Русская линия
Страна.Ru18.12.2003 

Архиерейский Собор принял решение о созыве нового Собора
Решение вызвано необходимостью вести диалог с Московской Патриархией

Состоявшийся в Нью-Йорке Архиерейский Собор РПЦЗ, главной задачей своей работы счел вопрос о взаимоотношении Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По окончании Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, ее иерархами было выработано «Послание к пастве».

В послании, в частности, говорится: «определенно можно сказать, что ни у кого не вызывает сомнения необходимость вести диалог с представителями Московской Патриархии о преодолении существующих разделений. Значительная часть участников вновь поднимала вопрос об осуждении сергианства и экуменизма. Несомненно это нашло отклик в работе Собора и будет учитываться впредь.

Перед нами стоит вопрос не слияния или соединения церквей, а установления нормальных церковных взаимоотношений между двумя частями некогда единой Русской Церкви, которые оказались разобщенными по историческим причинам.

Как известно, в 20-х годах прошлого столетия, согласно Указа Патриарха Тихона, на временных началах, была образована Русская Зарубежная Церковь. Предполагалось, что коммунистическая власть падет через несколько лет, и русские эмигранты во главе со своими архипастырями смогут вернуться на свою родину. Увы, по нашим грехам, это не произошло! Безбожный режим более чем на 70 лет поработил русский народ и воздвиг лютое гонение на веру Христову.

Параллельно с этим, за годы своего скитания на чужбине Зарубежная Церковь распространилась почти по всем странам мира. Создавались новые епархии, строились храмы с приходскими школами, создавались монастыри, возникали молодежные и патриотические организации, издавались газеты, журналы и книги. Перед пастырями Зарубежной Церкви встала задача не только сохранить православную веру и русскую культуру в своей пастве, но и привлекать инославных к Православной вере, прививая им наши церковные традиции. Так во многих странах стали возникать приходы, состоящие почти исключительно из местных жителей, обратившихся в Православие. С годами постепенно менялся и состав прихожан. В то время как уходило в иной мир старшее поколение, их дети и внуки стали забывать русский язык и теряли культурное наследие своих родителей. Смешанные браки стали повсеместным явлением. Эти факторы выдвинули новую задачу перед Зарубежной Церковью, которую не предвидели ее основатели, а именно, что Русской Церкви зарубежом придется миссионерствовать и нести миру свет Православия.

Мы, русские люди, оказавшиеся заграницей, должны благодарить Бога за то, что, находясь в условиях полной свободы от безбожного коммунизма, наша Церковь смогла сохранить чистоту Православной веры, не поддаваясь пагубным соблазнам экуменизма и модернизма.

Тем временем на нашей многострадальной родине безбожная власть использовала жуткий террор и все возможные методы, чтобы поработить Русскую Церковь. К счастью этому пришел конец! Как предсказывали наши святые, Бог сжалился над русским народом и освободил его от ига безбожной власти.

Можно бесконечно спорить о неоднозначности общественно-политических перемен в России, но перемена в положении миллионов верующих очевидна для всех. Теперь мы стали свидетелями того стремительного духовного обновления, которое происходит на нашей Родине: сотнями и тысячами принимают крещение русские люди, восстанавливаются храмы и монастыри, возникают духовные академии, семинарии и приходские школы, в огромном количестве печатаются религиозные книги.

Мы, живущие заграницей, должны возрадоваться духовному пробуждению русского народа и благодарить Бога за то, что Он услышал наши молитвы и молитвы сонма новомучеников российских о спасении России.

Может быть не так быстро, как хотелось бы, но Церковь в России постепенно начинает осознавать необходимость разрушения средостений до сих пор разделяющих русскую паству в Отечестве и за рубежом. Действительно Церковь в России прославила сонм новомучеников, а также Царскую Семью, что было немыслимо сделать при безбожном режиме. Она же осудила принцип служения Церкви государственным интересам — в сущности, принцип сергианства. Большое количество духовенства и мирян в России настаивает на выходе Русской Церкви из Всемирного Совета Церквей. Все это подает надежду, что со временем будут исцелены и прочие язвы, нанесенные Русской Церкви богоборческим режимом.

Сейчас надо договориться, как устранять застарелые и могущие возникнуть новые недоразумения между обеими частями Русской Церкви, и согласиться на том, чтобы впредь все проблемы взаимоотношения решать мирно и в духе истины и любви.

По нашему твердому убеждению, Зарубежная Церковь, в силу тех задач, которые стали перед ней в связи с окормлением столь разбросанной и разнородной паствы, должна сохранить свою свободу и административную независимость. При этом желательно, чтобы в тех местах, где параллельно существуют приходы Зарубежной Церкви и Московской Патриархии был выработан опыт дружественного сосуществования при исполнении единой миссии свидетельства о Христе. Вопрос о полном евхаристическом общении может являться только конечным итоговым результатом соборной деятельности обеих частей Русской Церкви, подготавливаемой соответствующими комиссиями.

Для разрешения вопросов, связанных с преодолением конфронтации двух частей Русской Церкви, на Архиерейском Соборе была образована комиссия, которая всесторонне рассмотрит вопросы взаимоотношения обеих частей Русской Церкви и предложит приемлемые для обеих сторон шаги.

Сознавая важность и ответственность развивающегося переговорного процесса, мы находим желательным созыв в будущем четвертого Всезарубежного Собора».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика