Русская линия
Молодежь Эстонии Наталья Китам26.11.2003 

«Русский мiръ»
«Русские плохо способны и к солидарности, и к поддержке друг друга»

Юрий Кублановский, поэт, публицист, сопредседатель Союза российских писателей, заведующий отделом поэзии, редактор журнала «Новый мир», и Олег Карпухин, советник председателя Совета Федерации России, профессор, доктор социологии, автор 7 книг об эмиграции, поделились с Натальей Китам своими мыслями по поводу недавно прошедшей в Тойла конференции «Тютчевские чтения. Поговорим на русском».

— Что нужно сделать, чтобы в русской культуре начался ренессанс?
Юрий Кублановский: Такие вещи не делаются по заказу, не являются плодом усилий. Как это получается, что вдруг какая-то плеяда то ли художников, то ли поэтов выплывает на поверхность культуры в той или иной стране, это загадка и тайна.
На что мы должны все работать — стараться сохранять интеллектуальную культурную форму и по возможности приумножать ее, не давать, не позволять себе заниматься конъюнктурой, не продаваться. Вот несколько лет назад Александр Исаевич Солженицын написал мне замечательную фразу, что вместо красного колеса по России прокатилось желтое, и еще не известно, что страшнее. Если не поддаваться накату желтого колеса, тогда, может, и возникнет ренессанс — громко сказано, но во всяком случае, настоящее, большое явление, новое в литературе и вообще в культуре.
— Где ключевой момент в образовании?
— Конечно, что может быть важнее школы, что может быть важнее образования? Но образование должно быть такое, чтобы оно одновременно являлось и просвещением. Образование — вещь очень сложная, потому что можно научить дурному. Нужны нормальные, хорошие программы, которые знакомили бы молодых людей с действительными, настоящими образцами русской культуры, а то сейчас много хлама привнесли в программы. Дай Бог, чтобы в Эстонии русские школы сохранялись, а главное, углубляли качество своего преподавания.
— Что делать? Нам говорят, что мы говорим с акцентом, неправильно строим фразы, используем эстонизмы…
— Тут каждый сам для себя решает, то есть, конечно, очень тяжелая ситуация. Это же почти эмиграция, вы находитесь в другой стране, в другой культуре. Оптимизм может внушать близость России и то, что происходит такое взаимопроникновение, что вас все-таки очень много в Эстонии. Но вместе с тем с годами, с десятилетиями эта проблема будет только усиливаться, и вряд ли русские смогут сохранить себя, допустим, через 50 лет, в этом смысле я смотрю мрачно. Какие-то черточки национального характера, конечно, всегда будут оставаться, но понимаете, русские не очень солидарны. Есть разные народы, вот, например, евреи 2000 лет в России и сохранили себя и всегда готовы постоять за себя в любой точке земного шара. Русские, к сожалению, не такие, в значительной степени потому, что за столько лет после катастрофы 1917 года многих лучших людей перемолола история. В 1917 году, конечно, пала русская цивилизация в ее классическом варианте, сейчас русский народ тяжело болен и сам находится в кризисе. Но через собственную душу, через собственное средце, через собственный интеллект надо выполнить свой долг, а дальше пусть другие сделают лучше, если смогут.
— Но существует позиция, и ее разделяют некоторые современные ученые, что соотечественники за рубежом, в частности в Балтии, это возможное соединение России и Западной Европы, модель выживания в этой ситуации мультикультурной, многоязычной диаспоры.
— Любая проблема имеет несколько уровней. Если говорить о социально-экономическом аспекте, может быть, это и так, если говорить о высшем, духовно-религиозном, о предназначении народа, то тут дело обстоит гораздо сложнее, деликатнее.
— Иудаизм по своей сути направлен на сплочение. Чего стоят соблюдение кошера, еврейские браки? А православие по своему духу способствует сплочению русских на чужбине?
— Прожив столько лет во Франции и вообще в эмиграции, я думаю, что все-таки, да. Если бы не было православной церкви, то русские бы вообще рассеялись. Существует приходская жизнь, она одна практически и существует там, в дальнем зарубежье. Журналы русские и газеты там никому не нужны, все можно издавать на родине, где сейчас свобода. Миссию свою просветительскую и политическую они уже выполнили.
Единственно реальная возможность русских почувствовать плечо друг друга — это приходская жизнь.
— Возможен ли «Русский мiръ»?
— Русский мир в мире? Надо сначала в России его построить. Я не скажу сейчас, что власть в России принадлежит русскому человеку, это космополитическая олигархия у власти сейчас, компрадорско-олигархический режим. Так что надо отстроить русский мир в России, а потом думать о чем-то глобальном. Все эти тютчевские идеи о русском Константинополе, это все дело вчерашнего дня. Обустрой свою жизнь, а потом все остальное.
— Сохранится ли русская культура в Эстонии через 50 лет?
Олег Карпухин: Да, я просто уверен, что так оно и будет, и порукой тому прошедшие 10 лет, которые мне показали, что не все так драматично, как показывают СМИ. Великая русская речь жива, живет и будет жить. А что касается культуры, то если уж сохранилась культура ацтеков, если существует прекрасная традиция древнегреческого и латинского языков, то, я думаю, вся семиотика русской культуры будет жить в любой стране, какие бы меры по ее пресечению ни принимались, это нечто особое, что разливается в нашем сознании, менталитете любого человека, который даже старается забыть, что есть такой феномен — культура. Какой бы этноцентризм ни был, где-то на маргинальном уровне будет уходить культура, но она и должна там уходить, но на уровне роскоши человеческого общения, на уровне высоких духовных проявлений культура никуда не уйдет. «Русский мiръ» как философское понятие существует давным-давно, и те люди, которые идентифицируют себя в рамках русской культуры, они чувствуют себя вполне комфортно, хорошо и достойно.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика