Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина06.11.2003 

Ходят слухи тут и там
Не утихает скандал вокруг памяти старца Николая Гурьянова

Еще полвека назад известный русский патриот писатель Иван Солоневич писал, что одной из главных причин, которая погубила русскую монархию, десятилетиями расшатывая ее изнутри, было распространение порочных слухов среди верхних слоев общества, а потом через печать и среди широкой публики. Теперь тот же враг запущен в церковные ряды. Вот уже не одно десятилетие мы наблюдаем, как возникают, распространяются и делают свое черное дело всевозможные слухи. Касаются они чаще всего значимых для церковного народа духовных лиц. Как правило, слухи распространяются с удивительным искусством подлого расчета — в нужное время и в нужном месте, и с нужной подачи.

Причем слухи касаются не только живых, но не оставляют в покое и усопших. Уже целый год мы наблюдаем «мышиную возню» вокруг памяти приснопомятного протоиерея Николая Гурьянова. Мы не собирались ввязываться в это дело, надеясь, что все «само собой рассосется», но увы, не рассосалось, более того обрастает новыми сюжетными линиями. Теперь разговоры вокруг старца связывают еще и с непременной и ближайшей канонизацией Григория Ефимовича Распутина. «Народ запутался» — такие отзывы приходится слышать от простых верующих. Потому попытаемся хотя бы отчасти распутать образовавшийся клубок «бабьих басен».

+ + +

Слухи о тяжелом положении старца, о вынужденном его затворе, созданном келейницами, поползли еще при жизни батюшки. Не исключено, что у этих слухов были реальные основания. Но работа «разрушителя» и состоит, прежде всего, в том, чтобы примешать к правде ложь, сделать искусный замес из этого соединения так, что и от правды ничего не останется. Ложь прежде всего состояла в том, что старец является бессильной жертвой. «Защитники» старца распространяли страшные слухи об его келейницах, писали жалобы, просили, требовали. Для расследования дела была даже снаряжена авторитетная комиссия. И что же? Сам отец Николай выразился ясно и недвусмысленно: «Меня все устраивает, не трогайте живущих со мной людей».

Неужели из страха или из вежливости так сказал старец?

Почитаем жизнеописания подвижников. Многие из них в конце своих дней, а иногда и долгие годы терпели притеснения от ближних своих, но это был их сознательный выбор. Да и, кроме того, рядом со святостью, всегда обостряются страсти. Враг нападает особенно сильно на тех людей, которые находятся вблизи подвижника.

Слушателям слухов в то время опытные духовники говорили: «Имейте благой помысел. Учитесь у старца смирению и послушанию. Люди его поставили в определенные условия, а он воспринимает их, как ниспосланные от Бога и не противится им». Возьмем пример с подвижника, не станем скоропалительного осуждать его близких, даже если их обвинители в чем-то и правы.

Но вот батюшка отошел ко Господу, а «слухотворчество» не прекратилось. Теперь тех же героинь «залитских страшилок» превратили уже чуть ли не в убивцев. При чем версия, которую предлагают сочинители, обличает их нецерковность. «Старца-де отравили». Эти люди забыли слова, знаменующие проявление святости в человеке: «Аще и что смертное испиет, да не вредит». Так что, сами того не ведая, они произносят хулу на старца. И этот сюжет напоминает нам о человеке, имя которого в последнее время так же напрямую связывают со старцем Николаем Залитским, — имя ближайшего друга святой Царской семьи Григория Ефимовича Распутина-Новых, убитого в ночь на 30 декабря 1916 года в результате великокняжеского заговора. Это уже другая нить из распутываемого нами «клубка недоумений», хотя некоторые черты компании слухов удивительно сходятся.

Заговорщики в доме Юсупова надеялись покончить с Распутиным без кровопролития и для этого заготовили специальную отраву, но не смогли осуществить свой замысел. Яд, цианистый калий, едва ли не в предельной концентрации, не причинил ему никакого вреда, и убийцам все-таки пришлось пролить невинную кровь — стрелять из пистолета. При этом (тоже важнейшая деталь) убийца боялся стрелять в лицо и предложил своей жертве помолиться, указывая на Распятие. А когда Распутин повернулся к нему спиной и начал осенять себя крестным знамением, убийца выстрелил в него. Но убить не смог. Пришлось добивать его уже во дворе. Следствие затем установило, истерзанный страдалец продолжал дышать и под водой, после того как был сброшен убийцами в Мойку, а рука его была сложена в крестном знамении, значит, он продолжал молиться. На наш взгляд вся картина смерти Распутина не оставляет сомнений в его мученической кончине. А «неудача» с отравлением только подтверждает известную истину: Бог не попускает тайное убиение своих угодников путем отравления. На наш взгляд вся (убийцами же и следователями) зафиксированная картина смерти Распутина заставляет говорить о мученичестве. И это и надо и ставить на рассмотрение церковного сознания (вернее с этого начинать), а не то чем занимается «пострадавшая сторона» в истории со слухами вокруг старца Николая.

+ + +

Итак, следующий сюжет темы «разговоры вокруг старца Николая» касается его благословения на канонизацию Григория Ефимовича Распутина. Вернее, такая формулировка преподносится распространителями слухов «партии защиты матушек». Эта же группа людей на протяжении последнего месяца активно занимается распространением видеокассеты, на которой документально запечатлено как келейница читает старцу, составленный ею акафист «Святому великомученику Григорию Новому, страннику всея Руси». К появлению этой кассеты можно было бы отнестись с ожидаемым распространителями определенным пафосом, если бы не предшествовала этому некая история, свидетельствующая о грамотном маркетинге «защитников старца». Сначала был запущен слух о том, что такая кассета есть, потом она появилась в малом количестве «для избранных», при этом говорилось, что ее нельзя ни в коем случае не распространять, не тиражировать, и уж тем более не продавать в людных местах. Но потом вдруг эта видеокассета появилась на выставке «Православная Русь» и продавалась там с настойчивыми рекомендациями и однозначным комментарием: «Старец Николай сказал, что нужно канонизировать Распутина, тогда Россия возродится».

Что смущает во всей этой ситуации? Из смиренного, кроткого старца Николая (каким мы видим его и на названной видеокассете) делают грозного ветхозаветного пророка Божия, вершащего от имени Бога судьбы народа. Вообще в лагере «защитников» создается такой образ старца, который должен служить намеченной цели (отсюда и распространяемые слухи о его якобы епископстве). Как сказал один из них: «Надо канонизировать старца Николая, тогда можно будет канонизировать и Распутина». Решительно непонятно, зачем сейчас настаивать на канонизации праведного протоиерея Николая Гурьянова. Кроме смущения в церковном народе это не приведет ни к чему. Ведь память и почитание его нисколько не уменьшились после его смерти. Верующие, знавшие старца при жизни, продолжают обращаться к нему как к живому со своим нуждами и после его тихой кончины. Пройдет время, отпадут второстепенные, неважные воспоминания о нем, в памяти народной выкристаллизуется его светлый образ и, если угодно будет Богу, земная Церковь прославит своего небесного молитвенника. Как это веками сложилось в Церкви. Спешка в таких делах неуместна.

Это же относится и к Григорию Ефимовичу Распутину. Старец Николай высказал свое мнение, оно конечно очень весомо. Но мнение одного человека о святости другого, хотя и может быть решающим в деле канонизации, недостаточно для изменения сознания церковного народа, отравленного ядом повсеместно распространяемой клеветы на Друга Царской семьи. Сначала нужно разрушить в сознании людей «голливудский образ» Распутина, и делать это на наш взгляд, нужно не нагнетанием «мистики от противного» — с пеной у рта доказывать недоказуемое для рационального сознания, что, мол, черная мистика, в которой обвиняют клеветники Распутина, была на самом деле белая, — а трезво, исторически рассуждая, приводя факты, опровергающие, пущенные столетие назад, слухи о Григории Ефимовиче.

Тут так же необходима церковная комиссия, которая проведет непредвзятые исторические исследования. И, отталкиваться она, скорее всего, будет от факта мученической кончины, учитывая, конечно, при этом мнение почитаемого народом старца Николая в этом вопросе. Но, опять-таки, всему свое время. А писать о непрославленном человеке в том стиле, в котором написана (надо сказать очень ценная по собранному в ней фактическому материалу) книга Т. Гроян (ныне схимонахини Николаи) «Мученик за Царя и за Христа Григорий Новый" — это заранее отвратить от его почитания множество людей, не привыкших к «медоточивым, елейным речам». Если Богу будет угодно прославить невинно убиенного Григория, то, как и всегда было в истории Церкви, это произойдет не в ущерб единству церковного сознания. Мы совсем недавно были свидетелями заботы об этом Промысла Божьего. Царственные страдальцы были прославлены Церковью не в 1994 году, когда такое прославление могло смутить многих, а только в 2000, когда уже абсолютно большинство верующих почитало Царскую Семью святыми страстотерпцами и акт канонизации не внес каких-либо нестроений в нашу Церковь.

Так на наш взгляд выглядит второй сюжет «разговоров вокруг старца Николая Гурьянова».

+ + +

И, наконец, третье. В последний месяц появились тексты телеграммы в адрес Святейшего Патриарха и архиепископа Псковского Евсевия, которые рекомендовалось как можно большему числу «верных» отправить вышеназванным адресатам. В телеграммах содержится просьба защитить келейниц старца Николая от возводимой на них клеветы, а так же воспрепятствовать возможной в связи с этим эксгумацией, а так же не допустить установку на могиле старца памятника.

Появление этих телеграмм вполне может стать провоцированием очередного витка в создании «системы слухов», потому что еще на годовщине со дня памяти Старца, авторитетный в нашей Церкви и наиболее компетентный в этом вопросе Архиепископ Псковский и Великолужский Евсевий сказал народу:

«Сейчас не только в нашей обыденной жизни, но и в церковной возникает очень много смущений. Все мы любили отца Николая, но некоторые стороны, которые последнее время были близки к нему, пытаются посеять среди нас плевелы смущения. И это не прекращается по сей день. Самое тревожное во всем этом то, что в Прокуратуру поступают письма о том, что отца Николая отравили. В этих письмах содержится требование раскопать место упокоения батюшки и создать особую комиссию. Церковью запрещено трогать покойного. Но, если у кого-то возникают сомнения в этом вопросе, то он должен действовать не через прокуратуру, а обращаться к Святейшему Патриарху.

Всякие вопросы, связанные с церковными проблемами, разбираются церковным судом, а не гражданским… Пускай он встанет рядом со мной и твердо скажет, что отца Николая отравили. И то смущение, которое кто-то сейчас вносит — все это я называю, не иначе, как провокация. Другого слова у меня нет. Этот человек берет на себя великий грех. Отравить отца Николая не могли, но устраивать провокации могли. Если идти подобным путем и слушать разные наговоры и сплетни, то в Церкви может наступить анархия". («Вера-Эском», сентябрь 2003)

+ + +

«Се сатана просил вас сеять, яко пшеницу», вот, что происходит со всеми нами. Враг искусно, целенаправленно вносит смуту среди православных. Не случайно для этого выбрано имя дорогого всем праведника — старца Николая. Мы все втянуты в атмосферу осуждения, склок, распространения «бабьих басен», мы теряем «дух мирен

Одна верующая женщина, откликнувшаяся на просьбу включиться в компанию протеста и отправить вышеназванную телеграмму, обратилась после службы к подругам-прихожанкам с тревожным призывом: «Чего же мы молчим! Мы старца защитим!» А один опытный верующий человек ответил: «Разве старца нужно защищать, он у Господа», — услышав эти слова, добрая женщина успокоилась и задумалась. Но ведь ее рифмованные строчки отчетливо передали как раз те чувства, которые, еще раз повторим, очень искусно вызываются «режиссером спектакля сеяния слухов».

Таким образом, мы, отвлекаясь от реальных проблем церковной жизни, и включаясь в борьбу с воображаемыми врагами, вносим только смуту, вносим в нее надуманные проблемы, не желая заняться реально существующими.

В заключение скажем, что мы пытались встретиться с «пострадавшими», хотели предоставить им слово, чтобы избежать какого-либо осуждения, а вместе разобраться в том, что происходит. Хотели задать вопросы, чего они хотят добиться своей деятельностью и донести эти планы до читателей «Русской линии». Но, увы, встретиться с нами не пожелали. Поэтому пытаться распутать клубки слухов вокруг старца Николая, нам пришлось в одиночку.

Вот и грызутся почитатели отца Николая между собой на радость врагу, тем самым пятная светлую память доброго старца.

Людмила Ильюнина, Русская линия


Защитим светлую память старца Николая (Гурьянова)

Верующие из Тюмени собираются пикетировать Генеральную прокуратуру, требуя признать смерть старца Николая (Гурьянова) насильственной

http://rusk.ru/st.php?idar=1000734

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru