Русская линия
Страна.Ru15.12.2003 

Нам наиболее близок царский святоотеческий путь
Духовенство РПЦЗ предлагает Московскому Патриархату сделать выбор

В США закончилось Всезарубежное пастырское совещание духовенства РПЦЗ (Л), сразу после которого начался Архиерейский Собор. Понимая всю важность и сложность ситуации, сложившейся в Русской Церкви, стоящей на пороге возможного объединения, делегаты совещания составили текст Обращения к Собору.

В Обращении, в частности, говорится, «нас созвали, в преддверии Архиерейского Собора, для обсуждения вопроса взаимоотношений с Церковью в России. В течение более 70 лет во всех храмах нашей Зарубежной Церкви за Божественной литургией возносились молитвы, которые имели для чад Русской Церкви особое значение, в словах которых словах выражались и наше желание, и наше молитвенное упование, да и наша боль.

Можно ли говорить о полном единомыслии на нашем Совещании? Были разные мнения, разные опасения. В начале Совещания мы не знали чего ожидать, многие приехали с определенными сложившимися мнениями, ощущалась напряженность. Постепенно мы начали друг друга более внимательно слушать, а если выражали несогласие, то это делалось большей частью с болью и любовью к Церкви Христовой, к правде.

Мы с большим интересом выслушали и оценили все доклады и узнали много нового о трагической истории Русской Церкви в XX веке. Особое внимание было уделено взглядам митрополитов Антония и Анастасия, а также святителя Иоанна Шанхайского и на церковное разделение. Мы постарались проникнуться не только их словами, но и их духом. Мы можем единодушно заявить, что единство двух частей Русской Церкви, в России и за рубежом — наше желание. Собеседования и общение на уровне архиереев, духовенства и мирян, которые уже в какой-то степени происходят, могут и должны продолжаться.

Есть ли в настоящее время препятствия к этому единству? На совещании были высказаны разные мнения по этому вопросу. Главные два препятствия „сергианство“ и экуменизм. В отношении первого, Церковью в России сделаны большие сдвиги. Истинность церковного пути Русской Зарубежной Церкви и Катакомбной Церкви признано, ибо противники пути митрополита Сергия в России были причислены к лику святых. Прославление этих святых в 2000 году является поворотным пунктом в экклезиологии Церкви в России, хотя до сих пор есть лица, внутренне сопротивляющиеся этому.

На Соборе 2000 года также был принят документ, где речь идет о том, что государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви и, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в повиновении. Это возврат к церковному святоотеческому учению в отличие от ложного толкования слова апостола Павла о „власти от Бога“ (Рим. 13, 1−7).

По вопросу экуменизма нами было признано, что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к этому явлению отрицательно. Продолжает вызывать сожаление членство Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей, особенно в центральном правлении этого „тела“, где наряду с епископом и духовенством Московской Патриархии состоит 8 женщин-„священниц“. Может быть выход Русской Православной Церкви Московского Патриархата из состава ВСЦ не так прост, но трудно себе представить, что единство с протестантским миром для Церкви в России важнее единства со своими русскими православными братьями и сестрами в зарубежье.

Помимо двух вышеупомянутых вопросов, окончательно не преодоленных, некоторым участникам нашего Совещания нелегко относиться с доверием к некоторым представителям Церкви в России. Это недоверие, а временами и страх, отчасти обусловлены отсутствием реального контакта с Церковью в России, а отчасти — действиями представителей Московского Патриархата. Однако, недоверие может быть преодолено как личными контактами, так и доброжелательными действиями со стороны представителей Церкви в России.

Мы, участники Всезарубежного пастырского совещания, сознаем, что наши прихожане неоднозначно относятся к вопросу взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Мы, будучи пастырями душ человеческих, не можем этого не учитывать, и обязаны с любовью и терпением относится ко всем вверенным нам душам человеческим. Враг рода человеческого желает нас разделить, и мы должны всеми силами сохранить свое внутреннее единство.

На Совещании было прочитано письмо Святейшего патриарха Алексия, обращенное к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви заграницей. В этом письме нас обнадеживают слова свидетельствующие о понимании Русской Зарубежной Церкви как части Русской Церкви, а также взаимно выраженное Патриархом покаяние за все те слова и действия, которые не содействовали примирению двух частей Русской Церкви.

Мы обращаемся к предстоящему Архиерейскому Собору с просьбой принять во внимание наши высказывания, переживания наших прихожан и резолюции епархиальных пастырских совещаний по вопросу взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Мы понимаем, что вопрос взаимоотношения с Церковью в России чрезвычайно трудный и перед нашим Архиерейским Собором стоят нелегкие решения. Как и в прошлом, так и ныне, нам наиболее близок царский святоотеческий путь по этому вопросу.
Окончательное разрешение взаимоотношений двух частей Русской Церкви должно иметь место исключительно на Всероссийском Поместном Соборе. Нам кажется, что мы должны стремиться именно к созыву подобного Собора и быть готовыми включиться в процесс его подготовки, вплоть до участия в предсоборной комиссии. Мы уверяем Вас, наших архипастырей, в нашей поддержке, в наших молитвах и умоляем Вас говорить одним голосом».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика