НГ-Религии | 19.11.2003 |
— Отец Леонид, как Американская Автокефальная Православная Церковь смотрит на проблему взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ?
— Как ни горько это признавать, две Церкви, бывшие когда-то единым церковным организмом, находятся в расколе. Раскол — это всегда грустно. Поэтому наша Церковь с радостью и большой надеждой воспринимает любое движение к взаимному примирению.
— Считаете ли вы, что визит делегации РПЦЗ в Москву — это первый шаг к примирению и возможному объединению?
— После встречи главы РПЦЗ митрополита Лавра с главой РФ президентом Путиным произошли некоторые перемены в отношениях РПЦ и РПЦЗ. Мы это только приветствуем. Тот факт, что встреча состоялась, что отзывы зарубежных иерархов были положительными, что митрополит Лавр принял приглашение посетить Россию и что в Москву менее чем через два месяца прибыла делегация РПЦЗ, свидетельствует о начале какого-то качественно нового процесса.
— Каковы, на ваш взгляд, главные вопросы, которые должны быть решены в ходе предстоящего диалога?
— Главный вопрос — какой будет формулировка примирения и форма воссоединения РПЦ и РПЦЗ. Восстановление евхаристического общения? Полное слияние? Наделение РПЦЗ статусом автономии или ее полуавтономное существование в Митрополичьем округе?
Когда в апреле нынешнего года было опубликовано письмо Патриарха Алексия II с предложением создать в Западной Европе Митрополичий округ, американские круги РПЦЗ отреагировали на него крайне осторожно. На мой взгляд, РПЦЗ хочет остаться церковной единицей, которая будет иметь собственное управление. И я не знаю, захочет ли она на данном этапе влиться в какой-то более широкий организм.
— Не могли бы вы рассказать об отношениях между Автокефальной и Зарубежной Церквами в США?
— Америка — большая страна. У нас есть как примеры нормальных отношений между Американской и Зарубежной Церквами, так и примеры их полного отсутствия. Евхаристического общения у нас нет, но на церковном и человеческом уровне отношения в целом хорошие, и мы хотели бы их дальнейшего развития.
Отмечу, что для Американской Автокефальной Православной Церкви отношение к РПЦЗ не является какой-то болезненной темой. У меня порой складывается впечатление, что в России, в силу нехватки информации, существует тенденция считать РПЦЗ очень многочисленной и мощной Церковью. Это не совсем соответствует истине. Действительно, Зарубежная Церковь — это живой организм с небольшим количеством сильных и жизнеспособных общин. Но при этом основная масса — это слабые, неактивные, «неполнокровные» приходы. В целом РПЦЗ насчитывает, если я не ошибаюсь, около 250 приходов по всему миру, что не так уж много.
— Скажется ли сближение Зарубежной Церкви с РПЦ на ее отношениях с Американской Автокефальной Православной Церковью?
— Вслед за вопросом о примирении и восстановлении евхаристического общения между РПЦ и РПЦЗ обязательно последует вопрос о евхаристическом общении РПЦЗ с остальными Православными Церквами, в том числе и с нашей Церковью. В первую очередь здесь могут возникнуть определенные сложности с Константинополем, с которым, как и с Москвой, РПЦЗ до последнего времени категорически отказывалась от всяких контактов.
В частности, Зарубежная Церковь обвиняла Константинопольский Патриархат в экуменизме, модернизме и других «грехах» и «ересях». И если, сближаясь с РПЦ, она по-прежнему будет отказываться от аналогичного общения с Константинополем, то выглядеть это будет по меньшей мере экклезиологически непоследовательно.
Что касается позиции нашей Церкви, ее всегда будут интересовать отношения РПЦЗ с другими Православными Церквами, а также с их епархиями и приходами в Северной Америке. Межправославные отношения на этой территории должны развиваться, поскольку будущее православия в Америке, на мой взгляд, — это путь к единству и созданию единой Поместной Церкви. Произойдет ли это через 10 или 100 лет, я не знаю, но уверен, что иного пути у нас просто нет.
— Известно ли вам отношение рядовых прихожан РПЦЗ к вопросу о воссоединении с РПЦ?
— Как правило, те, кто приветствует воссоединение — это люди, которые и раньше выступали за сближение с Московским Патриархатом. Все остальные заняли выжидательную позицию, потому что никто не знает, что делать дальше.
— Вы уже упоминали встречу митрополита Лавра и президента Путина. Если бы она не состоялась, как долго пришлось бы ожидать начала сближения двух Церквей?
— По-моему, самый важный фактор здесь — это не Путин. Главное — что приглашение Патриарха Алексия II было официально принято митрополитом Лавром. Инициатива президента России увенчалась успехом потому, что РПЦ и РПЦЗ были готовы к этому заранее. Поэтому не стоит приписывать этой встрече решающий характер. Но то, что Путин задал определенный контекст и тем самым помог сдвинуть процесс с мертвой точки, достойно похвалы.
— Почему, на ваш взгляд, на этой встрече не было официальных представителей Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, а присутствовал только наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон Шевкунов — лицо неофициальное?
— Я не знаю подробностей, но я знаю отца Тихона. Вероятно, здесь сыграл роль его прямой и непосредственный контакт с Владимиром Путиным. Кроме того, я не сомневаюсь, что у отца Тихона были необходимые полномочия для участия в этой встрече, а также благословение Патриарха Алексия II и председателя ОВЦС митрополита Кирилла. Как и президент Путин, отец Тихон оказался посредником в данной ситуации. А официальные переговоры иерархов двух Церквей еще впереди, и решения по всем важным вопросам будет принимать Церковь, а не отдельные лица, будь то миряне, священники или епископы.