НГ-Религии | Архимандрит Августин (Никитин) | 19.11.2003 |
Восстановлением базилики занялся знаменитый рыцарь Танкред (ум. в 1112 г.). За свою храбрость он получил от предводителя Крестового похода Готфрида Бульонского в ленное владение Галилею — от Хайфы до Тивериады. Танкред восстановил базилику, частично использовав остатки прежней.
Как известно, в 1054 г. произошел раскол между Западной и Восточной Церквами, не упраздненный и доныне. Но в своей повседневной жизни православные и католики продолжали поддерживать добрые отношения. Об этом свидетельствуют строки из «Хождения» игумена Даниила (начало XII в.), относящиеся к посещению назаретских святынь. Древнерусский паломник пишет: «Над пещерой создана церковь во имя Благовещения. Место это сначала было заброшенным, но католики его обновили и устроили хорошо; здесь находится католический епископ, очень богатый, он владеет этим святым местом». Местные католики оказали православному игумену радушный прием. «Здесь угостили нас хорошо и питьем, и едой, и всем возможным, — пишет он. — В этом городе мы ночевали. И, хорошо отдохнув, встали и пошли в церковь поклониться святому месту».
Обитель начинает возрождаться
После взятия Назарета египетскими войсками (1263 г.) храм Благовещения долгое время лежал в развалинах. Восстанавливать его начали лишь в 1620 г., когда в Назарете поселились францисканцы. Об одном из них монахе Фоме де Новария писал русский ученый-паломник А.С. Норов: «Благочестивые труды, подъятые Фомою де Новария для ограждения от язычников святых мест в Назарете, достойны всегдашней благодарности христиан». Но в 1638 г. храм Благовещения снова был разрушен арабами-кочевниками. Работы по возрождению церкви и монастыря были предприняты в 1730 г. Новопостроенный храм Благовещения и обитель при нем дошли почти без изменений до середины XIX столетия, и большинство русских паломников имели возможность лицезреть именно эти сооружения.
Киевский паломник В.Г. Барский был одним из тех, кто посетил храм Благовещения и обитель францисканцев в 1729 г., до начала строительных работ. Вот что пишет он о католическом монастыре, выстроенном при храме Благовещения: «Есть же паки внутрь веси (селения. — Прим. авт.) монастырь леп (красив) и пространен, иногда при Елени царици благочестивой создан, последи же от басурманов вся раззорен, и ныне паки от римлян, аще не яко первее, но лепо обновлен, и сложен от тех же каменей и разрушенных останков… Внутрь же монастыря, в Назарете обретаемого, в нем же обитают римскии (католические. — Прим. авт.) иноци».
Casa nova
В первой половине XIX в. русские паломники стали чаще посещать Галилею. В 1819 г. сюда добрались две отважные паломницы из Шуйского уезда Владимирской губернии: «села Лежнева девица Анна Алексеевна и вдова Прасковья Степановна». По возвращении в Россию их рассказ о святых местах был напечатан отдельной брошюрой. В нее вошли и сведения о храме Благовещения: «Ходили мы во граде Назарете, где Божия Матерь жила в дому Иосифове. Тут церковь французская (францисканская. — Прим. авт.) увешана вся атласами, а где Божия Матерь читала книгу, на том месте положено наподобие звезды сребряной, а над звездой престол французский».
Многие русские паломники мечтали посетить Палестину хотя бы один раз в жизни. Немногим из них довелось побывать в Святой земле дважды. Но даже из этого ряда выделяется Виктор Каминский, который исходил Ближний Восток вдоль и поперек, причем Назарет он посетил трижды. Его первое путешествие в Святую землю относится к 1851 г. Прибыв в Назарет вместе с группой русских богомольцев, Виктор Каминский направился в католическую обитель Благовещения.
Пока русские паломники поклонялись местным святыням, храм начал заполняться прихожанами — близилось время вечернего богослужения. И посланцы из православной России остались в церкви, чтобы присутствовать на католической вечерне. «Едва послышались гармонические звуки органа, вторимые несколькими певчими, набожные назаретяне опустились на колени и, скрестив руки, во все продолжение вечерни молились с самым искренним чувством, — повествует Виктор Каминский. — Наконец вся церковь вместе с органом пропела «Аве Мария».
Второй раз Виктор Каминский побывал в Назарете в 1857 г. В это время при францисканском монастыре Благовещения уже было учреждено большое странноприимное заведение, называемое Casa nova. «В Назарете существует такая же Casa nova, как и в Иерусалиме, снабженная такими же обильными средствами и составляющая единственный приют для путешественников всех различных исповеданий, — сообщалось в русской печати в 1858 году. — Таким образом католическое гостеприимство имеет здесь тот именно характер общности, которого латины отыскивают во всем; для путешественников высших сословий есть действительно заведение как бы вселенское, кафолическое».
Виктор Каминский, посещавший святые места Палестины, чувствовал себя как дома и в православных, и в католических храмах, воздвигнутых в память евангельских событий. Сознание того, что место, над которым построен храм, освящено стопами Спасителя и Божией Матери, невольно сближало представителей Восточной и Западной Церквей. Об этом и ведет речь русский богомолец в своем дальнейшем повествовании.
«Вошел в храм священник для совершения обедни; за ним хлынул народ; и я удалился во внутренний покой Пресвятой Девы, и там продолжал свое моление пред ложем Богомладенца, — продолжает Виктор Каминский. — Как отраден мне был полусвет этого покоя, как сладок воздух, которым дышало здесь Святое Семейство, как священны мне были стены, хранившие его!.. Пришел и сюда патер — поправил лампаду, зажег две свечи, стоявшие на ложе Спасителя, и стал в стороне, смотря на молящегося странника. Не зная его мыслей, я встал, приложившись к святому ложу, поцеловал стены покоя и хотел было идти, но он удержал меня и, отбив большим ключом, бывшим у него в руке, несколько кусочков от стен святого покоя, предложил их мне, к великой моей радости; потом повел меня вверх, в следующий покой, и объяснял, что там жил Иосиф, полагая, что я в этом месте в первый раз».
Православные акафисты в католическом храме
Чувство сопричастности святым местам, находящимся в ведении католиков, побуждало русских паломников обращаться с просьбой к местным насельникам о разрешении совершить здесь православное богослужение. Виктор Каминский, в третий раз посетивший Назарет в 1862 г., вспоминал впоследствии: «Все желали отслужить акафист Божией Матери на месте Ее Благовещения (то есть в католическом монастыре). С вечера 27 апреля отправлен был переводчик к латинским монахам с просьбой о сем… Один испанский монах сказал, что «храм Божий всегда и везде должен быть открыт для молитвы каждого, лишь бы это не препятствовало общественному богослужению». Положено было после латинской литургии позволить нам отслужить акафист».
Русские паломники, посещавшие Назарет, внимательно знакомились с повествованиями о Святой земле, составленными теми путешественниками, которые побывали здесь ранее. Видимо, поэтому в последующих описаниях паломники стараются не повторять сказанное их предшественниками и, посещая Назарет, кратко сообщают об увиденном. Таковы записки Д.А. Скалона, который посетил Святую землю в 1872 г. в свите великого князя Николая Николаевича. В Назарете почетных гостей пригласили посетить монастырь францисканцев.
В этой обители великий князь и его свита осмотрели все традиционные места поклонения; насельники монастыря радушно приняли гостей из России: «Великого князя встретил настоятель монастыря, худенький старичок француз и остальная братия (преимущественно испанцы). Монастырь обнесен высокою оградой, ворота которой выходят на площадку», — так повествуется об этом в записках Д.А. Скалона.
Умеренность и аккуратность
В 1881 г. в Назарет прибыла очередная группа русских богомольцев во главе со священником Александром Анисимовым из города Изюм Харьковской губернии. Когда они вошли в храм Благовещения, месса уже подходила к концу: «Пять седовласых патеров, служивших соборне, приобщались, а громадный орган немилосердно ревел, мотивируя причастный стих, при мелодическом подпевании малюток».
Отец Александр и его спутники не решились нарушить величие чинопоследования, и до конца богослужения оставались в верхнем храме. Но вот месса закончилась, и российские пилигримы направились в пещеру Благовещения, как это делали сотни и тысячи их предшественников. «С чувствами духовной радости и глубокого умиления, — пишет о. Александр, — приложился к напольному мраморному кругу с крестом в средине и с латинской надписью на серебряном широком ободке: «Слово плоть бысть». На этом месте, по преданию, молилась Пресвятая Дева во время явления Ей архангела Гавриила, и здесь же приняла от него благовестие о зачатии и рождении от Нее Сына Божия».
Будучи приходским священником, о. Александр желал излить свои религиозные чувства в традиционной богослужебной форме. И вот в стенах католического храма зазвучали православные молитвы и песнопения на церковно-славянском языке. «Направляясь к выходу из храма, мы еще раз окинули его взором и мысленно похвалили образцовую чистоту, опрятность и благообразность, соблюдаемые здесь францисканцами», — так заканчивает о. Александр свое повествование.
И как бы продолжая мысль священника Александра Анисимова, другой православный священник Андрей Коровицкий, посетивший этот храм в 1889 году, пишет: «Вы входите в него и удивляетесь: золото, мрамор, огромные художественные картины, сюжетом которых служат события из жизни Богоматери, — и все это содержится в такой безукоризненной чистоте, что и пылинки не найдете здесь; такая обстановка усугубляет ваше благоговейное настроение; совершенно забываешь, что находишься не в православном храме, а в костеле».
Насельники католической обители, как всегда, радушно встретили очередного гостя из России и показали ему и его спутникам все места, связанные с евангельским повествованием о Благовещении. «Понятно, что православный, а особенно священник, чувствует себя на первых порах неловко при чужой обстановке; хочется со всеми познакомиться, а между тем стесняешься обратиться с просьбой к монахам инославным, — продолжает русский пастырь, — но любезность и предупредительность их выручает нас из затруднительного положения; нам немедленно назначили патера, который любезно и терпеливо познакомил нас со всеми достопримечательностями храма начиная с жилища Святого Семейства».
Старообрядцы на Святой земле
В начале ХХ столетия среди русских паломников уже укоренилась традиция совершать краткие богослужения в католическом храме Благовещения. Но они имели такую возможность лишь по будним дням, после того как в церкви заканчивалась месса. А в те дни, когда здесь начинались продолжительные богослужения Страстной седмицы (по западному календарю), православные богомольцы лишались этой возможности, и францисканцы старались ограничить приток русских верующих к святыням, находящимся в стенах их обители.
Вполне понятно, что это вызывало огорчение пилигримов из России. Их мысли и чувства хорошо выразил профессор Киевской духовной академии А.А. Дмитриевский, который в 1908 г. писал: «Мы уверены, что вместо затруднений доступа паломникам в эти желанные и таинственные пещеры было бы гораздо целесообразнее и во много крат полезнее для них добиться у начальника францисканского монастыря разрешения, особенно в день праздника Благовещения, служить для наших паломников здесь, под сводами этих чудных пещер молебен Богоматери с чтением обычного акафиста в честь Ее».
Одними из последних русских пилигримов, посетивших Назарет накануне Первой мировой войны, были старообрядческие епископы Мелетий и Александр. Описание святынь Назарета принадлежит сопровождавшему их в этой поездке мирянину С.И. Быстрову.
Русские старообрядцы посетили и католической храм Благовещения. Необычные гости из России, как водится, с радушием были приняты насельниками обители: «Пожилой монах-францисканец, с выстриженной маковкой и длинной бородой, одетый в длинный коричневого цвета халат, подпоясанный толстым поясом, предупредительно встретил нас и повел по обширному, богато убранному храму», — вспоминал А.С. Быстров.
Другие святыни города
Назарет и его окрестности полны мест, связанных с земной жизнью Спасителя. Поэтому можно продолжить посещение местных католических святынь вместе с православными богомольцами из России.
Русский автор Виктор Каминский, посетивший Назарет с группой паломников, повествует о том, как им довелось побывать в храме, устроенном на месте мастерской праведного Иосифа. «Когда богомольцы возвратились в соборную церковь, очень приветливый служитель храма, органист, предложил свои услуги — сводить нас во все прочие назаретские храмы, — вспоминал Каминский. — Напрасно и говорить, что это предложение мы приняли с особенною благодарностью. Прежде всего привел он нас в римско-католический храм, находящийся вблизи главного монастыря, на месте дома Праведного Иосифа, в котором этот старец занимался плотничеством, и где, по преданию, помогал ему в трудах Сам Иисус Христос, когда пришел в возраст. От этого домика сохранилась еще одна настоящая стена, из крупных диких камней, связанных вечным цементом и совершенно выполированных временем, если не поцелуями усердных посетителей. К этой стене и пристроен настоящий храм».
Тот же русский паломник сообщает о посещении другого памятного места. Он и его спутники побывали в церкви, устроенной там, где, по местному преданию, совершал трапезу Господь со своими учениками.
Поклоняясь назаретским святыням, русские богомольцы стремились выразить свои чувства в православных песнопениях, и францисканские привратники, как правило, не препятствовали этому. У русских паломников, которые бывали у назаретских святынь, находящихся в ведении католиков, оставались самые благоприятные впечатления от увиденного. Как бы подводя итог сказанному, один из них — протоиерей Виктор Гуляев, писал в своих заметках, относящихся к 1890 г.: «В Назарете посетили мы принадлежащие католикам святыни с храмами при них… Храмы католические чисты, светлы, убраны со вкусом. Сопровождавшие нас монахи-католики гораздо любезнее греческих монахов, сопровождавших нас при Гробе Господнем».
Новое время
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшие вслед за этим социальные потрясения в России пресекли поток русских паломников в Святую землю. Лишь небольшое число христиан русского зарубежья смогли побывать здесь в период между двумя мировыми войнами. После 1945 г. возобновилась деятельность Русской Духовной миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат), и снова редкие гости из России стали посещать Назарет и его святыни.
Ныне паломники, приближающиеся к Назарету, уже не увидят прежнего храма Благовещения, возведенного францисканцами в XVIII веке. В 1960-х гг. здесь была возведена громадная базилика Благовещения в виде многоугольной ротонды. Выстроенная по проекту итальянского архитектора Музио, она увенчана бетонным конусообразным куполом, который стал новой эмблемой Назарета. Сегодня эта базилика, освященная в день праздника Благовещения 25 марта 1969 г., является крупнейшей на Ближнем Востоке, и под ее своды по-прежнему притекают богомольцы из многих стран мира, в том числе и русские паломники.
Об авторе: Архимандрит Августин (Никитин) — преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.