Русская линия
Независимая газета Михаил Супотницкий23.12.2003 

Биотеррор в Ветхом завете
Угроза умышленного заражения возбудителями эпидемий была широко распространенным средством управления общественными процессами

Книги Ветхого Завета свидетельствуют о разных методах, использованных Господом для того, чтобы подготовить испорченное человечество к принятию Сына Божьего и его Божественного полного Закона. Увы, эта задача оказалась столь тяжела, что потребовала от Него, как бы мы это назвали сейчас, практики биотеррора (если понимать этот термин в классическом смысле: «политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами»). Даже первое упоминание о масштабных эпидемиях происходит именно в контексте этого явления.
Об авторе: Михаил Васильевич Супотницкий — кандидат биологических наук.

«Читая Ветхий Завет, без преувеличения можно сказать: люди доводят Бога до слез».
Диакон Андрей Кураев

Потомки Ноя
Передавая факты из жизни людей допотопного периода, Библия вместе с тем сообщает нам очень интересную статистику о продолжительности жизни людей в то время. Оказывается Адам жил 930 лет, его сын Сиф — 912 лет, сын Сифа Энос — 905 лет; представители последующих поколений: Каинан (сын Эноса и внук Сифа) — 910 лет, Малелеил (сын Каинана, из потомства Сифова) — 895 лет, Иаред (сын Малелеила и отец Еноха) — 963 года, Мафусал (самый долго проживший из «собственно» людей) — 969 лет, его сын Ламех — 777 лет. Библия упоминает не только потомков Адама и Евы, но и живущих среди них сынов Божьих, людей-гигантов: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» [Быт. 6:1−2].

Однако на межчеловеческие отношения сыны Божьи влияния не имели, и Библия перестала о них упоминать. Вектор же поведения людей в течение этих 2262 «допотопных» лет окончательно поменялся, что не осталось незамеченным их Творцом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (средняя продолжительность жизни людей на момент написания этих строк) [Быт. 6:3].

После потопа наступил так называемый период кочевания. Постепенно потомки Ноя заселяли территории к югу от Арарата. Они населили собою западную часть Азии, северо-восточную Африку, продвинулись в верховья Нила, на территории, населенные другими приматами. Голод вынуждал их постоянно скитаться, разводить скот, рацион питания людей резко изменился. Хотя Господь запретил людям контактировать с кровью животных («все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте» [Быт. 9:3]), но практически в тех условиях это было трудно сделать. Забвение Закона, данного Богом, не прошло бесследно для людей. Были нарушены межвидовые барьеры; отдельные человеческие популяции стали осваиваться паразитами животных, вызывающих медленные инфекции.

Не получилось и улучшить человеческую природу. «Когда начали размножаться обитающие на земле, и умножились сыны и народы и поколения многие, и опять начали предаваться нечестию, более нежели прежние», — с горечью писал пророк Ездра [3 Езд. 3:12]. Колоссальное оскудение того, что сегодня мы называем моралью и нравственностью, превратило потомков Ноя в «сухие дрова» для пожаров необычных для «допотопных» людей эпидемий и пандемий. Уже праведник Ной имел привычку напиваться вина до бесчувствия и валяться голым в шатре.

Дочери Лота (Лот — племянник Авраама, родоначальника еврейского народа) спаивали отца и рожали от него детей. Появилась проституция («И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое» [Быт. 38:15]). Распространение гомосексуализма приобрело самые невероятные размеры [Быт. 19:4−9].

За этими легендами проглядываются события неявные и не попавшие в «Пятикнижие Моисея». Но попробуем представить и пересказать эпидемическую ситуацию того времени.

Малочисленность людей не давала возможности для вспышек инфекций, возбудители которых имеют короткий инкубационный период. Однако для микроорганизмов, распространяющихся при невысокой плотности населения (возбудители медленных инфекций), существовали весьма благоприятные условия.

В первую очередь это касается возбудителей ретровирусных и прионных болезней. Следы древних инфекционных процессов, в которых участвовали ретровирусы, ретроэлементы и прионы, запечатлены в нашем геноме (только копии различных ретроэлементов составляют, по современным данным, около 15% генома человека).

Видимо, тогда же началось «освоение» новой «экологической ниши» возбудителями других медленных инфекций, вызывающих болезни, обычно принимаемые за соматические: Chlamydia pneumoniae — атеросклероз и такое его осложнение, как инфаркт миокарда; Helicobacter pylori — язвенная болезнь желудка, переходящая в рак (В-клеточная лимфома желудка); вирус Ljungan — инсулинзависимый сахарный диабет; микоплазмы — ревматоидный артрит, бесплодие, болезнь Крона; вирус герпеса 6-го типа — множественный склероз и другие болезни, в их числе злокачественные новообразования.

От более древних приматов к человеку перешли возбудители СПИДа, лейкозов; те, в свою очередь, «потянули» ассоциируемые с ними инфекции.

Библия не фиксирует моров, но продолжительность жизни каждого последующего поколения потомков Ноя убывает. Сам Ной (сын Ламеха), умирая, имел от роду 960 лет; сын Ноя Сим жил 600 лет; его сын Арфаксад — 438 лет; Сал — 433 года; сын Салы и внук Сима Евер жил 464 года; его сын Фалег — 239 лет; Рагов — 239 лет; Шруг — 230 лет; Нахор (дед Авраама) — 148 лет; его сын Фарра — 205 лет, его сын Авраам жил 175 лет; сын Авраама Исаак жил 180 лет; его сын Иаков жил 147 лет; сын Иакова Иосиф — только 110 лет. Сегодня люди и этого возраста — большая редкость. Следовательно, за 2,5 тыс. лет (период кочевания) продолжительность жизни людей сократилась почти в 10 раз, но при этом резко возросла их численность. И только тогда Библия впервые зафиксировала такие явления, как проказа и моровая язва.

Первые биотеррористы

Первым распространять инфекционные болезни начал Сатана. История эта относится еще ко времени «до Моисея» или по крайней мере к более раннему, чем распространение Пятикнижия Моисеева.

В земле Уц, в северной части Аравии, жил весьма богатый скотовладелец Иов (евр. «удрученный, гонимый»). Он считался величайшим праведником своего времени. У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал Сатана. Господь не поверил навету Сатаны и сказал ему следующее: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» [Иов 2:3−6]. На том они и порешили. «И отошел Сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» [Иов 2:7].

Болезнь лишила Иова права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его, Дина (дочь Иакова), презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но эти и другие несчастья не сломили Иова, он не потерял веру в Бога. Сатана же потерпел поражение; Бог исцелил Иова от болезни и обогатил его вдвое против прежнего.

Однако что же понималось под проказой у Иова? Вопрос можно поставить и по-иному. Какое средство использовал Сатана для первого акта биологического террора? Для получения ответа на него мы обратимся к исследованию известного в начале ХХ столетия врача-талмудиста А. Пясецкого (1902). По его данным, в древнееврейском тексте Ветхого Завета болезнь Иова называется «шхин-ро» — «скверное воспаление» и характеризуется следующим симптомами: Иов испытывает сильнейший зуд во всем теле, стреляющие боли в костях, не дающие ему спать по ночам и вынуждающие его метаться в постели, сильные боли в области почек; кроме того, Иов жалуется на желтуху, на сильное исхудание, на биение «жил», на сморщивание и расплывчатость кожи. Даже по этому скромному описанию видно, что не может быть и речи о той болезни, которую мы сегодня называем проказой. Пясецкий тоже затруднился с определением современного ему названия болезни.

Обратимся теперь к описанию болезни, приведенному в третьей книге Моисея ([Лев. 13:1−54]). В древнееврейском тексте книги она обозначается словом «цорраасс» (двукорневое слово, равное «цоро"+"роо», каждое из которых значит «зло», то есть оно выражает собой высшую степень зла, а не название самой болезни). В греческом же тексте, подготовленном во времена Птолемея Филадельфийского, оно переведено как «лепра»; переводчики с греческого на другие языки переводили его словом «проказа».

Симптоматология «цорраасс» вызывала недоумение у врачей, наблюдавших проказу в конце XIX столетия. Однако они сходились в том, что «цорраасс» заразен, передается в четырех поколениях и абсолютно смертелен, если только Господь не пожелает другого.

Первый случай применения Господом этой высшей степени эпидемического зла (и второй акт биотеррора), описанный в Библии, был направлен на Моисея, поначалу не пожелавшего взять на себя бремя освобождения израильского народа из египетского плена. В русском переводе Книги Исхода эти события описываются следующим образом: «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его» [Исх. 4:6−7]. Но не ко всем израильтянам Господь был столь милостив. Например, от «цорраасс» умер царь Азария (809−758 до Р.Х.; за то, что возгордился и посягал на священство). Он даже был похоронен на отдельном кладбище [2 Пар. 26:19].

Основываясь на исследовании Пясецкого, мы можем утверждать, что «цорраасс» включал в себя следующие симптомы: белую проказу — появление белых пятен и молочнообразных гнойников на коже, выпадение волос; чесотку, распространяющуюся с необыкновенной быстротой по всему телу; образование бугров под кожей, которые могут нагнаиваться; образование чешуек на коже и их обильное шелушение; пятна различного цвета, имеющие тенденцию к углублению в кожу и к распространению по коже; «дикое мясо» — запущенные раны и язвы.

Сопоставляя клиническую картину «шхин-ро» и «цорраасс», нетрудно заметить, что в них речь идет об одной и той же болезни. Описание Иова — это жалобы больного; описание Моисея — это то, что врачи обычно записывают в историю болезни в разделе «объективно». Но удивительно здесь другое — оба описания, рассмотренные вместе, соответствуют терминальной стадии ВИЧ-инфекции.

Однако когда же в Египте появилась такая «проказа»? По Книге Исхода, египетская царевна Термутис (дочь Рамзеса II) собиралась купаться в Ниле, а не только гуляла по берегу [Исх. 2:5]. Предание сообщает, что царевна страдала проказой и хотела избавиться от нее, купаясь в воде священного Нила. Но одного прикосновения к младенцу Моисею оказалось ей достаточно, чтобы исцелиться.

У фараона была и другая дочь — прокаженная, которую, по определению врачей, могла спасти только слюна человекоподобного речного существа. Термутис употребила для сестры слюну Моисея и тем исцелила ее. Этим и объясняется успех Моисея при дворе фараона (см. комментарии Г. Генкеля к переводу книги Иосифа Флавия «Иудейские древности», 1900).

Для нас же важен сам факт того, что еще за 80 лет до Исхода евреев из Египта болезнь, имеющая названия «шхин-ро» и «цорраасс», уже была настолько распространена среди населения страны, что добралась и до дворцов. Это явление во многом предопределило последующие события.

Моисей и Аарон

Существует какая-то связь между появлением болезней, называемых собирательно проказой или моровой язвой. Перед чумой Юстиниана (560−588 гг.) более двух столетий в Европе свирепствовала проказа, в ее разгар (520 г.) появилась натуральная оспа, только затем чума подвела под ними свою смертельную черту. Прошло несколько столетий, и события повторились в той же последовательности. Закончились же они «черной смертью» (1346−1351 гг.), убившей в Европе треть населения.

В Египте времен Исхода эпидемическая ситуация удивительно сходна с двумя вышеописанными.

Возможное объяснение состоит в том, что на этих «пандемических полях» существовал еще какой-то другой пандемический игрок (назовем его «фактором Х»). Он не только вызывал к жизни все эти страшные контагиозные болезни, но и делал их в каком-то смысле даже неизбежными, как бывают неизбежными противоположные фазы циклического процесса.

На смену фаз такого пандемического цикла и пришлась деятельность Моисея. Египет, пораженный «цорраасс», накрыло волнами эпидемий и эпизоотий, вызванных возбудителями с коротким инкубационным периодом. Однако Ветхий Завет описывает эти события как биотеррористическую акцию (третью!), осуществленную по сговору между Господом и верхушкой еврейской общины Египта.

Сами теракты носят тотальный характер: заражение рек, уничтожение рыб в реках, распространение жаб, насекомых (мошки, песьи мухи, саранча), эпизоотии среди домашнего скота. И вот любопытное описание планирования и осуществления шестой казни египетской.

«И cказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лицом фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах» [Исх. 9:8−11].

В этом описании не упоминается о болезненных бубонах и о высокой смертности среди заболевших людей, что было бы характерно для эпидемии чумы. Напротив, описанная в Ветхом Завете моровая болезнь («пореах-аббабюот-шехин») скорее тягостная, чем смертельная, служащая цели наказать египтян, а не истребить их. По мнению многих ученых (Мартин Лютер, В. Губерт, А. Пясецкий и др.), занимавшихся толкованием это места Исхода, речь идет о натуральной оспе. Причем читателя-вирусолога не должно смущать то обстоятельство, что болезнь проявилась и на скоте.

В описаниях крупных оспенных эпидемий вплоть до конца XVIII столетия имеются свидетельства об их параллельности с какими то оспенными процессами среди домашних животных. Это явление осталось неисследованным из-за повсеместного угасания очагов оспенных инфекций, начавшегося в XVIII столетии, — загадочного природного явления, не имевшего отношения к противооспенной вакцинации. Возможно, что появление оспенных инфекций среди скота подсказало наблюдательному Моисею грядущую оспенную эпидемию, и это стало его козырем в борьбе с фараоном. Возможно, что натуральная оспа, начавшись в ограниченном масштабе, была распространена по Египту израильтянами с помощью товаров, как это делалось в XVIII столетии в отношении индейцев. Так как оспа распространяется медленно, то Моисей успел увести свой народ из Египта еще до того, как она начала поражать израильтян.

После Исхода

Моисей увел за собой в пустыню более 600 тыс. человек, из них многие оказались пораженными «цорраасс». Выявлению таких больных посвящена третья его книга. Видимо, «цорраасс» и стал тем «фактором Х», вызвавшим распространение контагиозных и кожных болезней среди египтян и израильтян.

Господь вынужден был воспитывать своего «найденыша» всеми ему доступными средствами и после Исхода. Он насылает «цорраасс» на Мариам, старшую сестру Моисея и Аарона, за ее зависть к жене Моисея — Сепфоре [Втор. 24:7]. Угрозой биотеррора он подавляет бунты во время Исхода [Лев. 26:25; Чис. 14:11], принуждает народ израильский, насквозь пропитанный египетским магизмом и язычеством, к соблюдению обрядовых форм ветхозаветной религии: «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь, и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен; и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего» [Втор. 28:58−62]. Наказывает филистимлян (нынешние палестинцы) за похищение Ковчега Иеговы (ящик, в котором хранились скрижали Моисеевы): «И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его» [1 Цар. 5:6]. Точно так Господь наказывает простых евреев, жителей Вефсамиса, которые заглянули в этот же Ковчег без разрешения левитов: «И поразил Он жителей за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» [1 Цар. 6:19]. Наказывает «язвой» царя Давида [2 Цар. 24:15], забывшего уплатить ему налог, положенный при проведении переписи населения (см. [Исх. 30:11−16]).

В издевательской манере припугнул Господь «моровой язвой» и царя Соломона (1020−980 г. до Р.Х.), который подобно другим восточным царькам предавался неуемному сладострастию. Под влиянием иноземных жен-язычниц он ослабел в своей ревности к вере отцов и в самом Иерусалиме, к ужасу народа, построил капища для культов Молоха и Астарты [2 Пар. 7:12−14].

Биотеррором выступал Господь против беззаконий, повсеместно творившихся в Иудее накануне ее разгрома Вавилонским царством [Иез. 5:11−13; Иез. 6:11; Иез. 7:15; Иез. 12:15−16; Иез. 14:19−22; Иез. 28:19; Иез. 33:25].

Биотеррор занимает немало места в обличениях иудейского царя-авантюриста Седекии (599−588 г. до Р.Х.), погубившего Иудею из-за своих интриг с фараонами и вавилонянами [Иер. 21:3−9; Иер. 24:10; Иер. 29:17−19; Иер. 34:17; Иер. 38:1−2]. Угрозой моровой язвы Господь выступил против намерения одного из иудейских вельмож, Иоанна, бежать в Египет после убийства израильтянами просвещенного вавилонского наместника Годолии [Иер. 44:13; Иер. 42:17].

Созданный Сатаной в «домоисеево время» «цорраасс», сегодня носит название СПИД. Однако для борьбы с этим абсолютным злом используются меры, подсказанные тем же Сатаной, — «соблюдение прав человека», «невмешательство в личную жизнь», «толерантность», «вакцинация» и т. п. Под эту сурдинку нам вещают еще и о каком-то грозящем биотерроризме в виде пробирок с «веществом Антракт» или «геморройной лихорадкой» (так пишут!). Вот уж действительно, когда Господь хочет наказать человека, он лишает его разума. Сатана же, посмеиваясь, вновь делает вид, что он не существует.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика