Ярославская неделя | Роман Кирдяшев | 19.11.2003 |
— Я отстал от жизни на целую неделю, — с такого неожиданного признания начал свою речь диакон. — Все прогрессивное человечество уже посмотрело третью серию «Матрицы», а я еще нет. Тем не менее, я хочу поговорить с вами об этом фильме.
Сказано было сильно. Две «Божьи сестры» бальзаковского возраста, сидящие рядом со мной, засопели и нервно задвигались. Благостное выражение с их лиц куда-то улетучилось. Судя по всему, ни про какую «Матрицу» они никогда не слышали.
— Главный герой этого фильма, Нео, жил как бы во сне, — продолжал диакон. — Но потом он проснулся и увидел мир таким, какой он есть на самом деле, — мерзким и некрасивым. И это очень хорошо. Если человек очнулся ото сна и увидел вокруг себя мерзость — значит, он уже встал на путь исправления.
Дальше — больше. «Соратник» Нео назвал «Матрицу» христианским фильмом, потому что его герои осознали, что они жили в мире иллюзий.
— Представьте ситуацию, — говорил Кураев. — Останавливается возле моего храма шикарная машина, а из нее выходит хорошо одетый мужичок. Я думаю: «О, Господь мне спонсора послал!» И тут же начинаю раскручивать этого мужичка на бабки: «мол, крыша в храме прохудилась, батареи текут и так далее». А на самом-то деле никакой он не спонсор. Он просто помолиться зашел. Вот я и говорю: нужно отличать свои иллюзии от того мира, который окружает нас на самом деле.
Уяснив для себя, что весь мир — это компьютер, а люди в нем — батарейки, тетеньки в платочках облегченно вздохнули. И приготовились слушать о более близких и понятных вещах. Но не тут-то было: разобравшись с «Матрицей», Кураев завел разговор про рок-музыку вообще и группу «Алиса» в частности.
— Кинчев сейчас очень изменился, — уверял диакон, — Он не устраивает концертов в посты, то есть несет финансовые убытки. Мало того, став православным, он пожертвовал своими поклонниками: большая часть «Армии «Алисы» ушла от него к «Королю и Шуту».
Кто-то из зала высказался в том духе, что песни у Кинчева нынче слишком пафосные. Вот другое дело, группа «Ленинград» — они хоть и матершинники, да зато поют искренно и с душой.
— Сергей Шнуров раньше был семинаристом, — строго заметил диакон, — а теперь он движется навстречу своей пастве. То есть деградирует. А Кинчев движется прямо в противоположную сторону. Даже мне ни разу не удалось склонить его выпить.
Взрослая часть аудитории окончательно запуталась в том, кто такая «Алиса», и куда она движется. Удовлетворенный диакон закончил свое выступление, и из зала на сцену запорхали бумажные голубки записок. Спрашивали, как сочетается религия и творчество, где сейчас находится Сатана и за кого нужно голосовать на ближайших выборах. Сатана, отвечал Кураев, возможно, сидит где-то рядом, а свой голос на выборах нужно отдать тому, кому он действительно поможет.
В заключение Андрей Кураев с радостью сообщил, что недавно он прочитал очередную, пятую книгу про Гарри Потерра. И остался очень доволен.
— На русском эта книга еще не вышла, но я читал ее на языке оригинала, — сказал он. — Предыдущие четыре книги были похожи одна на другую, но пятая — это нечто особенное. Это очень серьезный роман.
Такая осведомленность вполне объяснима: Кураев не только защищает детского кумира от нападок христиан, но и пишет об этом книжки. Брошюру «Гарри Поттер в церкви между анафемой и улыбкой» можно было приобрести перед его выступлением. По сходной цене.