Русская линия
Правда.Ru Сергей Стефанов09.12.2003 

«Реквием».
«Мое сердце плакало, когда я работал над картиной»

«.В своем творчестве я в начале XXI века сознательно обращаюсь к Достоинству и Чести России, ее величию и святыням, чтобы не прерывалась серебряная нить нашей исторической памяти»
В.Н.Балабанов

Имя народного художника России Валерия Николаевича Балабанова широко известно любителям изобразительного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Его картины можно увидеть в галереях и музеях России, Европы и Америки. Валерий Балабанов — член Союза писателей России, академик Государственной академии славянской культуры и Международной академии духовного единства народов мира, автор Высшего полководческого ордена России и медали Жукова. За подвижнические труды в деле духовного возрождения России он награжден орденом Русской Православной церкви — Святого Благоверного Князя Даниила Московского.
«Творчество в моем понимании — род общественной исповеди. Я пишу картины типа философских притч, перед которыми зритель сам в спокойном созерцании что-то достраивает. Я как бы приглашаю его к сотворчеству. Для меня картина — это не только холст и краска, а прежде всего тот духовный мост, который соединяет сердце художника и душу зрителя», — говорит Валерий Николаевич.
И добавляет: «А Православная Вера — это та духовная высота, приближаясь к которой, я могу творить свой гармоничный мир в искусстве, и основа, позволяющая выжить в реальном мире в наше роковое время. Именно вера дает мне великое счастье осознать себя частью вечной России!.. „Непонятная русская душа“, к которой я имею честь принадлежать, выпестована русской историей и взращена русской культурной традицией, выстрадана Несением Креста и восхождением на Голгофу своей души. Лучшие произведения русской культуры созданы с душевной болью и соединены Святоотеческой Любовью! Это творческие исповеди! Понять такое невозможно, пока сам не повторишь этот крестный путь духовного исцеления. Русское искусство — это Имя Сострадательное!»

О последней картине «Молитва о моряках России» (триптих «РЕКВИЕМ»)
Валерий Балабанов:
Так случилось, что трагедия с атомной подводной лодкой «Курск» разыгралась 12 августа 2000 года во время проведения Архиерейского Собора во Храме Христа Спасителя. Собор причислил к лику Святых Государя Николая II, царскую семью и пятьдесят семь новомучеников.
А я, грешный, молился и о 118 погибших моряках на АПЛ «Курск», как о новомучениках Российских, душой воспринимая их подвиг как искупительную жертву. И более года я писал народную картину «Молитва о моряках России», осеняя ее Образом Святого благоверного воина Феодора Ушакова.
Мое сердце плакало, когда я работал над картиной «Молитва о русском воине», посвященной всенародной любви и памяти о новом мученике за Христа воине Евгении Родионове. Эта картина о прославлении всех сынов Отечества за подвиг мученичества, не предавших Христа и Россию, в сущности сораспятых Христу, стяжавших Венцы Святости.
По промыслу Божию эти картины-молитвы: «Вифлеемская звезда», «Молитва о моряках России», «Молитва о русском воине» образовали триптих «Реквием».
Все потрясения, катастрофы, глобальные кризисы являются следствием состояния души человечества, или, точнее, в его сопротивлении замыслу Творца. Все беды человечества от Безбожия! Душа человечества — дыхание Божие.
Именно поэтому я пишу картины-молитвы. Триптих «Реквием» — это «Покаянные Дни» моего Отечества, да и всего грешного человечества, которое в начале XXI века, как бы отгораживаясь от Божьего Мира, надевает на себя электронный шлем, погружаясь в глубины бесовских, наркотических галлюцинаций искусственного, клонированного, виртуального мира, терроризма и войн. И возникает извечный вопрос: «Быть или не быть?» жизни, любви, добру, гармонии и созиданию. И это я попытался выразить в своей картине «Вифлеемская Звезда"…
Морякам новомученикам Российским я посвятил картину «Молитва о моряках России
На дне Баренцева моря лежит атомный подводный крейсер «Курск», который символизирует и АПЛ «Комсомолец», и другие субмарины, трагически погибшие в пучине морской.
И не думайте, что на темно-синих лодочных робах две белые буквы «РБ» обозначают «радиоактивная безопасность», — нет, всему нашему народу следует их читать как молитву «Ради Бога»!
Центральное место в композиции занимает якорь — символ Веры, якорь — Крест Христов, Корабль — это Храм, увенчанный Крестом.
Нижняя часть якоря — корабль, изгибаясь образует подкову, кованые стрелы которой устремлены к Господу. А Искупительная Жертва Христа — Распятие на Кресте, символизирует сораспятие моряков, полных сил и любви к Отечеству, которые «смертью смерть поправ» стали новомучениками.
Завершается якорь наверху кругом, может быть спасательным или спасительным (от Спасителя), на котором должен быть терновый венец, но этот венец превращается в поминальный венок. Именно такие венки опускают на воду, прощаясь с погибшими моряками. Судьба — это суд Божий. Не как ты хочешь, а как Бог даст!
А души моряков символизирует полет чайки, соединяющей своими крыльями два Океана: Океан растревоженных небес и Океан водной стихии. Этот полет чайки вечен, как вечна Искупительная жертва Христа!
Глуше, глуше
Праздный гул,
Отдадим последний долг
Тем, кто богу отдал душу
Смолкли трубы,
Доброй ночи —
Вам, разорванные в клочья —
На посту.
Как гимн молитвенной памяти погиб.
И доносится с Небес духовный завет Святого праведного воина Феодора Ушакова — адмирала флота Российского: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России!»
Я смотрю в будущее со спокойствием сердечным — Россия вечна! Никогда нельзя забывать, что мы — народ-победитель, и вослед за Великой Отечественной бедой всегда грядет Великая Победа!

Из дневника В.Н.Балабанова
Рядом с моей мастерской один добрый человек посадил семя и из него вырос тополь. Другой, злой, отгораживаясь от мира и света, воткнул в землю металлические копья-забор. На своем жизненном пути они встретились. И копья стали пронзать тело дерева. Дерево, обволакивая острия копий, образовало живой Крест. И все это на моих глазах, в течение тринадцати лет! Но каждую весну дерево покрывается зелеными листочками. Воистину Древо Жизни! Поднимается ветер, шумит листва и, раскачиваясь, оно издает душевный скрип — дерево о металл!
Идет дождь и от ржавых пик по телу Древа текут кровяные слезы.
Я иду в мастерскую — здороваюсь с Древом Жизни, ухожу — прощаюсь! Это моя картина, которую, может быть, я никогда не напишу, но это Россия, это вы, это я, это мы все!
Труден в мире, Русь родная,
Был твой путь: но дни пришли —
И, в свой новый век вступая,
Ты у Господа моли,
Чтоб в сынах твоих свободных
Коренилось и росло
То, что в годы бед народных,
Осенив тебя, спасло.
Чтоб, в вождях своих сияя
Сил духовных полнотой,
Богоносица святая,
Мир вела ты за собой.
В свет — к свободе бесконечной
Из-под рабства суеты,
На исканье правды вечной
И душевной красоты.»
(1878. Аполлон Майков, «Завет Старины»)
В детстве мама называла меня ласково Лель. Лель — славянский Бог Любви. С любовью к Вам! Мир дому Вашему! Свет душе Вашей!
P.S.
Размышления Валерия Балабанова, любезно предоставленные им нашей редакции, над последним триптихом «РЕКВИЕМ» («Вифлеемская звезда», «Молитва о моряках России», «Молитва о русском воине»), читайте скоро в разделе «Наследие».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru