Православный источник | Сергей Шептун | 22.12.2003 |
«…и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор…»
Откровение. 6:15)
…Лето было на исходе. Пригородная электричка уносила меня в долгожданный отпуск. Ровные квадраты полей сменились перелесками, затем появились горы, свежий воздух ворвался в окна. Еще чуть-чуть, и надоевшая цивилизация, круговерть событий останутся где-то далеко. Наконец-то можно будет прийти в себя, выспаться, отдохнуть, вволю побродить по горам, окунуться в прозрачные освежающие воды горных рек, согреться у горячей печки, в которой весело потрескивают дрова. Пока я припоминал все прелести лесной жизни, электричка наполнилась новыми пассажирами. Ко мне подсели две женщины средних лет.
— Ой, что творится в мире, сплошные наводнения, катастрофы, — попыталась завести разговор с соседями по лавочке одна из них, — что будет с нами, как спастись от всех этих ужасов?
Не прошло и минуты, как обе подруги стали предлагать окружающим яркие брошюры, где на 10 страницах давались рецепты спасения от бед на все случаи жизни. Увидев продукцию, известной своей назойливостью секты, народ, сперва навостривший уши, развернулся на 180 градусов. Каждый вновь погрузился в свои думы и разговоры.
Объявили мою остановку. Створки дверей отворились, и я вместе с увесистым рюкзаком вывалился на платформу. На полустанке было многолюдно: бородатые мужчины, женщины в платках и длинных юбках. Только что закончилась праздничная служба в местной церкви, и прихожане разъезжались по своим селениям, разбросанным по долине. До меня донеслись обрывки разговора:
— Эта перепись дьявольская, в ней участвовать не надо. Скоро придет Антихрист. Посмотри, что в мире творится — одни наводнения и катастрофы. И паспорт новый не бери…
Глазами отыскал знакомое лицо. Хорошо, что здесь встретились. Значит, будет провожатый к местным пустынножителям…
Новые беженцы
На первый взгляд за последние десять лет эти места почти никак не изменились — те же хаты и горы, та же река и тот же лес. Изменились люди. Точнее, вместе старожилов появились переселенцы. И с каждым годом их становится все больше. «Вон, только прошлой осенью сюда переехало сразу 20 семей из Кропоткина. — Говорит мне местная паспортистка, — цены на дома сразу подскочили, стали как в районном центре».
Нет, это не беженцы в обычном смысле этого слова и не лица известных национальностей. Православные русские люди переселяются сюда из Москвы и Петербурга, других российских и казахстанских городов в поисках отнюдь не легкой жизни. Когда и почему началось это бегство от цивилизации вполне благополучных, часто интеллигентных горожан?
И кого здесь только не встретишь — бывших предпринимателей и электронщиков, учителей и врачей. Есть даже бывший протестантский пастор, бывший директор кинотеатра и даже бывший гражданин ФРГ (не из русских немцев), который переехал сюда в поисках «Святой Руси».
Их не пугает перспектива остаться без работы и привычных городских удобств. Переселенцы осваивают секреты ведения натурального хозяйства, обзаводятся коровами, копают глинистую горную землю, рубят дрова на зиму, заготавливают грибы. Вся духовная жизнь беглецов сосредоточена вокруг местных православных храмов и пустынножителей, скрывающихся в здешних горах. Здесь они надеются пережить грядущее царство антихриста.
Первые необычные переселенцы появились здесь лет 9 назад. Тогда еще ничто не предвещало о появлении пресловутых ИНН, новых паспортов и переписи населения. Просто во время «перестройки» известные православные старцы стали благословлять своих духовных детей переселяться из городов в сельскую местность. Да грянула война в Абхазии. И некоторые православные пустынножители, скрывавшиеся там десятилетиями от безбожной советской власти, решили перебраться в более безопасные горы на территории России. А потом…
«Мы приехали сюда, чтобы быть свободными»
Григорий, его жена Любовь и трое младших детей переехали сюда прошлой осенью из Ставрополя по благословению старца. Завтра рано утром хозяин дома поведет нас к новым кельям пустынножителей. В том году монахи ушли подальше в горы — слишком много было посетителей. Верующие люди приезжали к ним за советом или с расспросами уже целыми автобусами. Какое уж тут уединение. Пришлось оставить старую пустынь и срубить новую. Но и на новом месте далеко до безмолвия. Паломники протоптали дорожку и сюда. Чтобы поделиться своей бедой или взять благословение на важный поступок в своей жизни, люди готовы пройти десятки километров по горным тропам и в летнюю жару, и в зимнюю непогоду. Посетители здесь тоже самые разные — больше простой народ, но есть священники, и монахи, воротилы бизнеса и мэры больших городов. Всем хочется пообщаться с подвижниками, попросить святых молитв, а может и просто поглазеть на экзотику.
Это селение — самое дальнее в ущелье. Дальше — сплошные леса и горы. По улицам привольно бегают свиньи. Поспели орехи и они заняты добычей вкусного лакомства. Ветви фундука нависают над забором. Полосатый хрячок встает на задние ноги и пытается зубами ухватить упрямую ветку. Но безуспешно. Недовольно хрюкнув, он опускается и начинает мордой и передними ногами рыть землю у ограды. Комья земли летят в разные стороны, доски трещат. Еще небольшое усилие, и хряк сквозь отверстие в заборе пролазает к заветным кустам. За ним устремляется остальная розово-полосатая ватага. Слышен хруст орехов и довольное похрюкивание. Дети хватают палки и с визгом гонят непрошеных гостей на улицу. Стучит молоток — дыра в заборе ликвидирована. Ушастые разбойники отбегают для приличия на пару шагов от несостоявшегося пиршества и возобновляют поиски слабых досок в ограде.
Наверное, так и бесы пытаются искусить нас, пробить брешь в нашей душе, похитить бесценные плоды чистоты, веры и покаяния…
Пока женщины хлопочут над ужином, мы разговорились с хозяином. Раньше Григорий был неверующим, жил «как все» — хорошая работа, благоустроенная квартира в многоэтажке, обычные развлечения. О душе не думал. Потом поверил в Бога, стал ходить в церковь и на жизнь посмотрел другими глазами. Увидел то, на что раньше не обращал внимания.
Григорий, как и другие переселенцы, убежден, что мир стремительно приближается к концу света. И теперь главное — спасти свою душу. А для этого нужно удалиться от грешного мира, жить по христовым заповедям и не участвовать в делах, которые приближают воцарение Антихриста.
Антихрист воцарится в объединенном мировом государстве. А значит, все объединительные глобалистские процессы, которые сейчас происходят на земле, способствуют этому. Введение в России ИНН, новых паспортов, проведение переписи населения, — по мнению переселенцев, звенья одной цепи. «Создается механизм порабощения людей, подготовка их к принятию печати Антихриста, — продолжает Григорий. — Мы и переехали сюда, чтобы быть свободными, не принимать ИНН и новых паспортов. В переписи мы участвовать тоже не будем».
Пытаюсь возразить, что патриарх Алексий II выступил с обращением, в котором говорит, что в переписи и новых паспортах нет ничего страшного для христианина, как и ИНН не является печатью Антихриста.
В ответ мне вспомнили историю с Флорентийской унией, когда Византийский патриарх и большинство епископов оказались не правы, а Марк Эфесский, отстаивавший истину, стал святым.
Хотя Григорий признался, что в душе у него, как и у его единомышленников возникает двойственное чувство. С одной стороны, они — православные христиане, молятся за патриарха, стоят за единство Церкви, не являются раскольниками. Но с другой стороны — не одобряют позицию священноначалия по вопросам ИНН, новых паспортов, переписи, экуменических контактов. Кстати, не в фаворе у переселенцев и такие известные православные проповедники, как митрополит Кирилл, митрополит Сурожский Антоний и диакон Андрей Кураев. Первый — за «экуменизм», второй — за критику лжестарчества, а третий — за «модернизм».
Чтобы обезопасить от превратностей мира и своих детей, Григорий не пускает их в местную школу. «Чему хорошему они там научатся? — Спрашивает он. — Половому воспитанию, матерщине и компьютерам? Нам это не нужно». «Отлучение» от школы дети восприняли спокойно. Читают и считают они гораздо лучше своих сверстников (родители обучают их дома), а знаниями в церковно-славянском утрут нос и взрослым. Единственное, им пока не хватает друзей. Но на подъезде новые семьи беглецов и долго скучать детям не придется.
Старший же сын не разделяет мировоззрения родителей. Живет в городе, принял ИНН и торгует на базаре. Григорий воспринимает эту ситуацию философски: «Помается в миру, рога пообломает, тогда и одумается. Всему свое время. Я сам в молодости таким был».
— Ну, будете конца света ждать, год пройдет, два, десять… Не разочаруетесь? Вдруг обманулись? — Не унимаюсь я. — Ведь приход Антихриста люди ждут уже не первый век.
— Нет. Мы долго думали, прежде чем решиться. Пусть конец света не скоро будет, но в этих пустынных местах все равно хорошо, меньше суеты, меньше соблазнов. От моего дома до соседнего метров 100−200. За забором речка бежит — всегда есть вода, никто не отключит; в лесу всегда есть дрова — газ нам никто не перекроет; а земли сколько, сад, лес, луга — с голоду не умрем.
Добродушная веселая жена вторит мужу: «В городе мы были как рабы, от всего зависели. Попробуй на пятом этаже без воды, газа или света! А здесь мы на воле».
Из сумеречного леса вдруг раздался противный вой шакала. Люба вспомнила, как недавно этот лесной гость пробрался к самому дому. «Испугались оба, — смеется Григорий, — жена с визгом в хату, а шакал стрелой в лес». Шалят здесь и волки. За день до нашего приезда задрали у одного из соседей теленка, а еще раньше свинья прибежала из лесу домой без ляшек — обглодали прямо на ходу.
На ночь паломницы остались ночевать в доме Григория. А мужчин монашек в подряснике увел в соседний дом, который купили под будущую церковь (переселенцам хочется почаще бывать на богослужениях, а до ближайшего храма добраться не так-то просто).
Последнее укрытие
Утренний горный воздух лучше всякого душа. Куда и сон делся? Собираемся в дорогу, набиваем рюкзаки провизией для пустынников, одеваем сапоги — и в путь. Местные дороги сейчас представляют из себя жалкое зрелище. Лесовозы превратили их в непроходимые болота, поэтому обычная спортивная обувь сослужит здесь плохую службу. Перепрыгивая с кочки на кочку, выбирая колею посуше, мы бредем все глубже в лес. Потом бесконечно долго поднимаемся на гору.
Одной из спутниц то и дело становится плохо, она валится на землю, отдыхает, встает и упорно идет дальше. Это второй ее поход к старцу, которому на этот раз она хочет рассказать об очередной своей проблеме.
Почти у самой кельи тропинка проходит около пещеры. Пологий провал уходит вглубь горы, от него веет могильной сыростью. Прыгаю вниз и осторожно спускаюсь вглубь пещеры. Метров через шесть пологий спуск резко обрывается вниз. Григорий говорит, что осенью собирается обследовать эту щель и вполне серьезно добавляет: «Может еще придется здесь скрываться, ведь как в Апокалипсисе сказано — всякий свободный скроется в пещеры и ущелья гор… - Кто знает, что нас ждет впереди?»
(имена героев материала и названия городов изменены)
Пустынножительство — явление для Кавказа не новое. Оно появилось здесь с середины 19 века, после окончания Кавказской войны. Особый толчок к появлению здесь монахов-пустынников дали исследования христианских древностей — развалин древних христианских храмов и городов, а также основание Ново-Афонского монастыря. С этого момента в горах Кавказа было построено множество больших и малых монастырей и скитов. Немало монахов уединилось от мира в труднодоступных горных районах, в так называемых пустынях.
Дореволюционные источники указывают, что пустынножители обитали в Абхазии, а также районах, прилегающих к Новороссийску, Туапсе, Сочи, Пятигорску, Зеленчукскому (Карачаево-Черкессия) и Михайло-Афонскому (Адыгея) монастырю.
Жизнь дореволюционных отшельников-монахов на Кавказе описана в книгах иеромонаха Иллариона «На горах Кавказа» и В. Свенцицкого «Граждане неба».
В настоящее время на территории Краснодарского края кельи пустынножителей и компактные поселения антиглобалистов расположены в Мостовском, Апшеронском, Туапсинском, Крымском районах, пригородах Новороссийска и Сочи.
Отказ от паспорта по религиозным причинам — также не новое явление для России. В советское время были люди, которые, несмотря на преследования, категорически отказывались от «серпастых-молоткастых». Некоторые из этих отказников дожили без удостоверения личности до наших дней.
Нынешних россиян, которые отказываются от новых паспортов, больше всего пугает магнитная лента этого документа, где в электронном виде содержится информация о владельце паспорта. Некоторые из отказников все-таки получают новый паспорт, но избавляются от магнитных лент разными способами.