Правда.Ru | Сергей Югов | 30.10.2003 |
Ну и, конечно, — главное событие празднества. Военно-историческая реконструкция эпизодов сражения, которая устраивается членами военно-исторических клубов России. Своеобразное театрализованное представление с участием нескольких тысяч человек, облаченных в воинские костюмы, в амуниции русской и французской армий начала XIX века… Именно это привлекает каждый год в маленький городок Калужской области большое количество туристов. Современник получает уникальную возможность перенестись из настоящего времени в далекую наполеоновскую эпоху.
Так было и на этот раз. В торжественном митинге, который предварял начало военно-театрализованного представления, участвовали мэр Малоярославца Геннадий Крючков, архиепископ Калужский и Боровский Климент, представители Совета Федерации, педагоги, общественные деятели.
«.Та победа русских войск стала поворотной точкой в борьбе России против наполеоновских захватчиков. Кровопролитное сражение в Малоярославце состоялось 12 (24) октября 1812 года и продолжалось беспрерывно 18 часов. Город 8 раз переходил из рук в руки и был почти полностью уничтожен. Общая численность русских войск в сражении за Малоярославец составляла 30 000 человек, французских — 26 000 человек. Потери с обеих сторон были огромные: около 7000 французов и 6670 русских воинов. Местом наиболее ожесточённых рукопашных боёв стала площадь Малоярославского Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Здесь Наполеон впервые за 20 лет своей победоносной военной деятельности решил отступить и окончательно утратил стратегическую инициативу. Отсюда началось наступление русской армии, освободившей Россию и Европу от агрессора.»
Это сражение вошло в историю как одна из наиболее кровопролитных кампаний 1812 года. После окончания битвы на территории обители, монастырские рвы были завалены телами убитых и раненых людей и лошадей. Единственной уцелевшей постройкой были Святые Голубые ворота с нетронутой иконой Спасителя на них.
«Отрада и утешение» в Малоярославце
На Малоярославском Свято-Никольском Черноостровском монастыре хотелось бы остановиться отдельно (название Черноостровский происходит, скорее всего, от Черного острова — крутого и поросшего густым лесом холма на берегу речки Ярославки, где стоял монастырь). В советское время все монастырское хозяйство было национализировано, последние монахи покинули обитель в конце 1920-х годов. В 1991 году монастырь передали в ведение Калужской епархии, только теперь он стал женским.
Сегодня обитель активно отстраивается. Помогают местные власти, частные жертвователи, хотя большую часть насельницам приходится делать самим — своими собственными силами. В монастыре установлено строгое общежитие: общая трапеза, послушание, традиционные ежедневные беседы, которые проводит игуменья Николая. Каждый день взрослые и дети участвуют в большом крестном ходе — по дивеевской традиции, он называется «Канавка». А каждое воскресенье — «семейный» монастырский праздник с пением акафиста Святителю Николаю (петь этот акафист особенно нравится детям). Монастырь, кроме того, ведет активную благотворительную и просветительскую деятельность: сестры с детьми из приюта посещают больницы, местные предприятия, детский дом, тюрьму. И везде звучат слова ободрения и поддержки, церковные песнопения, раздаются небольшие подарки.
Кстати, пару слов о детском приюте. Называется он — «Отрада», в честь иконы Божией матери «Отрада и утешение». Этот приют для девочек из неблагополучных семей был открыт сестрами женского монастыря в 1994 году, и стал первым в современной России детским православным приютом. Сейчас в его здании, помимо спален, 11 классных комнат (здесь своя школа), часовня, библиотека, компьютерный зал, комната отдыха и концертный зал. В «Отраде» сегодня живут 58 девочек (от 3 до 17 лет), которые собраны с разных концов России. Все они теперь считают приют своим домом.
— Мы стараемся помочь в первую очередь тем детям, которые попали в очень сложную, экстремальную ситуацию, — говорит директор приюта послушница Елена. — Уводим детей с вокзалов, помоек. Часто приходят они к нам грязные, оборванные, со следами побоев. Будучи лишенными нормального детства, девочки страдают тяжелыми психологическими травмами, у них земедленное развитие. Но здесь, найдя любящую семью, наши воспитанницы преображаются, у них открываются таланты. Например, они прекрасно поют, рисуют и вышивают.
По словам послушницы Елены, девочки живут на территории монастыря, но отдельно от монахинь, с сестрами-воспитателями. По окончании здесь одиннадцати классов они сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. Занятия в приютской школе проходят по программе семейного обучения, используются оригинальные методики реабилитации, основанные на православных традициях. С самого младшего возраста девочек приучают к труду: они помогают на кухне, на огороде, чистят снег, убирают храм, территорию. Труд рассматривается в монастыре как послушание. Кто-то ухаживает за домашними животными (в приюте есть морские свинки, хомяки, попугаи, рыбки), кто-то — за цветами и растениями, кто-то отвечает за уборку, или за книги. Возле дома дети сами устроили великолепный цветник. Отдыхать тоже можно по-разному — отмечаются церковные праздники, дни Ангела всех детей, устраиваются чаепития, встречи с интересными людьми.
Но самое страшное наказание для детей — быть лишенной послушания, рассказывает послушница Елена:
— Ребенку говорят: «Ты можешь ходить в трапезную и на службы в Храм, но не на послушание. Сиди в келье, читай книги, а хочешь — спи, в игрушки играй.» И ни одна девочка так целый день не выдерживает.
Как заметил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II по случаю открытия нового корпуса приюта «Отрада»:
— Пусть Господь благословит усилия по воспитанию детей-сирот в Вашей епархии, труды и молитвы матушки Игумении и сестер монастыря, благочестие и добрую волю жертвователей, благодаря которым осуществлено строительство нового здания приюта. Пусть те, кто будет жить в этом удобном и хорошо оснащенном здании, всегда пребывают под благодатным покровом Божией Матери. Пусть Сама Пречистая Дева, скорая Заступница и Небесная Мать всех сирот, всегда будет в этом доме Хозяйкой и Управительницей, а подвизающиеся в нем воспитатели и учителя — Ее добрыми соработницами.