Русская линия
Правда.Ru22.11.2003 

У входа в гавань
Независимое плавание Зарубежной Церкви подходит к концу?

Известна старинная история про двух братьев, долгое время живших друг с другом в любви, согласии и мире. Дьявол никак не мог поссорить их; но однажды, когда на ветку за окном их кельи села птица, ему удалось слегка затуманить взгляд обоих братьев.
— Смотри, — сказал один, — прилетел голубь.
— Да что ты? — откликнулся другой, — это же ворона.
— Ничего подобного, самый обычный голубь! — и последовала ссора, за которую им впоследствии было весьма стыдно.
Сегодня многие, как за границей, так и особенно в России, видят здесь аналогию давнего конфликта между Русской Православной Церковью в России и за рубежом, конфликта, который по Божией милости и молитвам святых мучеников ХХ века сегодня подошел к своему разрешению. И в самом деле, как многократно повторяли архиереи с обеих сторон, Зарубежная Церковь по самой своей природе — часть Русской Православной Церкви. Никаких причин для разделения между ними нет. На сегодняшний день осталось лишь несколько предметов, относящихся главным образом к прошлому, на которые можно смотреть с разных точек зрения, видеть и оценивать их по-разному.Это должно вести нас к обмену мнениями, к расширению исследовательской и просветительской работы, но никак не к ссоре, не к разрыву канонической связи и молитвенного общения…

Из всякой аналогии можно извлечь двоякую пользу: во-первых, увидев сходство между предметами, прояснить один с помощью другого, и во-вторых лучше понять особенность каждого из них за счет уточнения различий. Так и в примере со спором между двумя братьями: в отличие от него, первоначальные причины разделения в нашей Церкви были весьма глубокими и серьезными. Важные разногласия (в частности, о взаимоотношениях с гражданскими властями) были рассмотрены в принятой в 2001 г. Социальной Концепции Русской Православной Церкви, что в большой мере способствовало их преодолению.
Итак, воссоединение достигнуто? Не вполне. Самонадеянность и неосмотрительность могут только повредить делу. Священник Джордж Лардас из Стэнфорда, шт. Коннектикут, один из самых образованных и вдумчивых священнослужителей Зарубежной Церкви, в своем обзоре текущих событий высказывается следующим образом: «Буря утихла… Корабль Русской Зарубежной Церкви подошел к самому входу в гавань. Неужели мы разобьем его о камни и погубим надежду на воссоединение?»
Чтобы этого не случилось, надо ясно видеть опасности, которые подстерегают церковный корабль у входа в долгожданную гавань. Хотя никаких внешних факторов, политических или иных, которые некогда препятствовали церковному единству, больше не осталось, опасностей тем не менее немало, и все они — внутри нас самих. Все они так или иначе связаны с человеческими слабостями, пристрастиями и грехами, значение которых в таком сверх-ответственном деле резко возрастает: ведь единство Церкви достигается не столько указами архиереев, сколько усилием сердец простых верующих.
Опасность.1, самая распространенная и в России, и за рубежом — это недостаток знаний друг о друге, неосведомленность и прямое невежество. Именно на этой почве всходят семена неприязни, враждебности и высокомерия, как оставшиеся печальным наследием прошлого века, так и всеваемые наново врагами Церкви. К счастью, преодолеть эту опасность совсем нетрудно, и современные СМИ в лице их лучших представителей, в том числе и сетевых, оказывают здесь немалую помощь.
Другая опасность, связанная с первой и характерная для России — поверхностный и формальный подход к делу. «Почему зарубежные архиереи давно не подчинились Московской Патриахии?» — спрашивают у нас тоном капризного подростка. Те, кто возьмут на себя труд поближе познакомиться с историей и жизнью ЗарубежнойЦеркви, безусловно, найдут ответ на этот далеко не риторический вопрос.
У зарубежных верующих — свои типичные опасности. К их числу можно отнести такие черты характера, как упрямство, индивидуализм и чувство собственности."Это наша Церковь!" - говорят они, словно речь идет о чемодане, — «зачем нам отдавать ее под контроль Москвы?…"Таким людям полезно будет прояснить свое понимание Церкви и убедиться в том, что она прежде всего — Божия, а потом уже наша.
Есть и еще одна опасность — склонность некоторой небольшой части прихожан и духовенства Зарубежной Церкви к политическим интригам и «активизму».Это один из горьких плодов омирщвления, уподобления церковного сознания окружающему нецерковному миру. Впрочем, такие политики, если они еще не покинули Русскую Церковь, всегда могут это сделать: «юрисдикций» в наше время хватит на всех с избытком.
Как видно, все эти трудности у входа в гавань можно преодолеть и успешно завершить долголетнее, полное тревог и скорбей независимое плавание Зарубежной Церкви. Но русскому Православию за рубежами России не приходится рассчитывать на бездействие: его ждет новый исторический подвиг — проповедь и укрепление святой веры в странах Западной Европы и Америки, еще совсем недавно относившихся к сфере христианской цивилизации. Однако это уже предмет отдельного разговора.
Иеродиакон Макарий, Иваново, -специально для «ПРАВДЫ.Ру»

От ред.:
Православные жители Закарпатья, земляки нынешнего первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, призвали его и патриарха Московского и всея Руси Алексия II сделать все для скорейшего воссоединения Русской Церкви. Как сказано в Обращении Карпато-Русинского общества святых Кирилла и Мефодия: «Мы готовы не просто молиться, но и стать помощниками в деле восстановления братского общения. Ведь Подкарпатская Русь — это островок Православия в центре Европы, на котором действует более 600 приходов и 30 монастырей, всегда находилась в общении и с Русской патриаршей, и с Русской зарубежной церковью». Визит иерархов Зарубежной церкви в Россию завершился сегодня утром. Ожидается, что в начале будущего года Москву посетит и сам митрополит Лавр.
Читатель и друг, выскажи свое мнение по данной проблеме! Аргументированные мнения обязательно будут опубликованы.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика