Россию посетила делегация Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Это первая официальная встреча иерархов двух частей православной церкви, расколовшейся после революции. Напомним, РПЦЗ была учреждена православными священниками в Югославии в 1922 году, после того как Московский патриархат во главе с патриархом Тихоном был отрезан большевиками от своих зарубежных епархий. После декларации митрополита Сергия, в 1927 году признавшего «безбожную» власть, РПЦЗ прекратила всякие сношения с Московским патриархатом. В начале 90-х годов прошлого века Московский патриархат начал призывать РПЦЗ к объединению. Но зарубежные иерархи во главе с митрополитом Виталием, сторонником автономии, возражали против примирения, считая, что РПЦ, во-первых, слишком тесно сотрудничает со светской властью и, во-вторых, стремится объединить церкви, чтобы усилить свое влияние. Но когда осенью 2001 года главой РПЦЗ стал митрополит Лавр, еще в советское время высказывавшийся в пользу объединения, дело сдвинулось с мертвой точки. На встрече с делегацией РПЦЗ в патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря под председательством Алексия II разговор шел о возможности воссоединения. Решено, что уже в декабре этого года состоится Архиерейский собор РПЦЗ, который обсудит пути дальнейшего диалога, а в начале 2004-го запланирован визит в Москву самого митрополита Лавра. Тем не менее непосредственное воссоединение остается под вопросом. С одной стороны, все больше постсоветских эмигрантов за границей не делают различия между РПЦ и зарубежной православной церковью. Но вопросы о выборах иерархов и управлении церковным имуществом за рубежом остаются открытыми. И все же, как заявил патриарх, процитировав свое же письмо митрополиту Виталию, «если сосуд разбит, нужно собрать осколки и соединить их, чтобы вновь можно было пользоваться этим сосудом». Впрочем, только ли зарубежной православной церкви адресована эта метафора? Примечательно, что одновременно патриарх затронул и другую назревшую тему — отношения РПЦ с Ватиканом. Точки средостения между Святым престолом и патриархией обозначены как будто бы прежние. Дело в нюансах: сближение двух православных церквей — мощный аргумент в диалоге с Ватиканом.