Русская линия | Владимир Семенко | 24.12.2003 |
Между тем явным вызовом для полностью беспроектной и безъязыкой российской власти является не только внутренний кризис в стране, из которого не видно выхода, но и развитие международной ситуации. И здесь следует говорить о четырех главных вызовах современности, о четырех глобальных мировых проектах, каждый из которых выстраивается вокруг вполне конкретного и определенного духовно-сакрального ядра (словосочетание, лишь в страшном сне могущее присниться королям политической рекламы со Старой площади).
Первый из этих вызовов, конечно же — вызов глобализации, в качестве главной мировой тенденции нависающей ныне над всем миром, над всеми уголками Земли — от природных пустынь Африки или Австралии до урбанистических джунглей Северной Америки и Европы. В основе этого глобального миропропекта — вполне определенного рода философия и вполне определенного рода духовность. Один из главных идеологов глобализации Дж. Сорос сформулировал суть этой философии, пожалуй, наиболее емко и выразительно: «Мы должны добиться такого статуса для веры в собственную погрешимость, который обычно отводится вере в абсолютную истину». Истины нет; абсолюта нет; и единственно подлинно абсолютное значение приобретает принцип всеобщей относительности. Стало быть, нет и Бога и высших ценностей. Это очень серьезный философский тезис, имеющий для глобалистов ключевое онтологическое и мироустроительное значение. Звериный оскал мира, построенного без высших ценностей, поджидает нас все чаще то тут, то там, например, в Косово, где руками албанских исламистов уничтожены уже многие десятки православных святынь, или во всех уголках информационного пространства, забитого штампованной пошлятиной, в Западной Европе, из которой выведена в теплые края большая часть обрабатывающей промышленности и т. д. и т. п.
Главный проект глобалистов, о котором достаточно откровенно проговариваются такие его идеологи и архитекторы, как З. Бжезинский, это управляемая мировая война цивилизаций, искусственно разжигаемая на этноконфессиональной почве, в ходе которой должны быть уничтожены традиционные культуры, включая их основные раритеты (вспомним печальную судьбу уникальных памятников из багдадского музея), стерта историческая память, и мир заселен политкорректными «общечеловеками». Отсюда особое значение, придаваемое миграции, сознательному перемешиванию народов.
Другой глобальный миропроект, последний всплеск которого — странная война в Ираке — претензии пуританско-кальвинистского фундаментализма, американского традиционализма и мессианства на выстраивание мировой империи. Буш, наверное — последний американский президент, столь откровенно, с такой фанатичной убежденностью говорящий о крестовых походах и обильно политых нефтью библейских ценностях. Непосильное «бремя белого человека», человека пусть ослабленной и суррогатной, основанной на ереси, но все же изначально христианской культуры, несущего свой тусклый и гаснущий свет народам мира, бремя неудобоносимое и с трудом волочимое американской военной машиной и экономикой — несбыточная мечта последнего романтика с лицом техасского скотовода и незамысловатым сознанием честного парня из простой семьи тружеников американской «нефтянки», по странному стечению мировой игры временно засевшего в Белом Доме. Они рулят почти что уже без него. Сколько еще продержатся они, судорожно пытаясь припасть губами к живительному источнику нефти — этой крови современной экономики? Хватит ли сил на пресловутый технологический рывок, без которого им явная хана? И самое главное: каковы запасы прочности у виртуальной оболочки долларового пузыря, к которому подвешена вся вышеописанная конструкция и который раздут уже до неимоверных размеров?
Третий откровенный вызов, бросаемый неимоверно ослабленной и дышащей на ладан России — это вызов Европы, этого гнезда глобализма, в лице своих лучших представителей, вопреки порожденной Европой же магистральной тенденции «постистории», судорожно цепляющейся за осколки собственной традиции. Наиболее дальновидные люди Западной Европы, прозревая глобалистическое будущее с его стиранием границ и индивидуальных черт культур и народов, пытаются спасти свое воспоминание о христианском прошлом Европы и видят источник нерастраченных духовных энергий в России. Таковы некоторые люди в Ватикане. Однако эти последние христиане Запада неимоверно далеки от христианского смирения и покаяния за содеянные грехи. Вряд ли в их сознании присутствует правильное понимание истоков того духовного тупика, в котором ныне оказалась Европа. Почти нет людей, отвергающих наследие секулярного гуманизма, и движение на Восток осуществляется ими не со смирением перед духовной мудростью и высотой подвига восточных отцов, но с привычным пафосом завоевателей. Темная страна, плохо владеющая своими духовными сокровищами и не ценящая своих святых, должна быть завоевана и окультурена стройными отрядами отцов-иезуитов; для этого Ватикан упорно продвигает своих миссионеров в исторически православную страну и открывает здесь свои епархии. Папизм, в который уже раз, стремится завоевать Россию, раньше, чем он сам будет демонтирован хозяевами секулярной глобалистической Европы.
Наконец, четвертый, самый страшный, вызов, нависающий над Россией — это вызов радикального ислама. Радикальный исламизм, сочетающий самые передовые западные технологии с самыми темными и архаическими духовными и психотехническими практиками, — излюбленное оружие глобализма и во многом — детище западных спецслужб, порождение темного гения закулисных игроков, рвущихся к мировой власти; но значит ли это, что у пресловутых «воинов Аллаха» нет и не может быть своей игры? Разве не очевидно стремление радикальных исламистов, бьющих всегда в первую очередь по своим, объединить весь исламский мир под знаменами «чистого» ислама? Разве не выглядит неудержимым их неуемное стремление к завоеванию сначала России, за ней — Евразии, а затем — и всего мира? «На север, на север неистово рвется пропеллер» (Е. Головин). Радикальный исламизм — во многом порождение глобализма и любимая фигура в глобалистической игре, но разве не может сама эта сила использовать глобалистические механизмы в своих собственных, автономных, целях? Тут еще очень неясно: охотник поймал и держит на цепи выращенного им медведя или медведь давно уже волочет охотника туда, куда влечет его неистребимый звериный инстинкт? Весь вопрос — в степени и способах контроля. И даже если 11 сентября и волна «исламского» терроризма, прокатившаяся по всему миру — это дьявольская игра каких-то еще небывалых, надгосударственных, трансконтинентальных и многоуровневых спецслужб, то кто поручится, что здесь агенты на определенном этапе не «отвязались» от своих оперативников и не начали собственную игру? И, наконец. Как бы темен ни был духовный облик лжешахидов и вождей радикально-«зеленого» движения, где в Европе, в России или в Америке есть еще люди, готовые в таких количествах добровольно умирать за свою веру? Как бы там ни было, сейчас уже очевидно: политический ислам и ислам в целом — это мощнейшая сила XXI века, и его явная и упорная экспансия прежде всего на север, в Россию не может быть ни остановлена нами, ни перенаправлена, если мы не сумеем противопоставить этой силе столь же мощное и более чистое духовное начало. И здесь мы подходим к главному содержанию нынешнего российского кризиса, о чем отчасти уже говорилось выше.
Вышеперечисленные миропроекты, вызывающе нависающие над Россией, руководятся людьми, отнюдь не склонными измерять силу своего проекта бoльшим или меньшим количеством ровно нарезанной зеленой бумаги с портретом американского президента. То есть, разумеется (и это понятно), чем больше этой бумаги, тем лучше. Но цель любого миропроекта всегда трансцендентна, всегда превосходит задачу чисто сиюминутного, текущего земного мироустроения. У суррогатных исламистов, глобалистов и суррогатных христиан есть свой идол, отличный от Бога, от Господа Иисуса Христа. Но этот идол сам по себе — отнюдь не есть рынок с его набором материальных благ; никакое процветание, в том числе и материальное, невозможно без сверхценностей, за которые люди готовы были бы умирать. За деньги же и власть (важнейший рычаг любого проекта), а также материальные блага не умирают, а только убивают. И если Сорос и другие идеологи глобализма и неолиберализма упорно твердят о своем принципиальном неприятии высших ценностей, это (как мы видели) отнюдь не означает, что на место Бога и абсолютной истины не приходит никакой замещающий их суррогат, и как знать, какие еще темные духовные глубины, какие оккультные доктрины, придающие деятельности глобалистов столь мрачный и напряженный пафос, таятся за поверхностью, казалось бы, плоского и позитивного мышления! Про исламистов же и говорить нечего!
Между тем Россия с ее явно регрессивным развитием, с потерей духовного смысла жизни большинством людей, с эпидемией суицида (сублимированными формами которого являются наркомания и алкоголизм) с «естественным» вымиранием населения руководится по большей части людьми, совершенно искренне уверенными в том, что все, абсолютно все продается и покупается, что нет в самой личности сокровенных уголков, так связанных с высшим, трансцендентным началом, что их невозможно ни купить, ни продать. В силу этого современная Россия по большей части абсолютно беззащитна перед лицом вышеописанных вызовов, ибо в лице своей так называемой «элиты» принципиально отреклась от своей вселенской миссии, от той высшей истины, которую она на протяжении многих веков несла миру. Свет Третьего Рима, православной империи, открывающей и несущей миру вселенскую религию спасения, давно уже померк для плоских дельцов, захвативших руль государственного корабля, и может вызвать у них лишь циничный смех с высоты достигнутого «процветания». Несчастные пока еще не подозревают всей призрачности этого процветания, не ведают, что они-то и есть — в полном смысле — шлак мировой истории. Не имея за плечами собственного проекта, собственной идеологии и тех высших надмирных ценностей, ради которых лидеры страны имеют моральное право призывать народ к жертвам — нечего надеяться, что мировые игроки станут разговаривать с тобой на равных.
Если Россия все еще жива — то вовсе не благодаря циничным торговцам, готовым продать высший смысл в обмен на призрачные блага сиюминутного процветания, а усилиями тех безвестных подвижников, которые вопреки всему сохраняют в себе небесную память великой Империи, своим молитвенным подвигом удерживают на краю пропасти ее жалкое отражение — немощное и больное земное «царство».
Спасение России, вопреки преобладающему вектору современной истории, возможно лишь в результате ее чаемого возвращения к себе самой. Лишь признание так называемой «элитой» неизбежности возврата к вечным духовным ценностям Православия, реализация которых в истории и в повседневности только и сделала в свое время возможным столь долгое и успешное существование великой страны, может дать нам безумный шанс выжить в страшном апостасийном мире. Только постоянная готовность к жертве и самоотверженное отстраивание духовно-сакрального ядра альтернативного русского миропроекта, то есть православной Церкви как общины верных, живущих во Христе, может создать предпосылки к тому, чтобы имя России не было окончательно забыто. Перед лицом противостоящих нам опасностей это почти что уже невозможно, и Россия, по логике современной истории, скоре всего должна стать ареной борьбы конкурирующих мировых сил, противоборствующих друг другу миропроектов. Именно поэтому вера и упование, «упование вещей невидимых», надежда на чудо и милость Божию есть абсолютно необходимая основа все еще возможного исторического действия. Россия стоит у края пропасти, и не видно пути назад. Ей осталось последнее — полет над бездной.
2003 г., день памяти
преподобного Саввы Освященного.
http://rusk.ru/st.php?idar=1001092
|