Независимая газета | Феликс Юрлов | 18.11.2003 |
Ветеран индийской политики
Родившийся в семье скромного учителя 25 декабря 1924 г., Ваджпаи принадлежит к числу немногих ветеранов индийской политики, деятельность которых началась до завоевания Индией независимости (1947 г.). Еще в 1942 г. 18-летним студентом, изучавшим политические науки и юриспруденцию, он принял участие в антиколониальном движении «Прочь из Индии», которое началось по призыву Махатмы Ганди. Непосредственное участие Ваджпаи в политической жизни Индии началось в 1951 г., когда он стал одним из членов созданной тогда консервативной националистической партии Бхаратия джана сангх (Индийский народный союз — БДС), которая в 1980 г. была преобразована в Бхаратия джаната парти (Индийская народная партия — БДП).
За более чем 50 лет политической деятельности Ваджпаи девять раз избирался членом нижней палаты парламента, дважды — верхней палаты, был министром иностранных дел, лидером парламентской оппозиции, одним из руководителей БДС, а затем и БДП.
Задачу своей партии Ваджпаи видит в перестройке Индии на основе традиций индийской культуры, политической, социальной и экономической демократии, которые гарантируют равенство возможностей и свободу всем гражданам. Некоторые идеологии на Западе, говорит Ваджпаи, основаны на представлении о существовании внутреннего конфликта между личностью и обществом. Однако на деле, полагает индийский премьер, такого конфликта нет. Личность является представителем неделимого общества, которое проявляет себя через личность. Личность — это главный инструмент общества и мера его достижений. Разрушение индивида ведет к потрясению общества. Развитие личности и развитие социума не противоречат друг другу.
Ваджпаи считает, что капиталистическая система экономики, которая признает «экономического человека» в качестве своего центрального субъекта, не отвечает чаяниям людей и не соответствует индийской философии. Социализм, говорит Ваджпаи, возник как реакция на проблемы, созданные капитализмом. Цели социализма похвальны, но его результаты не принесли блага человечеству. Причина в том, что анализ общества и личности, основанный на учении Маркса, — в своей основе материалистический, а потому и неадекватный. Капитализм и социализм расходятся в своей оценке значения частной собственности. Но оба ведут к централизации и монополизации. В результате человек, личность оказываются вне их внимания.
Западный мир достиг большого материального прогресса, но в духовной сфере, по мнению Ваджпаи, ему не удалось добиться многого. Индия, со своей стороны, отстает в материальном развитии, и поэтому ее духовность превратилась в пустой звук. Не может быть духовного спасения без материального благополучия. Поэтому Индия должна стремиться быть сильной и материально обеспеченной, чтобы укрепить здоровье нации и внести свой вклад в мировой прогресс.
Яркие слова, масштабные цели
Правительство, возглавляемое Ваджпаи, считает своим высшим приоритетом вопросы обороны и безопасности страны. С этой целью в мае 1998 г. Индия произвела серию ядерных испытаний, подчеркнув при этом, что остается приверженной целям глобального ядерного разоружения.
Индия неоднократно подвергалась атакам террористов. Поэтому Ваджпаи выступает за усиление борьбы против них. Для искоренения терроризма, считает он, должны быть созданы надежные многонациональные механизмы.
Правительство Индии отстаивает идеи многополярного мира, который должен найти свое отражение в реформировании Совета Безопасности ООН. Индия претендует на то, чтобы занять в нем место постоянного члена.
Премьер-министру Ваджпаи приходится преодолевать сопротивление не только политической оппозиции, но и ряда организаций, традиционно поддерживающих его партию. В последние годы усилилось влияние сторонников хиндутвы (индусскости), которые выступали с требованиями создания «государства индусов» в многоконфессиональной и полиэтнической Индии.
Ваджпаи реагировал на такие заявления в свойственном ему сдержанном и образном стиле. Он заявлял, что хиндутва не может быть предметом предвыборной борьбы, и стремился унять страсти после событий 2002 г. в штате Гуджарат, которые сопровождались погромами мусульман. Для этого он обратился к понятной для индусов мифологии. Ваджпаи сказал, что БДП должна «выпить яд», который появился в Гуджарате после межконфессионального конфликта, — так же как это сделал бог Шива, когда он создавал Вселенную, в результате чего наряду с добром появилось и зло (яд). Шива проглотил его, чтобы избавить человечество от зла.
Ваджпаи-политик любит яркие лозунги, масштабные задачи. Он призывает: «Построим вместе Трудовую Индию, Мужественную Индию, Победоносную Индию. Чтобы реализовать эту мечту, выберемся из трясины негативизма. Пусть нас не преследует прошлое. Смело встречайте будущее. Уверенно продвигайтесь к цели. Переходите от проблем к решениям. Мы — наследники вечной культуры и гордой цивилизации. Величие — наше прошлое, но также и наше будущее».
За последние 10 лет Индия добилась немалых успехов. Экономика выросла вдвое и вновь удвоится менее чем за десятилетие; золотовалютные резервы достигли 90 млрд долл. (еще в 1991 г. они были равны нулю); Индия в срок погашает свой внешний долг; резервы зерновых в стране составляют более 35 млн. тонн; Индия занимает первое место в мире по производству молока; за несколько лет экспорт программного обеспечения из Индии достиг 10 млрд долл. в год; Индия активно инвестирует за рубежом, особенно в нефтяную отрасль — в России, в Судане, Вьетнаме, Ливии, других странах.
Путь к гармонии цивилизаций
Присущее Ваджпаи видение современного мира отражено в его подходе к диалогу между цивилизациями. Во все времена в Индии с ее многообразием религий, языков, культурных взаимовлияний идея такого диалога занимала почетное место в культурной, общественной и политической жизни. Еще веды учили воспринимать и усваивать отовсюду все положительное и жизнеутверждающее. По мнению Ваджпаи, все цивилизации опираются на общие ценности и идеи, которые разделяются мировым сообществом в стремлении к солидарности, миру, справедливости, истине и братству. Будущее мира будет определяться не «столкновением цивилизаций», а движением человечества к гармонии или слиянию цивилизаций. Это не произойдет автоматически. Потребуются большие усилия нынешних и будущих поколений, диалог разных культур и разных цивилизаций, чтобы достичь этого.
Внимание Ваджпаи привлекают изменения, которые произошли и происходят в мире. XX век, пишет он, ознаменовался многими поворотными моментами в истории человечества. Последние 100 лет были одновременно «лучшими и худшими из всех времен». Они принесли с собой моменты «абсолютного отчаяния и взлеты надежды». В XX веке достиг своей вершины и рухнул колониализм. Распались расистские и тоталитарные режимы.
Ситуацию в нынешнем мире, по мнению Ваджпаи, характеризуют два парадокса. Первый — растущий разрыв между нуждами бедных и более чем адекватно удовлетворенными желаниями богатых. Второй — несоответствие между чрезмерной концентрацией внимания на человеке — потребителе материальных благ и услуг и полным забвением «интегрального человека», то есть человека в самом широком смысле этого слова. Достигнутый материальный прогресс, считает Ваджпаи, утратил «человеческий элемент».
Усиление влияния БДП в Индии, приход этой партии и Ваджпаи как ее лидера к власти связаны не только с использованием традиционных инструментов воздействия на массы, но и с умением приспособиться к переменам в стране и мире, сочетая старые и современные методы партийно-политической борьбы со спецификой индийского общества. Правящая коалиция во главе с Ваджпаи находится у власти более пяти лет (с учетом деятельности предыдущего правительства Ваджпаи в 1998—1999 гг.), и власть ее во многом держится на его авторитете и политическом опыте. Коалиция испытывает немалые трудности, однако премьер-министру пока удается их искусно преодолевать.