Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина17.11.2003 

О народном почитании владыки Иоанна

Не иссякает народный поток, тянущийся к могилке приснопоминаемого владыки Иоанна.
На кладбище Александро-Невской Лавры люди приходят и в одиночку, и целыми приходами приезжают. В день памяти — 2 ноября — надо было отстоять большую и долгую очередь для того, чтобы подойти к надгробному кресту. Матушка Анна, которая несет послушание на месте земного упокоения народного Святителя рассказала нам немало случаев — свидетельств о той помощи, которую верующие получают по молитвам к митрополиту Иоанну. Несколько случаев особенно запомнились: Духовное чадо владыки — Вера из Самары очень бедствовала. Получала маленькую пенсию, так как были утеряны сведения о военном времени. Восстановить их не получалось. Матушка усердно молилась владыке, просила помощи. И, можно сказать, произошло чудо? Во время прямого эфира Президента с разными городами Росси, ее связали с В.В. Путиным, и произошло оформление документов в кратчайший срок. Пенсия с 600 рублей повысилась до 3,5 тыс. Приехала на могилку благодарить: «Теперь я смогу ездить».
Еще один рассказ — свидетельство об исцелении, которое произошло на глазах у Анны: Могилка владыки была засажена стелющими седовато-зелеными декоративными кустиками, одна женщина (как потом выяснилось, приехавшая из Белоруссии) наклонилась и вложила руки в это живое надгробное украшение. И вдруг вскрикнула: «Ой, что же это такое!» — когда она вытащила руку, оказалось, что ее скрюченные, неработающие пальцы распрямились. Рука стала здоровой. Женщина не просила об этом. Но она много лет молитвенно обращалась к владыке, как к своему заступнику.
Знаменательно, что рассказы о помощи владыки людям совершенно различны (каждому по нуждам его). Вот рассказ не о физическом, а о духовном выздоровлении: Р.Б.Татьяна на могилке владыки просила, чтобы ей дали возможность хотя бы последние дни лета побыть в тишине, без того многолюдства и суеты, которой очень много было в ее многодетной жизни. И вот «сбежала» она на дачу. Приезжает: а там гости. Нервы не выдержали и, чтобы избежать срыва, помчалась она на озеро, в холод и темень, «все сметая на своем пути». Но и вернувшись, после «водных процедур» бедная мамочка, успокоиться не могла, а про себя еще подумала: «Вот владыка я же тебя просила — и что же?» Но потом, она села в кресло на улице, открыла книгу, и вдруг душу ее охватил такой покой и всепрощение, что никакие гости уже не были страшны. И, когда те уже стали собираться домой, она готова была оставить их еще на месяц. Душа ее умирилась и в одну секунду получила такое отдохновение, которое люди ищут подолгу и не получают. «Спасибо, владыка», — только и могла сказать она.
То сердечное тепло, которое притягивало к владыке Иоанну при его жизни, продолжает согревать людей и после его кончины. «К пустому источнику не ходят» — говорят в народе. Воистину всероссийское почитание петербургского святителя, которое наблюдается на протяжении всех 8 лет после его кончины, свидетельствует, что стал он «источником воды живой». Люди идут к нему с горем, с проблемами, с благодарностью и насыщаются благодатью. «Народным Святителем» мы назвали митрополита Санкт-Петербургского в начале статьи неслучайно. Эти слова выражают тот редчайший дар, которым он был наделен. Бывают «народные батюшки» (но и их не так уж много). А «народных святителей» за всю истории по пальцам можно перечислить. Говорим мы это не в уничижение святительского чина. Просто архиерейское служение — это административное служение, владыки отвечают за положение дел в своей епархии в целом, им некогда вникать во множество отдельных человеческих судеб. А вот владыке Иоанну это каким-то образом удавалось. Так было и в Самаре, где прошла большая часть его жизни, так было и в Санкт-Петербурге. Целыми днями, а иногда и часть ночи он принимал простых людей, отвечал на их письма, беседовал с ними в храме и в кабинете в Епархиальном управлении, исповедовал даже. И умер он на народе, так судил Господь, болел долго, страдал много, а кончина была послана внезапная.
Но тут мы хотим сказать несколько слов о том, что приходилось слышать на могиле митрополита Иоанна, да и вообще в народе. Будто почитать его надо как священномученика, так как он был отравлен. Таким образом, люди, сами не подозревая о том, что они делают, не славу воздают усопшему, а хулят его. Нет в нашей Церкви святых, которые приняли смерть через отравление. А есть у нас слова, знаменующие проявление святости в человеке: «Аще и что смертное испиет, да не вредит». Потому не надо к подвигу владыки прибавлять то, что нисколько его не возвеличивает, а, наоборот, вредит его памяти.
Так же как и всякие возбужденные разговоры о канонизации вредят памяти наших подвижников. Нам еще надо заслужить эту канонизацию. Нам надо научиться жить по тем заветам, которые нам оставил Святитель. Те, кто шумят вокруг всяких канонизаций, представляют этот акт, как «земное признание заслуг» человека, как будто это награждение орденом или медалью. А на самом-то деле канонизация происходит прежде в душах людей.
26 декабря 2002 г. Св. Синод принял постановление по поводу канонизации святых, в котором сказано: «3. Недопустима практика сбора подписей в Епархиях за канонизацию тех или иных лиц, что порой используется различными силами в нецерковных целях.
4. Не следует проявлять поспешности в совершении канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо производить предварительное, тщательное и всестороннее документальное изучение их жизни и служения». Выступая в этом году перед мирянами, председатель синодальной Комиссии по канонизации — митрополит Крутицкий Ювеналий сказал: «Особую ценность представляют публикации и обращения в Комиссию и в другие церковные инстанции, содержащие свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам… Речь идёт в них об исцелениях, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников. Особенно обильны были и есть свидетельства о мироточении икон с изображениями Императора Николая II и Царственных мучеников, о благоухании и чудесном проступании на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета».
Вот законный путь предложенный нам священноначалием: «Быть внимательными к проявлениям чудесной помощи усопшего подвижника. Записывать свидетельства о таковых проявлениях, собирать их, предоставлять в церковные инстанции, способствовать их публикации — ознакомлению, как можно большего числа людей со свидетельствами Божьего благоволения к усопшему праведнику. И так постепенно сложатся условия для нешумного, благоговейного своевременного прославления праведника.
Продолжим рассказ Р.Б. Анны, которая несет послушание на могилке. «Такие разные люди приходят сюда! Особенно хочу сказать о тех, кто постоянно приходит благодарить владыку. Р.б. Игорь приехал из Вышнего Волочка поступать в институт в Петербург. Среди прочих нужно было сдавать экзамен по английскому языку. В школе, которую он закончил, последние три года не было преподавателя по языку, а нанимать репетиторов было не на что. Пришли они на могилку к владыке просить помощи. Английский он сдал на четверку — это было настоящее чудо. Когда я его спрашивала, как это произошло: «А я переводил по смыслу». То есть в его ум был вложен смысл английского текста, и он, не зная лексики и грамматики, все перевел. Теперь уже учится на втором курсе и постоянно посещает могилку.
Приезжали благодарить и супруги из Павловска. Муж попал в Боткинские бараки, и врачи не могли ему помочь, он угасал на глазах. Жена взяла цветочки с могилы владыки стала их заваривать и давала пить умирающему. И он ожил.
Хотя хочу сказать, дело, конечно не в самих цветочках, или песочке с могилки, или маслице, дело в сердечной вере.
У меня самой был такой случай: я сломала правую руку. При чем сразу не поняла, что произошло. Целый день ходила с переломом. А к ночи стала терять сознание от боли. Пошла в больницу, наложили гипс, врачи сказали, что через месяц не раньше рука начнет двигаться. А я стала прикладывать песочек к руке и так настойчиво просила владыку помочь мне. Потому что помощников у меня нет и с одной рукой очень трудно управляться. Через неделю стали двигаться пальцы, я попросила снять гипс. Врачи не хотели, но снимок показал, что кости срослись в невероятно короткий срок!
Да, люди приходят сюда всякие. Ходит, например, девочка Катя, приносит маслице для лампады. Современная девочка, по моде одетая — с голым животом. А когда спросишь, что ее привело, отвечает: «Он мне так помогает. Во всем. Владыка — мой самый лучший друг».
Особо хочу рассказать о том, какое утешение Господь через владыку послал материнскому сердцу. Елене — прихожанке Богоявленского храма во сне явился владыка и сказал: «Хороший у тебя сын. Но он здесь нужен, и ему будет хорошо. А тебя Господь не оставит». В ночь на Пасху ее сын Игорь был убит. И она, к удивлению близких, не плакала на похоронах, потому что сердце ее было покрыто покоем божественным.

Не все рассказы Анны мы предали гласности, кто знает, может быть, названные ею люди, не захотели бы, чтобы мы о них рассказывали публично.
Но, напомним: если вы почитаете митрополита Иоанна, и получали по его молитвам какие-либо проявления Божиего милосердия, то не надо держать эти свидетельства под спудом. Нужно записывать их и собирать.
Присылайте их нам на электронную почту li@rusk.ru И Бог, даст составится серьезная книга, в которой через свидетельства многих людей будет явлено до сих пор продолжающееся молитвенное служения приснопоминамемого митрополита Ионаа (Снычева) людям.

http://rusk.ru/st.php?idar=1000815

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика