Аргументы и факты | В. Кожемякин | 17.12.2003 |
КРОМЕ того, обитель знаменита тем, что уже 14 лет как бы разделена надвое: здесь в одних монастырских стенах уживаются две общины — монашеская братия и светское население.
«Ну, за Спасителя!»
СЮЖЕТ с натуры: восемь утра, в Спасо-Преображенском соборе начинается литургия. Мимо Святых врат, ведущих во внутреннее каре монастыря, проходят туристы и паломники. Неподалеку трое мужиков похмеляются пивом. На их лицах появляется интерес, когда они видят иностранца. Один из пьющих с красивым русским, но опухшим лицом раскрывает объятия перед норвежцем с цифровым «Кэноном» на шее: «Рыба! Фиш! Три доллара!» Из кармана ватника он извлекает копченого сига, завернутого в полиэтилен. Норвежец, не теряясь, отступает на шаг и делает снимок. Охранник в униформе нехотя оставляет пост у ворот и, сжимая в руке рацию, направляется к группе. Мужики уходят. Иностранец-фотограф, меняя ракурс, снимает бледно-голубые купола.
День. Из Святых врат выходят два священника в клобуках и, обернувшись, крестятся на лик Спасителя из мозаики в стене. Один из них достает из складок рясы мобильный телефон и набирает номер. На пороге братской трапезной стоят отобедавшие монахи, потом расходятся по кельям. На скамейке отдыхают от дел реставраторы, восстанавливающие алтарь, иконостас и настенные росписи Верхнего летнего храма Преображения Господня. До этого они отделывали Константиновский дворец в Стрельне. На поле рядом с монастырем садится вертолет, которым управляет известный питерский ас Вадим Базыкин. По трапу из Ми-8 спускаются люди в черных костюмах: в обитель снова прилетел с визитом кто-то из «випов».
Всего на острове, по переписи 2002 года, около 500 жителей, в том числе полсотни монахов. Большинство мирян трудятся в 18 госорганизациях: лесхоз, детсад, школа, больница, дом культуры, почта, АТС и т. д. Криминала, как признается местный участковый, почти нет: украдут дрова, обворуют торговую палатку. «Асоциальных элементов» на острове человек сорок, они-то и есть непроходящая головная боль монастыря. Любой из монахов когда-нибудь «нарывался на грубость». Даже настоятель и игумен монастыря отец Панкратий (Жердев) помнит случай десятилетней давности, когда, по прибытии сюда из Троице-Сергиевой лавры, он поселился в келье, где за стеной жил один из самых отъявленных хулиганов на острове: «Он пытался вешаться, бил жену и любовницу железным прутом. Выносить это было тяжко, но Господь укреплял.» Летом валаамские «маргиналы» живут тем, что сбывают туристам сувениры и копченую рыбу — сига и ряпушку. Зимой, когда остров отрезан от Большой земли, бомжуют и гонят самогон из томатной пасты.
Два года назад в Сортавале построили 60-квартирный дом для валаамских переселенцев, который освятил Алексий II. Дом возвели в рамках Патриаршей программы возрождения Валаама, рассчитанной на 10 лет. Она предусматривает восстановление разрушенных храмов и скитов и переселение на материк 140 семей. Это событие разрядило обстановку на острове, но добавило проблем сортавальской администрации. В городке с населением 35 тысяч человек и дефицитом рабочей силы появились профессиональные нищие. А половину квартир в новом доме переселенцы обменяли на жилплощадь меньшего метража — ради доплаты.
Подлодка и кабриолет
ПОКА «монастырский» поселок расселяют, в обитель зачастила элита. У каждого свои манеры: когда, например, в 1994-м был Борис Ельцин, суета стояла на всей Ладоге. Первый президент России прилетел с эскадрильей из нескольких вертолетов по приглашению патриарха Алексия, который и встретил его на Святой земле. По описанию одного из местных экскурсоводов, события разворачивались так:
— Теплоход «Алтай» привез «батальон» охраны: отутюженные костюмы, белые сорочки. Под каждым кустом сидели, и Коржаков с ними. На пароме из Питера доставили несколько лендроверов. Развернули спутниковую связь, подводная лодка легла на дно Большой Никоновской бухты. На рейде встал катер «Альбатрос» с командующим Балтийским флотом. Там же и ночевал Ельцин. В монастыре его ждал торжественный прием: по левую руку от Святых ворот стояли казаки и кадеты, по правую — монахи и монахини из разных монастырей. Зазвонили колокола. Патриарх с хлебом-солью вышел навстречу. И тут толпа журналистов, смяв оцепление, рванула к президенту. Все смешалось, возникла давка. Охрана едва успела оттереть Ельцина от ходынки.
В этом смысле визит Путина в 2001 году был почти частным. Путин прибыл по собственной инициативе на яхте «Россия», ездил по острову на игуменском кабриолете с лошадьми и прошел пешком по главной монастырской дороге. Визит уложился в несколько часов. Охрана не зверствовала: можно было сфотографироваться с первым лицом государства и пожать ему руку.
Недавно Валаам посетил Евгений Примаков как член Патриаршего Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Ему показали отреставрированную Нижнюю церковь собора, где хранится главная святыня обители — мощи Сергия и Германа. Примаков прилетел на остров без охраны, поставил в храме свечку и переночевал в монастырской гостинице.
Три психологии
ЗИМОЙ Валаам бывает отрезан от Большой земли по месяцу и больше. Вертолеты летают редко: то нет погоды, то денег. Веерные отключения электроэнергии, задержки с зарплатой, нет почты. Подработать лишнюю копейку — проблема. Лекарства, продукты, предметы первой необходимости — все в дефиците: каждый гвоздь на остров приходится везти с материка. Когда в конце навигации от причала отходит последний экскурсионный теплоход, остров «вымирает». Тем не менее переселенцы все равно стремятся обратно на «малую родину»: «Нам там лучше!» А те, кто остался на острове, особенно семейные и пожилые, держатся за свое жилье и отказываются переезжать.
Старожилы острова считают, что над Валаамом кроме благодати тяготеет некий рок и беды «намоленной земли» начались еще задолго до 1917-го. Но даже за последние полвека многострадальная обитель натерпелась всякого. Впервые монахи ушли оттуда в 1940-м по настоянию финского правительства. В тот же год в оскверненном монастыре открылась школа боцманов и рота юнг. В 1944—1945 гг. на Валааме был колхоз, а через год в монастырские кельи начали свозить со всей страны инвалидов войны — человеческие обрубки. В 1965-м интернат сменила турбаза, и только в 1989-м иноки появились вновь.
А ирония судьбы нынешнего Валаама в том, что со времени возвращения монахов на архипелаг миряне и божьи люди теснятся в одном замкнутом пространстве, во внешнем каре монастыря. Молитва и «проза жизни» — стенка через стенку. В действительности на острове не одна и не две, а три психологии: тут — сериал по телику, детские коляски, там — горит лампада и бьют поклоны. А по экскурсионным маршрутам течет поток туристов — 3 тысячи человек в день. А кроме того, еще и «троевластие»: территория Валаама принадлежит администрации Карелии, его леса — государству, а монастырь — Русской православной церкви.
Когда я уезжал с Валаама, на ступенях Спасо-Преображенского собора беседовали двое иноков. «Ну и доколе у нас тут будет коммуналка?» — спрашивал один. Другой отвечал: «Терпи».
о. Валаам — Москва