Русская линия
НГ-Религии Даниил Щипков17.12.2003 

«Сотворим человека по образу нашему»
Клонирование допустимо, считает председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Зиновий Коган

Об авторе: Зиновий Львович Коган — раввин, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России.

Раввин Зиновий Коган:'Все, что рождено, благословенно независимо от способа рождения'.

-Зиновий Львович, правда ли, что вы сторонник клонирования людей? Ведь большинство верующих выступают против искусственного создания себе подобных.

— Не вижу в этом ничего страшного. Если клонированный человек придет в синагогу, мы с радостью примем его в общину. Клон — полноправный человек. Если он будет выполнять заповеди Божии, то к нему надо относиться точно так же, как и к другим членам общины.
— Для религиозного лидера это достаточно смелые слова…

— В Основах социальной концепции иудаизма в России (2001 год) мы затронули проблему клонирования, но намеренно не выразили к ней своего отношения. В этом документе есть слова о том, что клонирование можно сравнить с грехом Адама в Райском саду. Вкусив плод с Древа познания человек вынужден был покинуть Эдем. Но нет худа без добра: человек обрел возможность выбирать между истиной и ложью. Общество еще должно осознать, добро или зло принесет ему клонирование.

— Значит, четко выраженного отношения к идее клонирования человека в иудаизме нет?

— Пока нет. Но есть частные мнения. Одни раввины считают, что в иудаизме нет препятствий для клонирования. Другие, напротив, убеждены, что с моральной, этической и законодательной точки зрения клонировать человека нельзя.

Лично я считаю, что иудаизм — это религия, благословляющая жизнь. Все, что рождено, благословенно независимо от способа рождения.

— И все-таки клонированных людей мы пока не видели и не можем даже сказать, будут ли они наделены душой.

— Пока их нет, но они обязательно появятся. Научные технологии не стоят на месте.

А душа у клонов будет, я уверен. Библия говорит: «душа в крови человека». Душа есть жизнь. Поэтому будет клон — будет и душа.

— Не кажется ли вам, что если появятся клонированные люди, отношение в обществе к ним будет как к неполноценным? Не обрекут ли их ученые на вечные муки?

— Это, конечно, проблема. Но посмотрите: сегодня суррогатные матери рожают детей. И отношение к ним нормальное. А ведь совсем недавно такой способ рождения был невозможен.

— Но ведь даже зачатые в пробирке появляются от обоих родителей. А клон — это копия только одного человека. Будет ли он обладать индивидуальностью?

— Абсолютная копия, я думаю, невозможна. Возьмите близнецов: каждый из них индивидуален. Характеры и судьбы у них разные. Двух одинаковых людей просто не может существовать. Кроме того, в природе есть примеры размножения однополых существ. Так что с индивидуальностью проблем не будет.

— Но возникает вопрос, как люди будут пользоваться результатами своего творения? Ведь клонов, например, могут начать использовать в качестве рабской силы.

— Я говорю только о том, что общество должно быть готово к появлению клонов. «Ящик Пандоры» приоткрылся. Ученые в любом случае будут заниматься этими исследованиями. Поэтому задача общества — контролировать эту работу. Необходимо подготовить законодательную базу, нужны правовые основания для подобных экспериментов. Если этого не сделать, начнется несанкционированное производство клонов, использование их в дурных целях. Все будет зависеть от предпочтений того или иного инвестора, вкладывающего деньги в процесс. Как этого избежать — вот главный вопрос, стоящий на повестке дня.

Что касается самих исследований в области генетики — они не греховны. Ученые, подобно скалолазам, поднимаются все выше и выше. Они просто выполняют свою работу. И их уже не остановить.

— А может быть, клонирование — вовсе не то, к чему нам надо стремиться? Разве нет у человечества более насущных проблем?

— Я не призываю к клонированию, я просто констатирую факт: в будущем клоны обязательно появятся.

Кроме того, при всех опасениях, связанных с вопросом клонирования, у него могут быть и положительные моменты. Допустим, мужчина потерял любимую жену и хочет ее воскресить. Или просто очень одинокий человек хочет иметь клон себя самого.

— Но зачем тогда семья, если каждый может себе клонировать кого угодно?

— Действительно, сегодня эта проблема не имеет решения. Поэтому лучше всего идти от конца: взят ген, получен зародыш, он помещен в суррогатную мать, он рожден. Как только мать рождает мальчика или девочку — они становятся полноценными членами общества. Так учит Библия.

— А если этот процесс будет происходить вне суррогатной матери, в лаборатории?

— Я себе этого не представляю. Но все зависит от прецедента. Если появившийся клон будет человеком, то у него должны быть все права и обязанности.

— Не смущает ли вас, что главным пропагандистом клонирования человека является религиозная секта раелитов, главная цель которой — достижение бессмертия?

— Я говорю только о настоящих ученых, которые занимаются клонированием. Каждый человек стремится к вечности, потому что он создан по образу и подобию Бога. Однако ни одна попытка достичь физического бессмертия на земле не увенчалась успехом. Единственный способ у человека достичь бессмертия — это развитие своего духовного и творческого «я». Моцарт бессмертен благодаря своей музыке, а все материальное на земле — не вечно.

— Не пытается ли человек занять место Бога, когда берется за создание себе подобных?

— Не думаю. Человек делает только то, что ему дано по его способностям Богом. В конечном счете Господь является причиной всего, что происходит. Клона создаст человек, но жизнь ему даст Бог. И тот, кто это понимает, не совершает грех, клонируя человека.

— То есть в конечном итоге клон тоже будет создан Богом?

— Да, конечно.

— Не кажется ли вам, что есть связь между вашим отношением к клонированию и каббалистическими представлениями о Големе — человеке, сделанном из глины и оживленным именем Божиим?

— Безусловно, нет. В Cредние века евреи в страхе перед бесконечными погромами и в ужасе от своего бессилия создали образ Голема. Они тогда не могли поверить, что способны сами себя защитить. И с тех пор раввины задаются вопросом, можно ли Голема считать членом общины.

Я бы сравнил клонирование с верой в воскресение из мертвых. В Библии и Талмуде есть много свидетельств о том, что многие из «спящих в прахе земли» пробудятся. Из неких остатков материи будет воссоздан человек. Не правда ли, напоминает клонирование?

Это позволяет мне говорить, о том, что клонирование — это та работа, которую делает человек по аналогии с тем, что творит Бог. Согласитесь, здесь есть какое-то сходство. Человек есть подобие Божие, и его деятельность может быть подобна божественной. Я уверен, что человек рожден для улучшения мира. Это его главная цель.

— Насколько ваши слова и убеждения разделяются в иудейской среде?

— Как ни странно, в ортодоксальной среде большинство раввинов меня поддерживают, а вот в среде консервативных и реформистских раввинов — отношение резко отрицательное. По их мнению, клонирование — это грех с морально-этической точки зрения.

— Каковы эти этические аргументы?

— Они говорят, что рожать ребенка должны отец и мать, ибо так сказано в Библии.

Тем не менее я глубоко верю: Господь является причиной всего, что существует или будет существовать.

Общество должно быть готово к переменам и предвидеть появление клонов. Это единственный путь выживания. Иначе мы до сих пор верили бы в то, что Солнце вращается вокруг Земли.

— Не может ли получиться так, что клон станет более совершенным, чем обычный человек?

— Вы знаете, у Творца получилось так, что женщина стала более совершенной, чем мужчина. А что получится у человека, это мы еще посмотрим.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru