Национальная Информационная Группа | А. Андреев | 11.11.2003 |
После смерти митрополита Антония — первого Главы Русской Зарубежной Церкви — ее возглавил митрополит Анастасий. Именно при нем в эпоху Второй Мировой войны иные приходы РЗЦ проявляли определенные симпатии к властям Третьего Рейха.
Почти незамеченным прошло руководство РЗЦ митрополитом Филаретом, однако в эпоху пришедшего ему на смену митрополита Виталия произошел целый ряд событий. И прежде всего, это канонизация Царственных Новомучеников и Оптинских старцев.
В эпоху 90-ых в недрах Русской Зарубежной Церкви усиливается противостояние между «консерваторами» и «молодым крылом» Джорданвилля, возглавляемого митрополитом Лавром. Казалось бы, преодолены все основные противоречия. Уже и Московская Патриархия канонизировала не только Царскую Семью, но и сонм новомучеников и исповедников Российских, произошел отказ от пропаганды экуменизма, а между государством и церковным институтом — если не идиллия, то почти «симфония» — открываются церкви, монастыри, преподается православное вероучение. Что сдерживало митрополита Виталия в данной ситуации от контактов с Московской патриархией, которая не раз обращалась к Джорданвиллю с посланиями — вероятно, так и останется на все времена тайной старейшего иерарха РЗЦ.
Практически смещенный со своего поста три года назад «молодыми», сегодня митрополит Виталий никак не влияет на политику Джорданвилля. В то же время, сменивший его митрополит Лавр, успел уже не только побывать в России (посетил Соловецкий монастырь), но и даже повстречаться в США с президентом Путиным, который пригласил Первоиерарха РЗЦ посетить Москву с официальным визитом.
Кажется, что это сделано даже вне согласования с Патриархом Алексием Вторым (хотя достоверно это, конечно, неизвестно), хотя представить, что два высших архиерея не встретятся — вряд ли возможно. Будет ли это просто «визит вежливости» или же визит, который будет иметь далеко идущие последствия — сказать трудно.
С другой стороны, источники близкие к церковным кругам, уже не первый год судачат о том, что Московская Патриархия имеет виды на имущество Русской Зарубежной Церкви. Пусть это и не Бог весть какое богатство, но захочет ли Джорданвилль расстаться с этим имуществом просто так или будет торг — тоже вопрос. И на что будет готов пойти Московский Патриархат в случае такого торга? И не есть ли столь активная решимость «зарубежников» контактировать с Москвой стремлением материально беднеющей и теряющей паству Церкви найти свое место в куда более мощной и влиятельной структуре, каковой является Русская Православная Церковь?..
Подождем визита митрополита Лавра в Москву. Но каким бы он не оказался — очевидно, что сам прецедент такого визита позволит сделать немалые выводы о перспективах дальнейших взаимоотношений между РПЦ и РЗЦ.