Плечи развернуты, грудь колесом, юный солдат стоит, как на параде. Камуфляж, до блеска начищенные башмаки, на плече автомат, вокруг головы нимб.
У него лицо человека, для которого долг это все. Нелегко быть солдатом — и святым.
Портреты этого молодого человека, Евгения Родионова, расходятся по России. На одних он в форме, на других в облачении, на одних он вооружен, на других держит крест, но всегда с нимбом.
Это новый неофициальный святой, жертва войны в Чечне, канонизированная не Русской православной церковью, а народным поклонением.
Его портреты — это иконы, почитаемые в домах и церквях, где рядовой Родионов стал предметом культа, похоже, утоляющего националистическую жажду народного героя.
На одной из икон он изображен похожим на средневекового русского рыцаря. На другой он, в военной форме, включен в групповой портрет последнего царя и его семьи под взглядом Иисуса.
Церковные власти называют это нарушением религиозных законов. Святость — это не популярность, а иконы — не предвыборные плакаты. Процесс канонизации, говорят они, долог и сложен, и осуществлять ее может только церковь.
Но иногда случается так, что символическая фигура становится средоточием чувств, господствующих в определенный момент, и превращается в народного святого, и возможно, это первый шаг к официальной канонизации.
История рядового Родионова, рассказанная в брошюрах, песнях, стихах, проповедях в интернете, стала притчей о набожности и русском национализме. Рассказывают, что молодой солдат семь лет назад был убит мусульманскими повстанцами за то, что он отказался отречься от своей религии и снять с шеи маленький серебряный крест.
По словам его матери, именно такую историю рассказали ей убившие его повстанцы, которые затем, за 4 тыс. долларов, отвели ее на место, где они его закопали. Ночью она выкопала тело. Среди костей был блестящий в свете фонарика крест, с маленькими пятнами крови на нем.
«19-летний Евгений Родионов прошел через немыслимые страдания, — говорится в панегирике, размещенном на одном из националистических сайтов, — но не отрекся от православной веры, а подтвердил ее своей мученической смертью. Он доказал, что сегодня, после десятилетий воинствующего атеизма, после многих лет необузданного нигилизма, Россия, как и в прежние времена, способна рождать мучеников за Христа, а значит, она непобедима».
Когда история начала распространяться, в маленькой деревне к западу от Москвы, где его мать, 51-летняя Любовь ухаживает за могилой на склоне холма у старой белой церкви, стали появляться паломники.
Некоторые ветераны в знак уважения оставляют у могилы свои медали. Люди, попавшие в беду, пишут записки, прося его о заступничестве.
В одной из церквей недалеко от Петербурга его изображение в полный рост стоит у алтаря рядом с иконами Богородицы, архангела Михаила, Иисуса и Николая II, последнего царя, канонизированного три года назад.
Александр Макеев, офицер-десантник, возглавляющий фонд помощи солдатам, говорит, что видел солдат, преклоняющих колени в молитве перед образом рядового Родионова. «Эти дети в Чечне чувствуют, что их бросило государство, бросили их командиры», — заявил он газете «Московский комсомолец».
«Они не знают, кого просить о помощи, но понимают, что Женя — один из них, — сказал он. — Можно считать, что он первый солдат-святой».
Среди фотографий сына, которые Родионова раскладывает на столе в кухне, несколько ламинированных открыток, из тех, что некоторые солдаты носят с собой на счастье. На открытках его изображение и молитва.
«Мученик Евгений, Господи, в своих страданиях получил от тебя, Бог наш, венец. Твоей силой он ниспроверг своих мучителей, победил высокомерие демонов. Его молитвами спаси души наши».
Мать рядового Родионова и другие верующие говорят, что иногда от его икон исходит святой аромат, как от самых чтимых православных икон.
По словам Родионовой, икона, находящаяся у нее в доме, иногда мироточит. «Когда это происходит, а я планирую поездку, я эту поездку откладываю, — сказала она. — Икона дает мне знаки».
Родионова рассказала, что смогла найти тело сына и узнать, как он погиб, во время затишья в войне, когда повстанцы за большие деньги возвращали пленных и тела тех, кого они убили.
По ее словам, они рассказали, что в 1996 году захватили в плен его и еще трех солдат, охранявших блокпост, и 100 дней держали их в подвале перед тем, как казнить.
Рядового Родионова, по ее словам, убили после того, как он отказался снять крест и отречься от своей веры.
Мать рассказывает, что рядовой Родионов гордился тем, что носит военную форму и выполняет свой долг перед страной. Но на самом деле он всегда мечтал стать поваром.