Русская линия
РадонежСвященник Андрей Филлипс28.11.2003 

Быть или не быть единству с Москвой?

«Наш долг на чужбине, в разсеянии сохранивших жизнь,
и не знающих скорбей, которые истребляют родную
землю и ее народ, — быть едиными в христианском
духе, собранными под знаменами Креста Господня,
под сенью Православной веры, в уставах Русской Церкви».
(из обращения Митрополита Антония (Храповицкого) к Русскому Заграничному Церковному Собору,
8 ноября 1921 г.)
Делегация, включающая трех архиереев Зарубежной Церкви, готовится к исторической встрече с Патриархом Алексием II для переговоров о будущем двух разделенных частей Русской Православной Церкви, переговоров, которые вызвали в нашей среде значительные разногласия. С одной стороны, все сходятся во мнении, что с поворотной точки — тысячелетия Крещения Руси в 1988 году — произошли большие перемены как в самой России, так и во всем мире. Московская Патриархия стала гораздо свободнее, чем прежде. Она уже не та, что была в сталинские времена или даже в начале 80-х годов, когда даже такой крупный церковный деятель, как недавно почивший Митрополит Питирим Волоколамский, характеризовал компромиссы с властью как «ежедневное самоубийство» (свидетельство прот. Льва Лебедева). Убеждения Московской Патриархии и Зарубежной Церкви значительно сблизились.
Также все согласны с тем, что независимое существование Зарубежной Церкви всегда рассматривалось как временное и обусловленное обстоятельствами. Именно таково было содержание Указа Патриарха Тихона N362 от 7/20 ноября 1920 года.
С другой стороны, есть расхождения во взглядах на то, насколько свободна сегодня Московская Патриархия, как внутренне, так и внешне. В то же время некоторые убеждены, что по условиям существования Зарубежной Церкви она должна была объединиться с Московской Патриархией в 2000 г., когда в Москве были прославлены Новомученики, или даже ранее этого срока; другие полагают, что это должно произойти сейчас.
Согласно другим мнениям, время для объединения еще не наступило, поскольку Московская Патриархия все еще сохраняет явные черты советского влияния, и Зарубежная Церковь тем самым готовится обменять свою независимость на некие сомнительные земные блага. Выдвигаются опасения, что речь идет не столько о слиянии двух частей Церкви, некогда разрозненной политическими событиями ХХ века, сколько о захвате Зарубежной Церкви Московской Патриархией.
Иными словами, предмет дискуссии можно определить так: наступил ли момент для восстановления литургического общения между двумя частями Русской Церкви, или это намерение преждевременно?
Расхождения во взглядах вызвано отчасти и тем, что многие, вместо христианской молитвы и трезвого анализа конкретных фактов, пускаются в разсуждения о воображаемых предметах и неопределенных предсказаниях.
Как понимать происходящее?
Любая точка зрения в той или иной мере с неизбежностью основана на личном опыте церковной жизни. Прихожане имеют свой взгляд на события, причем точки зрения старшего и младшего поколений не совпадают, приходское духовенство — свой, более широкий взгляд, но в русских и нерусских приходах точки зрения также отличаются.
Только епархиальные архиереи имеют взгляд достаточно широкий, чтобы выйти за пределы личных или приходских частностей. Однако и епархии отличаются друг от друга составом верующих и духовенства.
Полезно поэтому вспомнить, что слово «епископ» по-гречески буквально значит «надзиратель», «обозреватель» — то есть тот, у кого есть целостное, глобальное видение. А поскольку Зарубежная Церковь действительно имеет всемирный характер, распространяясь на Северную и Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию, Западную Европу и т. д., ее епископы в самом деле смотрят на церковную жизнь в глобальном масштабе. В своих решениях они должны принимать в расчет все различные нужды верующих разных наций в разных частях света.
Естественно поэтому, что только Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, в результате консультаций с духовенством и верующими, способен принять решение об отношениях с Московской Патриархией, не ограниченное личными, приходскими или даже епархиальными рамками, а подлинно глобальное решение. Только Собору свойственно глобальное видение в духе истинного совета и соборности. Только те, кто несет бремя такой колоссальной ответственности, способны видеть и принять в расчет все глобальные нужды Церкви и церковного народа, всех наций, всех поколений, всех экономических и политических групп. Радонеж
Поэтому, какие бы планы ни выдвигались в Москве, ни рассматривались в ближайшие месяцы, ошибкой было бы в этой связи молиться об исполнении наших собственных желаний. Лишь об одном должны молиться духовенство и верующие: об исполнении святой Божией воли.
«Человек предполагает, а Бог располагает». Будем помнить, что мы не определяем Божию волю, а наоборот, зависим от нее. «Да будет воля Твоя!» — вот единственный верный путь для каждого.
  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru