Утро.Ru | Андрей Сильвестров | 24.11.2003 |
Усадьба Дубровицы в конце XVII в. перешла к князьям Голицыным, имевшим огромное влияние при царском дворе. В частности, князь Б.А. Голицын, при котором и создавалась церковь Знамения, был воспитателем молодого Петра I. Сам же Петр присутствовал при закладке храма, которая состоялась 22 июля 1690 года. Строилась церковь почти 14 лет, впрочем, архитектурный облик ее в общих чертах сложился уже к 1697 году. Однако даже после освящения в 1704 г. работы над художественным убранством продолжались еще некоторое время.
Перейдя мост, мы оказываемся собственно в Дубровицах. Вверх от площади аллея ведет к усадебному дворцу. Изначально выстроенный в стиле барокко, в начале XIX в. он был перестроен с целью замены его оформления с барочного на классицистическое; примерно в то же время западнее дворца был разбит парк. Однако из-за последующих множественных достроек и перепланировок чистота архитектурного стиля оказалась нарушена. Тем не менее, дом (с недавних пор в нем размещается районный ЗАГС) продолжает считаться памятником, хотя в настоящее время отреставрирован только Гербовый зал. Впрочем, мы ехали сюда вовсе не ради этого перестроенного здания: конечная цель нашего визита — чуть поодаль.
Пройдя мимо усадебного дома, подойдем ближе к храму. Возле входа нас встречают статуи Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Скульптуры выполнены резьбой по камню; в качестве исходного использовался местный материал — известняк, и за триста лет ветер и вода изрядно потрудились, внеся свою лепту в создание облика святых. Статуям у западного входа повезло более других — это единственная полностью сохранившаяся скульптурная группа: ранее южные двери охраняли святые Петр и Павел, а с севера — Борис и Глеб. Природа и страсти людские, особенно века двадцатого, стали основными причинами, приведшими к их разрушению. В то же время, несмотря на явно западноевропейский облик церкви (представляющей собой ярчайший образец барокко), авторами скульптурных изображений святых были русские мастера-каменотесы; к сожалению, история не донесла до нас их имен.
В плане церковь представляет собой равноконечный крест с закругленными концами, каждый из которых состоит из трех граней с плавными переходами. Впрочем, при первом знакомстве на эти тонкости, как правило, просто не обращаешь внимания — настолько приковывает взгляд необычная общая архитектурная концепция храма и замысловатые лепные и резные украшения фасадов. Со всех четырех сторон здание окружено фигурными лестницами, ведущими на открытую террасу (паперть). Цоколь, как и все здание, сложен из блоков известняка и обильно украшен резными узорами — листья, виноградные лозы, кисти, стебли.
В качестве наружной отделки стен использован регулярный рисунок — нарочито подчеркнутые швы между белыми кирпичами. Прямоугольники белых камней гипнотизируют и успокаивают; с другой стороны, в поисках чего-либо более занятного взгляд скользит от цоколя к завершению первого яруса с богато выполненным карнизом. Лепестки и цветы, резные узорчатые листья, раковины… Помимо традиционных растительных узоров, покрывающих также все пилястры и арки, привлекают внимание фигуры крылатых существ, ангелов и святых, смотрящих во все стороны. Обилие скульптурных изображений наводит на мысль о католическом храме (что-то итальянское, венецианское присутствует в нем), однако, безусловно, русским является его оглавление: ажурный купол, увенчанный позолоченным крестом… Царская корона — во всяком случае, других ассоциаций у русского человека просто не возникнет…
Фигурная лестница-каскад словно приглашает нас заглянуть внутрь. Привлекает внимание резной деревянный иконостас, также много в интерьере скульптур и барельефов. Сложнейшие лепные и резные орнаменты… Здесь еще продолжается реставрация, однако по выходным и праздничным дням в храме проходят службы. В 1990 г. это уникальное здание собирались использовать в качестве музея. Однако свыше было угодно, чтобы храм использовался по своему первоначальному предназначению.
Такова дубровицкая церковь Знамения, церковь-игрушка, в архитектуре которой органично перемешались достижения древнерусского зодчества и традиции западноевропейского (венецианского) барокко. По выразительности архитектурного облика этот уникальный памятник трудно сравнить с каким-либо другим храмом Подмосковья. Сколько же труда, сколько души было вложено в эту постройку! Кто-то очень точно заметил, что здание храма словно бы вырезано из дорогой слоновой кости и походит на тончайшую работу мастера-ювелира, заключенную в бронзовую оправу…