик Иисуса на фоне рекламы «Кока-колы» с надписью «This is my blood» («Это — моя кровь»).
«Осторожно, религия!» верующим не понравилась. В прочем, христиане негативно относились к подобным проектам и раньше. В 2001 году на выставке «Арт-Москве-2001» вход в один из залов пришлось закрыть шторой с надписью «Детям до 18 лет вход запрещен» (там выставлялась икона погибшего в Чечне солдата, на которой он был изображен с отрубленной головой в одной руке и пилой в другой и картина «Группа крови» с одетой в камуфляжную форму Владимирской Богоматерью). В 2002 году группа православных студентов РГГУ подала в суд на руководство университета, разместившее в интернет-кафе картину, на которой христианские апостолы соседствовали с древнеегипетскими богами. В конце концов, суд отказал им в иске.

Однако в Музее Сахарова все вышло иначе. 18 января шестеро мужчин среднего возраста, назвавшиеся позднее «ярыми православными христианами», зашли на выставку и начали бить стекла, ломать инсталляции, заливать картины краской из баллончиков. Их задержала милиция. Комментируя инцидент, председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Кирилл назвал выставку «прямой провокацией, создающей напряжение в нашем обществе» и выразил недоумение по поводу того, «почему такая выставка стала возможной», хотя и признал неприемлемыми действия погромщиков.

«То, что произошло в центре имени Сахарова как бы аккумулирует все то сатанинское растление, свидетелями которого мы сегодня являемся. И вот это событие, действительно требует реакции живой христианской, православной — у верующих и неверующих», — заявил протоиерей Шаргунов, призвав молиться за погромщиков. Молитвы имели успех.

Выставку досрочно закрыли. Замоскворецкий суд столицы признал незаконным уголовное преследование погромщиков. Расследование дела, возбужденного против организаторов выставки за возбуждение вражды на религиозной почве с использованием служебного положения, продолжается до сих пор.

За веру и отечество

Естественно, взаимодействие веры и общества этим не ограничивается. Например, недавно созданный общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества» продолжает бороться с «плохими» выставками, но, к счастью, уже в рамках закона. Широко обсуждается объединение РПЦ с Русской православной церковью за рубежом. Вообще, сегодня РПЦ имеет влияние на высшее руководство страны гораздо большее, чем во времена Ельцина. Например, утверждают, что у Путина есть духовник — наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихон (Шевкунов). Но кроме большой политики определенные процессы идут и в народе. Разгром эстетской выставки и самовольная канонизация погибших в Чечне показывают — у россиян есть потребность в вере и в героях.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru