Русская линия
Русский журнал К. Лученко17.12.2003 

Интернет по-православному

Православные верующие ставят свечки и подают записки «за здравие» или «за упокой» через интернет (moleben.narod.ru, www.liturgy.ru). Иногда смотрят трансляции богослужений или участвуют в интерактивных пресс-конференциях священноначалия. Перед тем, как пойти в храм, могут посмотреть расписание служб и карту проезда. Конечно, речь не идет о том, что информационные технологии вытесняют церковную жизнь, но, тем не менее, православный Рунет существует и играет все более заметную роль в функционировании Церкви как института.
Первые православные сайты появились в 1996 году. Но благословение патриарха православные юзеры получили только в 1997 году, когда Отдел внешних церковных связей открыл официальный сайт Московской патриархии, располагавшийся в те времена по адресу www.russian-orthodox-church-org.ru. Алексий II направил новому сайту приветствие, начинавшееся словами «дорогие братья и сестры, пользователи Интернета!», в нем говорится о важности освоения интернет-пространства.
В отличие от католиков, которые избрали святого — покровителя интернета (им стал святой Исидор Севильский), православные не торопятся определить, кому молиться, чтобы побороть интернет-искушения. Чаще всего советуют обращаться к святителю Феофану, затворнику Вышенскому, потому что в его житии сказано, что этот святой наставлял своих духовных чад по переписке.
Православный сегмент Рунета с самого начала развивался довольно бурно. В 1998 году, когда он насчитывал около 150 сайтов, информационно-исследовательская группа «Метафразис» провела первую конференцию «Православные ресурсы Интернет сегодня и завтра». Web-мастера, журналисты и священники пытались определить возможные направления развития православного Рунета. Основной вопрос, который волновал тогда авторов православных сайтов — можно ли рассматривать Сеть как миссионерскую территорию или православный сегмент станет своеобразным «гетто», не интересующим широкую аудиторию. Также вставал вопрос о том, будет ли Сеть использоваться только для распространения информации, преимущественно сверху вниз, или станет полноценной площадкой для общения.
На архиерейском соборе 2000 года патриарх призвал глав епархий развивать сферу ИТ: «Настало время подумать о создании в нашей Церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий. Это требует серьезной заботы правящих архиереев о необходимости приобретения современных технических средств связи. Разве так сложно купить компьютер, подключиться к сети Интернет и получать официальные церковные сообщения по электронной почте, распространяемые Службой коммуникации Отдела внешних церковных сношений, другими Синодальными учреждениями, некоторыми епархиальными управлениями?». К 2000 году православный сегмент насчитывал более 500 страниц. Уже стало ясно, что альтернатива «миссионерская территория — гетто» неактуальна, потому что тенденцией развития узкотематических сайтов, в том числе религиозных, стало формирование корпоративных (или в другой трактовке — «клубных») сред. Семинары и конференции, посвященные освоению православными интернет-пространства, регулярно проводятся в рамках ежегодных «Рождественских чтений».
В конце 2003 года православный сегмент Сети насчитывает около 1600 ресурсов. Он пережил несколько информационных войн, самая громкая из которых разразилась по поводу отказа от ИНН, когда несколько активных сайтов (www.zaistinu.ru, www.pravoslavie.ru) спровоцировали полемику, приведшую к созыву специального заседания Синодальной богословской комиссии. Несмотря на определения этого заседания, некоторые околоцерковные СМИ и организации до сих пор протестуют против штрих-кодов и ИНН и призывают к неповиновению светским и церковным властям.
Первая хакерская атака на православный сайт произошла вскоре после открытия сайта храма Христа Спасителя (www.xxc.ru) в августе 2000 года. Александр Дятлов, администратор проекта «Россия православная», который обеспечивает хостинг этого сайта, 24 августа по электронной почте получил письмо от человека, представившегося «хакером, которому предложили взломать сайт www.xxc.ru за деньги». После непродолжительной переписки они созвонились, и хакер сообщил, что не будет осуществлять взлом. Свое имя он назвать отказался, не назвал он и заказчика взлома. Дятлов убедился, что это была реальная угроза взлома, а не розыгрыш и не ложная тревога: хакер сообщил, что провел полный анализ системы безопасности «России Православной» и сообщил всю информацию о потенциально уязвимых местах, которые и были «залатаны». На этом проблемы www.xxc.ru не закончились. Умельцы скопировали контент сайта на «Храм.ру» (www.xram.ru), добавили несколько рубрик и повесили объявление о том, куда направлять пожертвования. Сколько пользователей «пожертвовали» — неизвестно. Через некоторое время, после ряда обличающих публикаций, сайт-двойник прекратил свое существование.

Однажды на православный сайт были наложены штрафные санкции: в феврале 2002 года web-представительство Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря на несколько дней было закрыто провайдером за рассылку спама. Монахи отправляли всем приглашение зайти на их сайт, не зная, что это так строго карается интернет-сообществом.

Существует несколько аннотированных каталогов ссылок на православные ресурсы, отражающие состояние православного Рунета на сегодняшний день. Прежде всего это www.sobor.ru/links, www.hristianstvo.ru, www.pagez.ru/links. Самыми посещаемыми остаются информационные сайты, главный из которых сайт Службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей (www.mospat.ru), который отметил 20 февраля 2002 года свой пятилетний юбилей, в третий раз поменял адрес и обновил дизайн. Сайт ОВЦС долгое время оставался единственным производителем новостей православия в интернете, на рассылку этого сайта подписаны редакции всех крупных СМИ, не только церковных, но и общественно-политических. Здесь собрана справочная информация о Церкви и краткая версия ее истории, опубликован Устав, Основы социальной концепции РПЦ, Основные принципы отношения РПЦ к инославию, определения Синода и другие документы. Новый дизайн этого сайта, выполненный довольно известной компанией «Web-мастерская», разрабатывавшей, например, дизайн «Полит.ру», — с моей точки зрения находится ниже всякой критики.

«Патриаршим сайтом» по праву считается «Седмица.ру» (www.sedmitza.ru), принадлежащий Церковно-научному центру «Православная энциклопедия». Несколько разделов этого ресурса посвящены патриарху Алексию, здесь собраны все его речи и выступления, фотоальбом, биография. Но этим содержание «Седмицы» не исчерпывается. Здесь есть колонка новостей, где ежедневно публикуются новости религиозной жизни, подготовленные информационными агентствами. Еженедельно на «Седмице.ру» размещаются расшифровки (текстовые версии) телепередачи «Православная энциклопедия». Исторические и социальные проблемы прорабатываются авторами всесторонне: щелкнув мышью, можно прочитать о любой проблеме «в свете веры», «в русле истории», «в цифрах и фактах», «в интересах нации» и «в зеркале СМИ». Некоторые вопросы освещаются еще и «в аспекте культуры» или «в контексте права».

В разделе «Религия» рейтинга «Рамблер» первое место в течение последних двух лет чаще всего занимает интернет-журнал Сретенского монастыря «Православие.ру», главный редактор которого — известный московский архимандрит Тихон (Шевкунов). Этот сайт был открыт в январе 2000 года и носил сначала название «Православие-2000». Первое время он вызывал настороженную реакцию пользователей из-за своих ура-патриотических и алармистских публикаций в стилистике «Русского дома». Однако в феврале 2001 года авторы сайта поддержали официальную позицию Синодальной богословской комиссии по вопросу ИНН, и стали публиковать гораздо более взвешенные и качественные материалы по остальным вопросам. С тех пор «Православие.ру» стабильно занимает верхние строчки рейтингов и имеет репутацию лучшего православного экспертного ресурса Рунета. Помимо новостей и комментариев к событиям религиозной и общественной жизни, на сайте регулярно публикуются исторические материалы, статьи по вопросам геополитики, социальной проблематики и культуры. Проповеди уважаемых священнослужителей прошлого и настоящего, рубрика «вопросы священнику», публикации современных богословов, патрологов и апологетов, интервью священников и общественных деятелей, еженедельные обзоры прессы — все это удерживает постоянных читателей и привлекает новых.

Один из лучших православных сайтов — «Образовательный портал Учебного комитета» (www.bogoslov.ru). Учебный комитет отвечает за подготовку священнослужителей и осуществляет «методическое руководство учреждениями профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви». Сайт Учебного комитета открылся год назад, но его наполнение идет медленно. Тем не менее, со временем этот портал должен стать ключевым интернет-ресурсом по вопросам православного образования, объединив информационные возможности Духовных школ. Уже сейчас он обладает уникальным контентом: здесь регулярно публикуются статьи лучших современных богословов, церковных историков, преподавателей и аспирантов духовных ВУЗов. На портале открыты несколько тематических страниц: «Церковь и молодежь», «Православие на Северном Кавказе», «Тюремное служение». Можно зарегистрировать бесплатный почтовый ящик в домене bogoslov.ru и быть уверенным, что в письма не попадет реклама виски и ночных клубов. Некоторой скандальности «Образовательному порталу» придает то, что дизайн разработан компанией Avalanche, прославившейся тяжбой с американской компанией Google Technology за право регистрации на свое имя домена google.ru.

Еще один яркий православный проект — «Епархия.ру». Сайт, изначально задуманный как интернет-представительство Казанской епархии, перерос в портал, предоставивший свою площадку еще нескольким епархиям Русской Церкви (Йошкар-Олинской, Бакинской), ВУЗам, школам и церковным СМИ. Это уникальный случай создания динамичного и развивающегося епархиального сайта, большинство остальных официальных сайтов, принадлежащих церковным структурам, нельзя поставить с ним в один ряд. Интересна история и мотивы создания проекта «Епархия», который возник из частной инициативы казанской фирмы «Экспресс-интернет», занимающейся разработкой систем управления web-сайтами. Руководитель компании Борис Сафин рассказывает об этом так: «Три года тому назад мы провели исследование уровня присутствия православия в интернете. Полученные результаты даже для нас были неожиданными — православие отставало в темпах освоения интернет-пространства от среднего бизнеса более, чем на 5 лет. Православных сайтов хоть и было больше сотни, но практически все они были созданы, прямо скажем, дилетантами — ни дизайн, ни целостность преподнесения информации, ни ее структура не выдерживали никакой критики. В ноябре 2001 года мы обсудили с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием результаты исследования и наши предложения по созданию сайта Казанской епархии. В тот же день владыка благословил создание такого сайта, и началась работа по подготовке информационного наполнения, привлечению к работе над сайтом энтузиастов из числа священнослужителей и прихожан. Для работы над проектом, который уже к тому времени получил название «Епархия», был создан Координационный совет проекта, руководителем которого и по сей день является архиепископ Анастасий. Через некоторое время к нам стали обращаться и из других епархий с просьбой помочь в организации епархиальных сайтов. Тогда были расширены рамки проекта. Теперь основной его задачей стала помощь епархиальным управлениям Русской Православной Церкви, православным монастырям, храмам и организациям в освоении интернета как одного из способов общения с верующими. А, вообще-то, немаловажную роль в нашем «становлении» сыграли два моральных аспекта:
— своеобразный патриотизм — желание чтобы наша, Казанская епархия в той сфере, где работает наша компания — освоении интернета, была по крайней мере не хуже других, а в идеале — самой лучшей, пионером.
— личность Владыки Анастасия, его умение общаться с людьми, сплотить их в команду, постоянная готовность к решению любых проблем не позволила нам ограничиться просто созданием сайта, а привела к постоянному активному участию в проекте «Епархия».
В целом Борис Сафин считает, что православный интернет как явление не состоялся, а
«основная проблема его становления — отсутствие концепции развития, базирующейся на анализе целевой аудитории, ближайших потребностей и текущих возможностей, определении конкретных этапов».

Мнение Бориса обоснованно, но не отражает текущей ситуации. Дело в том, что православный сегмент Рунета представляет собой во многом уникальное явление. У Церкви нет полноценного выхода на телевизионную аудиторию. С радио дела обстоят чуть лучше, но доля православных передач в эфире все равно ничтожно мала, не говоря уже об их качестве и том, насколько адекватно они представляют современную церковную жизнь. Церковная пресса, за редким исключением, распространяется на территории одного региона и отражает только местные, даже местечковые, проблемы, зачастую ошибочно принимаемые за реальное положение дел в Церкви. На сегодняшний день только интернет выполняет консолидирующую функцию, играя не последнюю роль в сохранении единого информационного пространства Церкви. Только отсюда православные узнают новости, только здесь могут поучаствовать в живой полемике и узнать мнение священноначалия по ряду острых вопросов. Сложилась парадоксальная ситуация: большинство материалов православных СМИ составляют перепечатки из интернета. В то время как для «светских» журналистов престижно перейти работать из электронного издания в офф-лайн, у тех, кто пишет на религиозную тему, единственный способ быть прочитанным — опубликоваться в одном из посещаемых интернет-СМИ. Поэтому качество контента ведущих православных сайтов очень высоко.
16 декабря 2003 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru