Русская линия
Независимая газета Олег Недумов,
Даниил Щипков
20.11.2003 

Иерархи не договорились
Раскол в Православной Церкви не преодолен, поскольку не удалось устранить имущественные и мировоззренческие разногласия

Скандалом завершился второй день переговоров между делегацией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и представителями Московского Патриархата (МП) во главе с Предстоятелем РПЦ Алексием II. Главная тема переговоров — условия сближения и возможного воссоединения двух Церквей. Встречи проходили за закрытыми дверями, и официальной информации об их содержании почти не поступало. Вчера в патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре должен был состояться брифинг по итогам переговоров, но буквально за час до начала его по неизвестным причинам отменили.
По-видимому, это означает, что переговоры идут далеко не так гладко, как предполагалось. Скорее всего разногласия по конкретным вопросам оказались настолько серьезны, что не позволили сделать даже общих «примирительных» заявлений перед журналистами.
Список претензий РПЦЗ к Московской Патриархии известен давно. В первую очередь это «сергианство» и «экуменизм». Под этими «ересями ересей» Зарубежная Церковь имеет в виду сотрудничество РПЦ с безбожной советской властью (декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.) и участие МП в экуменическом диалоге с иными христианскими конфессиями (в частности, во Всемирном Совете Церквей). Однако проблема «сергианства» все больше приобретает исторический характер. Экуменизм, по-видимому, тоже не является непреодолимым препятствием к сближению двух Церквей, поскольку в последнее время РПЦ все больше дистанцируется от участия в экуменическом движении.
Гораздо более важными в ходе переговоров, вероятно, должны стать вопрос о церковном имуществе РПЦЗ и проблема ее административного самоуправления. Согласно уставным документам Зарубежной Церкви все движимое и недвижимое имущество находится в собственном распоряжении приходов и монастырей, зарегистрированных в качестве самостоятельных юридических лиц. В случае ликвидации той или иной общины или монастыря их имущество должно автоматически перейти в распоряжение епархии или Архиерейского Синода РПЦЗ. Случаи перехода общин в другую юрисдикцию в уставных документах не оговорены, но можно предположить, что если в РПЦЗ произойдет раскол и часть приходов перейдет в юрисдикцию МП, они смогут забрать с собой и все свое имущество, включая денежные счета в банках.
В 2001 году в РПЦЗ уже был раскол — часть прихожан осталась верной бывшему главе митрополиту Виталию (Устинову), ушедшему на покой, но вскоре заявившему о своем возвращении к управлению Церковью. Другая, большая, часть пошла за митрополитом Лавром, избранным на Архиерейском Соборе РПЦЗ 2001 года и взявшим курс на сближение с МП.
После встречи в Нью-Йорке в сентябре нынешнего года митрополита Лавра с президентом Владимиром Путиным Предстоятель РПЦЗ окончательно подтвердил свои намерения. Приняв приглашение посетить Россию и встретиться с Алексием II, он продемонстрировал, что воссоединение с Московской Патриархией не такая уж нереальная идея.
Для некоторых иерархов и прихожан РПЦЗ слияние с МП будет означать кардинальную переоценку ценностей и крах идеологии Зарубежной Церкви. Если воссоединение двух Церквей состоится, то РПЦЗ грозит очередной раскол. Впрочем, число недовольных политикой митрополита Лавра не столь велико, и в случае присоединения большей части приходов РПЦЗ к МП «непримиримые» уже не будут играть никакой роли и перестанут существовать в качестве самостоятельной силы. Вероятно, именно на это рассчитывает Московская Патриархия. Однако, если РПЦЗ будет настаивать на сохранении своего имущества и административной самостоятельности, переговоры можно считать провалившимися.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru