Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина11.11.2003 

Обольщение Коэльо
Самый знаменитый писатель современности глазами православных

Имя Паоло Коэльо за последние два года стало в России столь же культовым, как и во всем мире. Его книги издаются небывалыми тиражами и пользуются непреходящим читательским спросом. Поддались под его обаяние и некоторые православные, потому автор этих строк — как одна из них, решила поделиться рассказом о той эволюции отношения к знаменитому бразильцу, которую сама пережила за последние несколько месяцев. Прочитав подряд последние, переведенные у нас книги «На берегу Рио-Гранде села я и заплакала» и «Одиннадцать минут», я, наконец, почувствовала, что меня обманывают и очаровывают (как говорят простые люди: «привораживают»). До этого, читая «Алхимика», «Веронику…», «Пятую гору», «Дьявол и госпожа Прим» (особенно последнюю книгу) я слепо верила, что их автор, как он сам себя аттестует — верующий христианин, напоминает миру о вечных ценностях. Но программная «Книга воина света» уже заставила в этом усомниться, а последние две книги, а потом и все, что пришлось прочесть о самом Коэльо, вдруг связали воедино те мелкие знаки (выражаясь языком самого писателя), которые разбросаны по всем его книгам.

И знаки эти свидетельствуют о том, что завладевший душами миллионов читателей во всем мире «чудесный маг» (так его представляют на обложках книг) владеет искусством тонкого обольщения. Он — явный эзотерик. Да и сам он этого не скрывает, но говорит об этом так, чтобы люди приняли его высказывания всего лишь за метафору. Он пишет о том, что несколько лет занимался оккультизмом, а потом нашел учителя, который вывел его из этих духовных поисков и блужданий. Но описание этого учителя (Гуру) свидетельствует, что это был посвященный более высокого ранга, чем те оккультисты, с которыми он встречался раньше и потому его просто нельзя называть этим тривиальным именем.

Приведем описания названной встречи из разных статей поклонников Коэльо: «Он разыскивал алхимиков в родном Рио-де-Жанейро и за его пределами, ставил в студенческом театре-студии спектакль на тему Изумрудной скрижали и предпринимал иные попытки «утвердиться на зыбкой почве магии».

Лишь в начале 80-х Пауло Коэльо нашел учителя, который указал ему искомую стезю: «Существуют три типа алхимиков… Одни тяготеют к неопределенности, потому что сами не владеют своим предметом. Другие знают его, но знают также и то, что язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку… Третьи — это те, кто и не слышал об алхимии, но кто сумел всей своей жизнью открыть Философский Камень».

Другое описание более емкое и откровенное: «в 1981 году в его жизнь „вошел Рама-Учитель, которому суждено было вернуть меня на прежнюю стезю“. Таинственный гуру открыл Коэльо тайну, которую Христос открыл две тысячи лет назад. Оказывается, многие знают истину, не подозревая о своем знании. Среди таких знатоков, владеющих Всеобщим Языком, Коэльо называет своих предшественников Борхеса, Блейка и Хемингуэя» (кстати, принадлежит это описание, не скрывающему своих эзотерических увлечений, Константину Кедрову).

Но вот самое таинственное, а с другой стороны, самое зловещее, мистически-жуткое признание: «С ним произошла странная история. Он был в своей комнате, когда услышал голос. Поднял голову и увидел перед собой человека, который тут же и исчез. Это было сродни галлюцинации. Только вот образ того человека все никак не выходил у него из головы. А через два месяца наваждение нежданно материализовалось. В одном из баров Амстердама он встретил того самого человека…

Жан, как тот себя назвал, оказался членом одного из старейших католических орденов. В основе этого учения — древние знания, благодаря которым человек может научиться расшифровывать божественные знамения. Словом, Коэльо обрел учителя. Бывший анархист вернулся к вере".

Какая это вера? Сам Коэльо утверждает — католическая. Но никакой правоверный католик не станет так вольно обращаться со Священным Писанием, как делает это он во всех своих романах. А программную книгу максимов — исповедание веры «воина света», скорее можно назвать не исповедованием христианина, а проповедью зараостризма. Сам дух книги заставляет вспомнить известную книгу Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». А отдельные высказывания напоминают цитатник этого гордого немецкого филолога. Да, книги Коэльо обладают филологической притягательностью (этим во многом они меня и «купили») — читая их, как бы разгадываешь шараду: к какому автору, к какой культурной традиции восходит тот или иной сюжет или образ, или высказывание, ждешь, что же будет дальше, раскручиваешь запутанные психологические нюансы. И это приятно: чувствуешь себя очень умным, приобщенным к захватывающей умственно-психологической эквилибристике, Но притягательность мировых бестсселеров «воина света» (так себя называет сам П. Коэльо) не ограничивается филологической невинностью, — почти незаметно для читателя ему навязывают особое мирочувствие (о мировоззрении говорить не будем, мировоззрение при помощи художественного произведения навязать сложнее), но навязываемое мирочувствие, кроме как оккультным, не назовешь.

Приведем цитаты:
«…мой Учитель решил давать мне уроки алхимии. Вскоре я понял, что ее символический язык, столько раз сбивавший меня с толку и так раздражавший меня, — это единственный путь достичь Души Мира, или того, что Юнг называл „коллективным бессознательным“. Я открыл Свою Стезю и Знаки Бога — истины, которые мой интеллект прежде отказывался принимать из-за их простоты. Я узнал, что задача достичь Великого Творения стоит не перед немногими избранными, а перед всеми, кто населяет Землю. Не всегда, разумеется. Великое Творение является нам в форме яйца и флакона с жидкостью, но каждый из нас способен — в этом нет и тени сомнения — погрузиться в Душу Мира (из предисловия к „Алхимику“)».

"Человек имеет право на удовольствие, оно понимается человеком по-своему и не важно какой смысл вкладывают в него другие".

«Каждый человек должен хранить внутри себя священный огонь безумия, а вести себя должен как нормальный человек.

«Все религии ведут к одному Богу, и все они заслуживают одинакового уважения.

Приложение: Человек, выбирая религию, выбирает способ поклонения и таинства. Тем не менее, он один ответственен за свои поступки и не имеет права возлагать на религию ответственность за свои действия и решения. Мы провозглашаем разрушение стены, отделяющей святое от мирского. Отныне и навсегда свято все. Все, что происходит в настоящем, воздействует на будущее и является искуплением прошлого. Разделение на противоположности отменяется! («Жизненные тезисы»)".

Это сам Коэльо.

А его многочисленные критики-поклонники свидетельствуют о том, что они вполне усвоили, вложенное в них через эзотерические тексты, мирочувствие: «Все перемешано — вера и неверие, презрение и уважение, смысл и бессмыслица. Но от этого чтение становится только увлекательней. „Воин Света“ проглатывается за пару свободных от других дел часов, позволяя читателю на мгновение погрузится в мир собственных мечтаний и нереализованных возможностей, давая возможность вновь попытаться сделать выбор, который, возможно, будет на этот раз правильным».

«С давних пор индивидуальность страдала, а коллективизм — торжествовал. Для преодоления внутреннего кризиса человеку нужно было ощутить себя частью целого, слиться с церковью, общиной, народом…
Какое-то время рецепт срабатывал. Но в последнее время индивидуальность так разрослась, что ее не способна поглотить никакая масса».

«Еще совсем недавно эзотерическая литература была рассчитана на узкий круг людей „избранных“ и „посвященных“. Сейчас круг читателей эзотерики расширяется. Все больше и больше людей задаются вопросами о смысле своего существования.
Почему эзотерики читают Пауло Коэльо? Если говорить о первой его книге-бестселлере „Алхимик“, то суть книги состоит в том, чтобы человек смог осознать, насколько он сам способен преобразовать себя и свою жизнь с помощью духовной алхимии, которая на самом деле весьма терапевтична.
Лично я знаю людей, которые пришли к духовно-эзотерическим знаниям, начиная с „Алхимика“ Коэльо». «На самом деле он пишет одну книгу, причем это не беллетристика, а учебник. Нерадивым ученикам вдалбливается, что у каждого свой путь, но „не всем достает мужества идти по своему пути, добиваясь встречи со своей заветной мечтой“. Эта фраза встречается в любой книжке раз 50, а может, 100. Для двоечников. Пока не выучат». «Когда-то латиноамериканцы сочиняли великолепную прозу, где притча уживалась с мифом, а языческие страхи и суеверия имели ощутимый привкус христианства. Вместе с Коэльо „магический реализм“ латиноамериканского образца в очередной раз вступил в свои права на мировой литературной сцене и подтвердил свои возможности».

И, наконец, откровенно-точный вывод: «Взяв в руки книгу Коэльо, читатель уже обречен: он сам становится Алхимиком».

О том, что книги Коэльо не являются мистически нейтральными, свидетельствует и тот факт, что в России они печатаются в издательстве, специализирующемся на эзотерике. А в анонсах говорится о том, что сам писатель дал право именно этому издательству на публикацию всех его книг. Эзотерической символикой наполнены и иллюстрации. Особенно говорящие они в программной «Книге воина света». Один духовно чуткий человек, когда ему расхваливали книги Коэльо, взял одну из них в руки, взглянул на иллюстрации и сказал: «Не стоило бы это читать».

И он абсолютно прав, потому что могу свидетельствовать — чтение это не проходит бесследно. Все тексты знаменитого бразильца пронизаны тончайшим сладострастием — и физическим и духовным. И, в конце концов, именно сладострастие (хотя, оно конечно так не именуется, а именуется красивыми словами о Душе мира) влияет на душу читателя, пачкает ее, расслабляет, уводит в дебри мечтательности.

Несомненно книги Пауло Коэльо требуют не такого личностно-эмоционального разбора, который мы вам предлагаем. Но надеемся, что, если и дальше «коэльовский бум» будет продолжаться, наши богословы займутся серьезным разбором того, что на первый взгляд ненавязчиво (а на самом деле с огромной силой влияния) проповедует «воин света» в своих романах.


В качестве послесловия:
Выдающийся русский кинорежиссер Никита Михалков вел переговоры с Паоло Коэльо на предмет экранизации одной из его нашумевших книг, но безбожные американцы, узнав об этом, перекупили проект православного кинематографиста у писателя-оккультиста.
Из сообщений информационных агентств

http://rusk.ru/st.php?idar=1000760

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru