В последние дни внимание православной общественности приковано к готовящемуся Всезарубежному совещанию духовенства, которое будет проходить с 8-го по 12-го декабря в г. Наяке под Нью-Йорком. Ожидается, что на этом Совещании будет фактически решен вопрос о восстановлении евхаристического общения с Русской Православной Церковью. Грядущее воссоединение двух частей нашей Церкви — событие, по истине, историческое. Оно, несомненно, окажет благотворное влияние не только на ситуацию в Церкви, но и на духовную ситуацию в нашей стране.
Именно поэтому оно привлекает такое внимание со стороны православной общественности. В адрес Совещания уже направлен целый ряд посланий от православных мирян России и зарубежья.
Как и ожидалось, особенную активность проявляют всевозможные противники объединительного процесса. Главным образом, те клирики и миряне, которые в свое время по тем или иным причинам перешли в Зарубежную Церковь. Они, действительно, находятся в сложном положении. Их недавний разрыв с Матерью-Церковью (а этому нередко сопутствовали громкие обвинения и даже проклятия) в свете объединения превращается в бессмысленное деяние.
Наиболее четко и обстоятельно позицию этих людей озвучил известный историк и публицист Михаил Назаров в своем письме «
Объединяться не с Синодом МП, а с русским народом — для совместного противостояния царству антихриста», опубликованным недавно «Русской линией».
Господин Назаров вот уже десять лет живет в России, поэтому его мнение может выглядеть, как компетентная экспертная оценка по внутрицерковной и внутриполитической ситуации в нашей стране. Однако мы с сожалением вынуждены констатировать, что десятилетие жизни в России в этом отношении прошло для Михаила Викторовича даром, он не достиг того уровня компетентности суждения о ситуации в России, каковую он демонстрирует, к примеру, в еврейском вопросе. Мы не собираемся анализировать всё многостраничное письмо господина Назарова в адрес Совещания, разбирать все скрупулезно собранные им были и небылицы о Святейшем Патриархе Алексии II и Президенте России Владимире Путине. Мы хотим сказать о сути позиции Михаила Назарова и его единомышленников, от имени которых он говорит.
Господин Назаров изображает внутрицерковную ситуацию в России, как «борьбу церковного народа с погрязшим в сергианстве и экуменизме епископатом». Пафос его письма состоит в том, что РПЦЗ «объединяться нужно с церковным народом». Мы заявляем, что оценка господина Назарова по меньшей мере ошибочна. Его попытка выдать за голос церковного народа позицию нескольких вполне маргинальных изданий совершенно безосновательна. Наивность господина Назарова доходит до того, что он за чистую монету воспринял «шутку» главного редактора газеты «Русь Православная» К. Душенова, что его газета выходит тридцатитысячным тиражом. Вот, мол, какая мощная силища стоит за этой газетой.
Однако, Михаил Викторович, будучи человеком умным, понимает шаткость своей позиции в чисто религиозных вопросах. Поэтому, к списку «претензий к Московскому Патриархату» он добавляет политическую претензию — поддержку власти и лично президента Владимира Путина. Более того, он формулирует эту претензию, как «требование отказа от поддержки строителей глобального царства антихриста» и даже утверждает, что «это и есть общий знаменатель всех вышеописанных препятствий, которые взаимосвязаны именно в этом вопросе». Подразумевается, видимо, что определять, кто участвует в этом строительстве, а кто не участвует, будет сам Михаил Викторович.
Однако, мы хотим заметить, что прогнозы и оценки г-на Назарова не стали, и надеемся никогда не станут, частью православного вероучения. Писания господина Назарова — всего лишь одна из попыток формулирования православного взгляда на современные процессы и будущее развитие России и человечества. Его конкретные оценки не всегда основательны, зачастую спорны, они — предмет для дружественной дискуссии, но не более того.
Весьма показательно, что оценки президента Владимира Путина со стороны живущего в России Михаила Назарова и живущего за границей архиепископа Марка, столь разнятся. Читая филиппики господина Назарова в адрес Путина, порою складывается впечатление, что письмо написано каким-нибудь членом КПРФ (не хватает только ключевого понятия «антинародный режим»), а не ярым и последовательным критиком СССР. Увы, Михаил Викторович повторяет на свой лад зады коммунистической пропаганды.
Самое удивительное, что господин Назаров опасается, что если произойдет воссоединение двух частей нашей Церкви, то это станет .. «концом русской политической эмиграции». Но позвольте, а кому сейчас в России нужна русская политическая эмиграция? Мы в России уже прочитали архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Константина (Зайцева), Ивана Ильина, наконец. Прочитали, освоили. Низкий поклон русской эмиграции за то, что сохранила их творения, донесла до нас. Но теперь пора возвращаться домой, на родину. Дальнейшее существование русской политической эмиграции уже потеряло всякий смысл. Или Михаил Викторович от имени русской политической эмиграции собирается продолжать нас учить уму-разуму? Напрасный труд. Мы можем не намного хуже него разобраться в ситуации в России.
Господин Назаров считает, что за процессом объединения стоят политические и иные нерелигиозные интересы Священноначалия Русской Православной Церкви. Это — глубочайшее заблуждение. Вообще, абсолютно неконструктивно вести братский разговор в таком ключе: кому, что более выгодно. Очевидно, что архиереям господствующей в России церкви ни в имущественном, ни в моральном смысле не прибавится и не убавится от восстановления евхаристического общения со своими зарубежными собратьями. Нравственный авторитет Патриарха и большинства русских архиереев сейчас настолько высок среди верующих, что совсем не нуждается в зарубежных подпорках. Более того, кое-кто у нас только потеряет в результате возможного объединения. К примеру, ОВЦС со своим председателем митрополитом Кириллом (Гундеевым) во главе. Но даже и он нашел в себе силы не только не противиться начавшемуся мирному процессу, но и недвусмысленно высказаться в его поддержку.
Тем более, наше духовенство и миряне не имеют никаких других мотивов для восстановления церковного единства русского православия, кроме чисто идеалистических.
Объединение на самом деле очень нужно всем нам — русским православным людям во Отечестве и в рассеянии сущим. Оно нужно, прежде всего, для уврачевания кровоточащей в сердце каждого русского православного человека раны разделения нашей Церкви.
Редакция РЛ