Русская линия
The Washington Post Сьюзен Глассер10.11.2003 

Иван не такой уж Грозный?
Движение апологетов Ивана Грозного требует от РПЦ канонизировать царя-злодея

Иван Грозный: на протяжении веков его называли одним из самых ужасных злодеев за всю российскую историю, утонувшим в крови тираном, убившим собственного сына и создавшим первую в стране секретную полицию.

Попробуйте убедить в этом Жанну Бичевскую.

Известная с советских времен исполнительница народных песен теперь поет баллады, посвященные этому царю, и пропагандирует на государственной радиостанции идею его канонизации. Когда она рассуждает о его святости, ее глаза наполняются слезами.

Жанна посвятила царю XVI века, которого она называет воином, служившим церкви и истреблявшим врагов России, свой последний альбом, вышедший этим летом. Один из дисков она лично передала Патриарху Алексию II. В какой-то из песен с этого диска говорится, что Бог отметил Ивана святым нимбом.

«Они называют его еретиком, но на самом деле он святой», — заявила Жанна в интервью.

Бичевская не одинока в своем почитании грозного царя, который, по словам историков, уничтожил тысячи сограждан. Существует целое движение, которое призывает РПЦ объявить его святым. В это движение входят священники, пошедшие против официальной линии РПЦ, политики-националисты и радикальные националистические газеты, монархисты и все больше и больше простых православных верующих.

По словам представителей РПЦ, это движение является серьезной проблемой для церкви, поскольку оно ведет свою пропаганду и подминает под себя тысячи людей, угрожая единству церкви.

Патриарх Алексий открыто возмутился против идеи канонизации Ивана, назвав «безумием» попытки уравнять «убийц и мучеников, развратников и святых». В настоящий момент комиссия РПЦ по канонизации собирает исторические свидетельства, доказывающие, что Иван Грозный не может быть причислен к лику святых.

В прошлом «проивановские» силы уже достигали некоторого успеха. В 2000 году та же самая коалиция добилась причисления к лику святых последнего российского царя Николая II (Романова), казненного вместе со своей семьей большевиками в 1918 году. Церковь поддалась этому давлению, несмотря на то, что был прекрасно известен антисемитизм Николая, и то, что он потворствовал еврейским погромам в России.

Жизнь Ивана Грозного делает его самой неподходящей кандидатурой в святые.

Он первым из русских князей начал именовать себя царем, он построил великолепный Собор Василия Блаженного на Красной Площади в память о своей победе в Казани, он проиграл полякам и шведам Ливонскую войну, которая длилась 24 года. Он создал вселявшую ужас «секретную полицию», членов которой называли опричниками, и возглавил погром, в результате которого в 1570 году были убиты тысячи жителей Новгорода. В 1581-м он убил своего сына Ивана.

Он был женат 7 раз (притом что православная церковь разрешает не более четырех браков); он, как предполагается, участвовал в убийстве митрополита Филипа, который порицал террор Ивана и позднее был причислен к лику святых.

В детстве Иван Грозный любил сбрасывать животных с крыши, а когда подрос, устраивал пытки, инсценирующие библейские адовы муки.

Современные фанаты Ивана Грозного называют все это «мифами, легендами и ложью», созданными русофобами, католиками и евреями. Вместо этого они величают Ивана первым российским императором, раздают на общественных мероприятиях открытки с изображением иконы Ивана с одной стороны и молитвой за него с другой. Существует CD-диск, на котором собраны свидетельства, которые должны подтверждать их правоту, в частности фреска XVI века одной из церквей Кремля, где царь изображен с нимбом над головой.

Одной из главных причин роста популярности идеи канонизации Ивана Грозного может быть «наивное невежество» прихожан в отношении их собственной истории после десятков лет советских репрессий. По словам Сергея Чапнина, издателя газеты «Православный вестник», те, кто стоят за этим движением, открыто оспаривают авторитет Алексия.

Многие представители этого движения поддерживают канонизацию Распутина, харизматичного монаха, который имел сильное влияние на семью последнего царя и был известен тем, что под видом проповедей устраивал оргии.

Во времена террора Иосифа Сталина в 1930-е и 1940-е годы советский диктатор создал нечто вроде культа Ивана Грозного, делая упор на его духовность и кампании по обузданию соперничающих князей. Сегодня некоторые сторонники Ивана Грозного призывают заодно канонизировать и Сталина.

По словам Бичевской, сейчас они учат людей молиться о царе Иване.

В советские времена Бичевская прославилась как исполнительница народных песен, печальных баллад, которые в свое время казались подрывными. В 1998 году она заявила, что нашла Бога, встретив человека, ставшего ее мужем, сочинителя религиозных песен из Тулы.

Сегодня свой религиозный национализм Жанна дважды в неделю пропагандирует на государственной радиостанции «Голос России». Тирады против богатых «олигархов», лидеров бизнес-сообщества, перемежаются с призывами отобрать православную церковь у коррумпированной иерархической верхушки.

«Они называют нас раскольниками, — жалуется Жанна. — Они называют нас разрушителями православия».

К Патриарху Бичевская относится свысока, называя его «просто боссом», окруженным в советском стиле привилегированными назначенцами — прямо «церковное политбюро», замечает она. По ее словам, после каждой передачи, в которой она упоминает об Иване Грозном, она получает мешки писем. «Люди благодарят меня, просят прислать им иконы и молитвы за Ивана Грозного». С одной стороны, она не отрицает, что Иван принимал участие в зверствах. С другой — она уверена, что всю эту «грязь» об Иване состряпали католики.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru