Русская линия
НовгородИнформ.Ру Дмитрий Злаеров03.11.2003 

Богоискатели с улицы Кочетова
В Новгороде прошла выездная сессия союза евангельских христиан и баптистов

В течение четырех дней в Великом Новгороде проходила выездная сессия союза евангельских христиан и баптистов, участие в которой приняли епископы со всех 89 регионов России. Событие это по областным меркам необычное. Во-первых, никогда в Новгороде подобные сессии не проводились. Во-вторых, впервые за всю историю российской баптистской церкви епископы приехали на это собрание со своими женами, также принявшими участие в дискуссиях относительно различных аспектов христианского мировоззрения. Ну и, наконец, самое главное — если собрания священников православной церкви для новгородцев дело, в общем-то, привычное, то сессии протестантов, согласитесь, случай из ряда вон выходящий.

Дела духовные

Баптистская церковь (ответвление протестантизма) в России появилась не так давно — около 140 лет назад. Изначально новое прочтение христианских традиций было, по большей части, распространено среди дворянства и интеллигенции, находящейся в те годы в перманентном поиске идей просвещения «простого народа». Постепенно, и, опять же, не в последнюю очередь с подачи высших социальных слоев Российской империи, баптизм сумел распространиться и среди обычных людей.

В Новгородской губернии первые такие общества появились в 1869 году. На нашу землю новое учение принесли мигрировавшие со своей Родины латыши. Отличий от ортодоксальной христианской церкви (православная и католическая ветви) у баптистов много, но основных несколько. В первую очередь, это касается обряда крещения (собственно, и сам термин «баптизм» произошел от греческого слова «баптио» — крещение). Крестятся баптисты не в младенчестве, а лишь по достижении юношеских лет. «Христос, который, как помните, принял веру в 30 лет, сказал: „Кто уверует и крестится — спасен будет“. То есть сперва у человека должна появиться вера, а лишь затем, как констатация этой веры возможно крещение. А как может уверовать несмышленый младенец — это же абсурд», — говорит помощник новгородского епископа объединения евангельской и баптистской церкви Лев Шульц. Примечательно, что девочек крестят в 14 лет, а юношей — где-то в 20 лет. По словам священников новгородского Храма Христа, это связано с тем, что мужчинам все-таки идти в армию, где надо держать оружие и давать присягу. «Зачем нам конфликтовать с государством?», — говорят они.

Кроме того, баписты принципиально не признают икон и прочего «инвентаря», находящегося на вооружении православной и католической церквей, буквально следуя выражению «не создай себе кумира». «Мы никогда не будем молиться гробам и мощам. Да, мы очень уважаем угодников Господних, но моление их останкам — это, на наш взгляд, отдает спиритизмом, абсолютно не приемлемым для христианства. То же касается и икон. Согласитесь, глупо прийти кому-то в гости и сразу же бросаться говорить с фотографиями этих людей. Зачем, ведь они же и так перед вами живые стоят. Также и с иконами — надо сердцем с Господом разговаривать, а не стремиться создать для себя какой-то фетиш», — продолжает Лев Шульц.

Отличаются и богослужения. Во-первых, проходят они только на современном русском языке (не на старославянском как в православии, и не на латыни как у католиков). Во-вторых, все священники одеты в обычные пиджаки и галстуки, без излишеств. Осовремененный вариант, короче.

Ну и последнее. Единственной священной книгой баптисты считают Библию, не признавая таковыми жития святых, поскольку, по их словам, святые тоже были людьми со всеми присущими человеку грехами, а сами жизнеописания порой грешат откровенной фантастикой, наподобие плавания Антония Римлянина на бочке.

Община сегодня

Впрочем, каковы бы ни были отклонения от «основного» курса христианства, баптисты склонны считать их не существенными. «Главное не форма, а содержание, — говорят они, — А оно, в принципе, одинаково — вера в Отца, Сына и Святого Духа». Кроме того, за годы существования пришлая, в общем-то, церковь сумела мимикрироваться к местным традициям. Так, например, Рождество здесь празднуют как 25 декабря, так и 7 января. «В этом празднике важен сам факт появления Иисуса Христа. А в какой именно из дней это произошло — значения не имеет», — объясняет Лев Шульц.

Вполне возможно, что эти обстоятельства, равно как и отсутствие ярко выраженного сектантства, и сделало баптистскую церковь довольно популярной на Новгородчине. Общины христиан — баптистов существуют в каждом районе. Общее число членов церкви (то есть принявших крещение) насчитывает порядка 500 человек — это как сотрудники новгородского университета, так и бывшие преступники и наркоманы. Это без учета, конечно, их семей, также частенько посещающих молельные дома. Возят в музыкальные школы баптистов (занятия в которых для всех бесплатны) своих детей и другие новгородцы. Правда, предпочитают делать это втихомолку — мало ли чего знакомые скажут.

«Апофеозом» же баптизма на новгородской земле, стало, конечно, появление в 2000 году Храма Христа, что в областном центре на улице Кочетова.

Дела житейские

Сооружение это за счет своих размеров впечатляет даже внешне. Внутреннее убранство тоже необычно. Просторные вестибюли, гардеробы, конференц-зал, собственная столовая (или, как указано в документах СЭН — комната приема пищи), библиотека, учебные классы, спортивный зал. Это, скорее даже не просто храм, а целый христианский центр. Особое место, конечно, занимает молельный зал на тысячу с лишним мест с удобными скамейками. «Лучше сидеть и думать о Боге, нежели стоять и думать о затекающих ногах», — считают баптисты. Наличествуют здесь и фортепиано, и клавишные — служба включает в себя и музыкальные фрагменты.

Естественно, что содержать это хозяйство — дело весьма непростое. Впрочем, обслуживающий персонал насчитывает лишь 8 человек (не считая, конечно, пятерых священников). Серьезные проблемы решают всей общиной, устраивая что-то наподобие субботника.

При этом они не делают секрета из своих источников финансирования. Российские баптисты существуют на пожертвования, которые, по большей части приходят с Запада, в частности, из американского побратима Великого Новгорода — Рочестера. На эти же деньги, к слову, и был выстроен новгородский храм, а вовсе не на средства, выделенные Михаилом Прусаком, как полагают некоторые новгородцы. При этом строительными работами занимались сами члены общины, среди которых немало профессиональных строителей и архитекторов.

Впрочем, не обходится и без спонсорской помощи со стороны новгородского малого и среднего бизнеса. Но она идет преимущественно для домов-интернатов и туберкулезных больниц, издавна находящихся под пристальным вниманием христиан-баптистов.

«Мы мирные люди, но.»

Объединение евангельских христиан и баптистов было официально зарегистрировано в СССР еще в далеком 1944 году. Факт сам по себе примечательный, если учесть, что в то время отношение властей к традиционной православной церкви, было, мягко говоря, не очень. Сказывают, что немаловажную роль в официальном признании баптизма сыграли тогдашние союзники, «рекомендовавшие» Сталину помягче относится к евангельским христианам (не будем забывать, что это ответвление европейского протестантизма). Так это или нет, сейчас сказать сложно, однако, что тогдашние, что нынешние власти к баптистам относятся осторожно, предпочитая не мешать, а посильно помогать. Священники баптисткой церкви постоянные участники заседаний представителей наиболее распространенных религиозных течений области, которые проводит заместитель губернатора Галина Матвеева.

По словам Льва Шульца и с высшим православным духовенством Новгородчины отношения сложились совсем неплохие. В объятия, конечно, никто не бросается, однако общие темы все же находятся. Так, владыка Лев однажды даже прочел проповедь в деревяницком молельном доме. «У нас больше сходства, нежели различий», — говорит Лев Шульц.

На местах ситуация другая. Буквально три года назад в Чудове и Крестцах были сожжены молельные дома баптистов, в Старой Руссе (как считают сами баптисты, не без наущения конкурентов по части «ловли душ») был зверски избит один из последователей этого течения. Сам Храм Христа круглосуточно охраняется физически подготовленной братией — случаев, когда молодежь пыталась сломать все, что только можно было сломать, немало. В то же время, как считают сами верующие, большая часть новгородцев к баптистам все же попривыкла и, в основном, относится к ним по принципу «пасутся коровы, пасутся лошади», то есть никак.

Впрочем, как полагает духовенство евангельских христиан, конфронтация должна все же со временем пройти. «Тысячу лет назад католики прокляли православных, а те, в свою очередь, предали анафеме всех католиков. И вплоть до 20 века и те, и другие ненавидели и убивали друг друга, хотя верили в Христа. Однако в 60-х годах Папа Римский все же нашел в себе силы встретиться с православным Патриархом, что положило начало налаживанию отношений. Я думаю, что пройдут годы, и люди, наконец, поймут, что веруют в одного и того же Бога, просто по разному, и нет смысла ненавидеть своего же брата или сестру», — сказал мне на прощание Лев Шульц.

Авторский постскриптум

Журналист — не третейский судья и никогда не будет самостоятельно судить кто прав, кто виноват, тем более, в таком сложном вопросе, как религиозное мировоззрение. И в этом материале я ни в коей мере не стремился задеть чьи-то взгляды на христианство, просто встретившись с теми людям, что не так часто мелькают на телеэкранах и страницах газет. Можно соглашаться с ними, или нет — это уже личное дело каждого. В конце концов, человеку по вере его и воздастся.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru